В прекрасном Владивостоке недалекого будущего, где школьники играют в американский футбол, а Илья Лагутенко на укулеле, живет девочка с вечно кислой физиономией. Вечно кислая физиономия у нее по ряду причин. Она, во-первых, подросток. Во-вторых, пережила неприятный инцидент, из-за чего у нее фобии, комплексы и шрамы. Плюс родители в разводе, приходится жить с отчимом и делить комнату с мелким братом. Плюс папа от девочки в космос сбежал и уже несколько лет там с голосовой помощницей тусуется, распевая дурацкую песенку Михея и Джуманджи. Но вот на прекрасный Владивосток недалекого будущего обрушивается метеоритный дождь. И папа-космонавт бросается дочку спасать. Правда, сугубо дистанционно.
Что может быть актуальнее, злободневнее под конец 2022 года, чем очередное кино про разрушительный катаклизм в духе Роланда Эммериха? Который между тем сам давно уже морально устарел, ударился в самопародию (вероятно, сознательно) и сравнительно недавно спел свою оглушительную лебединую песнь под названием «Падение Луны», явившуюся грандиозными поминками по им же фактически придуманному жанру. Однако продюсер Нарек Мартиросян, режиссер Дмитрий Киселев и некоторое количество других людей, ответственных за появление фильма «Мира», сообща решили, что это отличная идея – эпично долбануть по густонаселенному российскому городу спецэффектами и вышедшими из моды лет десять назад штампами.
Впрочем, нельзя сказать, что создатели «Миры» совсем не стали ничего придумывать. Хотя и ученый, который предупреждал об угрозе, но его никто не слушал, присутствует (Игорь Хрипунов). И героический непутевый отец фигурирует (Анатолий Белый). И прочие семейные разборки в наличии. И комические персонажи (Татьяна Догилева, Владимир Симонов, кошечка Муся) в паре сцен возникают, чтобы разрядить обстановку. И так далее. Все как в фильмах Эммериха. Но кое-что сравнительно оригинальное таки имеется. А именно – внезапный элемент антиутопии. Причем антиутопии конкретной, всем известной – «1984».
Как это? А вот так. У папы-космонавта, который служит на здоровенной космической станции, есть доступ к особой суперпрограмме, позволяющей управлять прямо с орбиты любым устройством на Земле. Хоть мобильным телефоном (в том числе при отсутствии сотовой связи), хоть встроенной в плюшевого мишку радионяней, хоть лампочками на дорожных конусах, хоть светофорами. Ну и камерами наблюдения, естественно. Посредством этой суперпрограммы папа-космонавт за дочкой тихой сапой следит, точно Большой Брат. Что, конечно, предосудительно. Но когда случается беда, отточенные навыки сталкера и фантастическая разработка для осуществления тотального контроля оказываются весьма кстати.
Возможно, тем самым нас пытаются ненавязчиво приучить к мысли, что тотальный контроль – это на самом деле хорошо и исключительно во благо. Папа-космонавт ведь совсем не такой, как Большой Брат, он человечный, славный и желает дочери лишь добра. А все проблемы ее, к слову, в конечном счете из-за того, что постоянно лезет куда не надо, очертя голову. То в лифт, то в разваливающееся на глазах здание, то в горящий танкер. Но не будем углубляться в конспирологические измышления. Стоит лишь в контексте отметить, что к системе пожаротушения танкера космический чудо-прибор подключиться не может, потому что она, видите ли, старая. А совсем не потому, что команде сценаристов лень было над третьим актом сильно заморачиваться.
Их, в общем, можно понять. Мы ж на подобного рода фильмы-катастрофы ходим в первую очередь за красивыми бабахами, а не за чем бы то ни было иным. И «Мира» бабахов дает. В частности, сцена непосредственно уничтожения Владивостока – вполне себе. Не столь богато и размашисто, как в других образчиках жанра, поставлена, но недостатки бюджета изобретательно маскируются путем сужения доступного для обзора пространства в кадре и повышения динамики, а недостатки в плане графики почти незаметны, если прищуриться.
Иногда Дмитрий Киселев и оператор Владимир Башта и вовсе принимаются в меру своих способностей подражать Куарону с Любецки, камерой бешено вращая, и в такие моменты «Мира» отдаленно напоминает то «Дитя человеческое», то «Гравитацию». Притом закос под «Гравитацию» им удается куда лучше: все ж и опыт, видимо, сказывается (это они, если что, «Время первых» снимали), и графика в соответствующих сценах, с полетами Анатолия Белого в невесомости между обломками космостанции, выглядит поприличнее. Поэтому в нынешних условиях, когда у нас в кинотеатрах не крутят, будем говорить прямо, ничего, что действительно следует смотреть в кинотеатрах (при всем уважении к любому «не, ну а как же…»), «Мира» выглядит вариантом чуть ли не обязательным и безальтернативным.
А еще фильм важную социальную функцию выполняет, продвигая бодипозитив в правильном смысле: однорукий парень с бионическим протезом учит девочку с сильными ожогами принимать себя такой, какая есть. И кошечка Муся в финале катарсис усугубляет, заставляя рыдать от радости и облегчения. За одно это уже многое хочется простить, включая американский футбол и, допустим, пару эммериховских штампов. Даже с учетом того, что сама кошечка Муся в определенном смысле – тоже эммериховский штамп. Помните ведь отважного пса Бумера из «Дня независимости»? Муся, конечно, в сюжете участвует гораздо менее активно, но зато эффект всякий раз одним своим видом производит в разы сильнее.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…