«КиноРепортер» побывал на съемках приквела «13 клинической» и готов рассказать о том, что происходит на площадке. Первый сезон мистического сериала вышел в конце 2022 года и полюбился зрителям за счет неординарной идеи и качественного исполнения: неизлечимо больной врач Кирилл (Данила Козловский) попадал в странную лечебницу, где пациентов лечили не столько от болезней, сколько от потусторонних сущностей, провоцирующих самые разные симптомы. При этом введение в мифологию сериала было стилизовано под старые видеолекции. В приквеле тему советского научпопа расширят, а зрители узнают, как и зачем на самом деле в Москве появилась больница, в прямом смысле полная дьявольщины.
Осторожно захожу в исполинское здание на Профсоюзной улице. Где-то над головой раздается шипение раций, отчаянно стараюсь не шуметь в гулком холле, но поскальзываюсь – нога предательски едет по плитке. Замираю и оглядываюсь: у самого входа сгружены стендовые плакаты советских времен – что-то про геологию и горные породы. Не обращая на меня никакого внимания, вглубь темного коридора ковыляет безучастный охранник. Несколько минут спустя я узнаю, что здание готовят под снос. Вода отключена, свет есть не везде, а из окон предательски сквозит. В комнате, куда ведет лабиринт темных коридоров, они панорамные, и я раздумываю расставаться с курткой.
Через пару минут сюда же приносят печенье: пока молодой человек распаковывает бумажные тарелки, из его рации раздается: «Сережа Гилев, ты как?». Это голос Ильи Ермолова, сменившего на посту режиссера Клима Козинского. «Я хочу поувереннее сказать эту фразу», – откликается артист спустя несколько секунд. Воображение дорисовывает картинку, которая не совпадет с реальной локацией: чуть позже нам покажут большое помещение, напоминающее зал для партсобраний. На бархатном занавесе – отливающее золотом изображение Ленина.
В комнате, где собрались журналисты, все не так торжественно, но любопытные детали тоже встречаются. Скажем, встроенная прямо в деревянную раму вентиляция на миниатюрном замке. На подоконнике пылится забытый ящик с реальными документами. В углу – специальный «стул для перекрытий» с кислотного цвета стикером. На бумажке красуется кем-то нацарапанная надпись сaution biohazard. Антураж что надо. Входит режиссер…
«Я беру разные жанры и захожу на разные территории и пространства. «Разрешите обратиться» – это такое трэш-кино в хорошем смысле, «Золотое дно» – высокохудожественное высказывание, а «13 клиническая» – третий, совершенно другой мир. К тому же это 1970-е, другая визуальная эстетика. Наш выбор пал на советский брутализм, такой полузабытый стиль, и на основе этого решения мы сделали павильон и подобрали другие локации», – рассказывает режиссер Илья Ермолов.
Интересуюсь, насколько камерным будет приквел, ведь в первом сезоне герои редко покидали больничные коридоры и палаты.
«Будет больше пространства вне клиники, безусловно. Но скажу, что мы старались сделать так, чтобы пространство «13 клинической» не вызывало клаустрофобию у тех, кто смотрит сериал. Дать объем и масштаб, которого, на мой взгляд, не хватало в первой части».
Авторское видение Ермолова проявляется почти во всем, хотя у проекта уже сработавшаяся сценарно-продюсерская команда. Секрет успеха – в поиске точек соприкосновения. Хотя, конечно, есть и обязательные условия. Например, участие в обоих сезонах Виктории Исаковой, которая играет могущественную ведьму и главврача клиники. Но это в будущем – в 1970-х ее героиня занимает не столь высокое положение.
Кстати, Ермолов и сам сыграл в сериале небольшую роль. Его персонаж, Алик 4, – один из мужчин, на которых в клинике ставят опыты.
«В основном сексуального характера, но еще и немножечко другого, – интригует постановщик. – Честно говоря, я не понимаю, как люди, снимая сериалы, могут еще и играть в них главные роли».
Если Виктория Исакова уже знала, что такое «13 клиническая», новички даже не представляли, что их ждет. Большая проблема возникла с поиском кандидатов на роли Брежнева и Черненко. Многие возрастные актеры соглашались на пробы, а потом читали сценарий и отказывались: несмотря на то, что сюжет опирается на реальные исторические факты, мистическое начало никуда не делось. Итогом стало нетривиальное решение, предложенное Ермоловым: генсека сыграл Игорь Миркурбанов, который намного моложе своего экранного героя.
А вот Сергей Гилев согласился сыграть в сериале сразу же, более того, актер признался, что даже пробовался на главную роль в первый сезон. А со сценарием (за оба сезона отвечает Андрей Золотарев) он ознакомился так тщательно, что иногда даже консультировал коллег по кадру:
«У меня все в башке, тем более, что я внимательно смотрел первый сезон, читал сценарий первого сезона еще тогда, когда его собирались снимать, и сценарий приквела перечитал 25 тысяч раз. Я иногда поправляю ребят, когда они не понимают, о чем говорят. Так что я здесь главный специалист, правда».
При этом герой Сергея – одна большая загадка. Даже на прямой вопрос актер отвечает достаточно уклончиво: «Я играю человека, который учредил эту клинику. Но будет ли он там главным? Будут ли у него враги? Кто эти враги? И почему они хотят ему помешать?»
На то, что враги точно будут, намекает его внешний вид: Гилев появляется в гриме. На лице порезы, на костяшках – запекшаяся кровь. Лицо меняет и специальная линза, имитирующая разрыв сосудов. Устрашающий нюанс, мгновенно приковывающий внимание.
В комнате снова повисает интрига, но тут на пороге появляется Ирина Старшенбаум, у которой есть всего несколько минут до входа в кадр. Вопрос, предназначенный для Сергея, в итоге адресуется ей. В комнате совсем темнеет, Гилев включает фонарик на смартфоне и направляет его на коллегу. Его взгляд становится не просто заинтересованным, но и цепким, и сейчас он, одетый в кожаный пиджак, напоминает скорее зловещего следователя, чем актера в перерыве между дублями.
Старшенбаум играет Яну – первого главврача 13 клинической больницы. В столь резком карьерном взлете фигурирует сделка с дьяволом, однако эта сюжетная арка далеко не такая проста, как может показаться на первый взгляд. По словам Ирины, ее героиня поначалу подавляет свои способности и сильно зависит от обстоятельств – и от авторитарного мужа, и от требований эпохи.
В какой-то момент героиня Старшенбаум обретает практически безграничную свободу, но это скорее побочный эффект – изначально она собиралась спасать сына, однако по дороге слегка заплутала. В общем, зрителю стоит ждать много драмы и личностных конфликтов. И, конечно, антуража 1970-х – Ирина говорит, что в визуальном прочтении есть отсылки к «Зеркалу» и «Солярису» Андрея Тарковского.
Уточняю у Ирины, комфортно ли ей существовать в жанре, – до этого она сыграла в мистическом хорроре «Сестры». Который, как выясняется, снимался в том же павильоне, что и нынешний проект.
«Как ни странно, комфортно, хотя мне всегда казалось, что надо быть каким-то особенным человеком, чтобы в эти миры погружаться. А получается интереснее: можешь больше фантазировать и играть, потому что вокруг тебя – придуманный мир, в который ты можешь, как в детстве, поверить».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…