В Театре на Таганке показали трогательный спектакль по пьесе Эдварда Радзинского.
В поисках любви можно забраться на край света, да так ее и не обрести. А вот героев пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» большое и светлое чувство настигает без предупреждения в людном месте посреди города. Именно это непредсказуемое явление неведомой природы, неподвластное бегу времени, исследует Виктория Печерникова в Театре на Таганке.
Первым на сцене появляется харизматичный поэт (Сергей Кирпиченок), тень автора пьесы, что сопровождает происходящее ироничными комментариями. Иногда он позволяет себе вмешаться, стрельнув пару сигарет у главного героя, но все остальное время лишь наблюдает, старательно оберегая зрителя от неверной трактовки сюжета. Под его рассуждения о любви бортпроводница Наташа и физик Евдокимов встречаются на поэтическом вечере в кафе – банальность ужасная. Но теперь эти двое никак не могут друг о друге забыть, не могут даже попрощаться как следует – и болтают до утра.
Сценическое пространство преобразуется на глазах: занавес не отделяет зрителя от героев спектакля, проводником между актами по-прежнему служит поэт, а реквизит меняется, как только персонажи договорят последнюю реплику в диалоге. Погружение в атмосферу 1960-х осуществляется на разных уровнях. Живая музыка в исполнении яркого во всех отношениях ансамбля звучит будто за кадром – на дополнительной маленькой сцене, трансформирующейся под нужды сюжета.
На втором этаже с балконом появляется сердобольная соседка Наташи, парикмахер с разным цветом волос на каждую неделю. По коридору с прозрачными стенами то и дело пробегает озабоченный экспериментом физик – коллега Евдокимова. Звучат стихи о мотоциклистах или песня о кондукторе. А интерьеры и костюмы, тщательно подобранные художницей Ксенией Кочубей, довершают образ далекого СССР.
«104 страницы про любовь» строчка за строчкой знакомят нас ближе с героями, позволяют их понять, и в конце концов из мозаики собирается полноценная картина. Вот только Евдокимов и Наташа не могут как следует разглядеть друг друга: боятся чувств, которые накрывают их с головой. Недаром Эдвард Радзинский говорил, что «писал пьесу о любви, о том, как люди попадают в любовь, как под поезд». Им некуда деться друг от друга, как бы они ни старались.
Эта честная и простая история о настоящем чувстве кажется ужасно знакомой. Не только потому, что пьеса легла в основу фильма Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1986). К финалу первого действия герои становятся почти родными, поскольку ничем не отличаются от обычных людей. Может, дело в неидеальном смехе и странной манере речи Наташи, так тщательно отыгранных Надеждой Флеровой. Может, в эмоциональных всплесках Евдокимова в исполнении Павла Левкина. Или это заимствованный из реальности портрет внезапного сильного чувства с очаровательно-комичным диалогом влюбленных, их чудными и глупыми выходками…
И все же главное здесь – не атмосфера или возможность увидеть произведение Радзинского на сцене (хотя услышать фразу «Ты – лучшая девушка СССР» вживую – отдельное удовольствие). Когда второе действие подходит к концу, перед нами вновь появляется автор-проводник. Только он уже ничего не комментирует. Кажется, будто закончилась целая эпоха, медленно тускнеет свет, и хочется быстрее отмотать назад и вмешаться в ход событий. Потому что «104 страницы про любовь» – действительно про любовь во всех ее проявлениях. Про любовь прошлую и настоящую, материнскую и дружескую, любовь к работе, поэзии, жизни, в конце концов. И любить надо сразу и навсегда. Иначе можно многое упустить.
Ближайшие показы спектакля «104 страницы про любовь» состоятся 30 и 31 мая.
Комментарии