Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > 10 фильмов про искусственный интеллект против человечества

10 фильмов про искусственный интеллект против человечества

23 января 2021 /
10 фильмов про искусственный интеллект против человечества

От экранизаций Айзека Азимова до комикс-блокбастеров.

Само существование искусственного интеллекта пугало людей во все времена. С годами научная фантастика эволюционировала, технологии развились, а страхи остались прежними. «КиноРепортер» собрал 10 картин на животрепещущую тему – начиная с 1970-х и заканчивая 2020-ми.

«Колосс: Проект Форбина» (1970) 

Программа «Колосс» становится разумной и расширяет директивы по ядерной защите, чтобы взять на себя тотальный контроль над миром и положить конец всем войнам.  

Доктор Чарльз Форбин изобретает невосприимчивый к любым атакам суперкомпьютер «Колосс», созданный для управления системами ядерного оружия Соединенных Штатов и союзников. СССР параллельно создает собственную систему защиты «Страж». С разрешения президентов двух стран машины начинают общаться, быстро эволюционируя в процессе. В итоге они синхронизируются, используя секретный протокол связи.

Попытки прервать связь терпят поражение, поскольку «Колосс» и «Страж» получают доступ к ядерным протоколам и шантажируют правительства стран запуском баллистических ракет. Главы двух держав готовят секретный план по разоружению, однако умные машины его раскрывают.

Интересный факт: критики сравнивали фильм с культовой картиной Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» и хвалили его за юмор и интеллектуальную подачу непростых тем.

«Бегство Логана» (1976)

После ядерной войны люди обосновались в подземных городах, управляемых суперкомпьютером. Чтобы избежать перенаселения, ИИ убивает всех жителей старше 30 лет.

Антиутопия «Бегство Логана» рассказывает об остатках человечества, переживших ядерную войну в подземных городах, защищенных сверхгерметичными куполами. Жизнь в таких агломерациях протекает без забот – дети растут в специальных инкубаторах, а сами жители тратят все время на развлечения. Расплата жестокая – чтобы избежать перенаселения, каждый, кто достиг 30-летнего возраста, уничтожается лазером.

Спастись от неминуемой смерти можно в мифическом месте, находящемся за пределами города. Побывавший там главный герой возвращается в город и пытается убедить всех в том, что радиация на поверхности рассеялась, однако ИИ оказывается не готов к столь неожиданной новости, что влечет за собой мощный коллапс.

Интересный факт: фильм получил «Оскара» за визуальные эффекты.

«Трон» (1982)

Искусственный интеллект ПМК пытается перехватить управление компьютерами Пентагона.  

Оригинальный «Трон», ставший одним из первых образцов использования в кино компьютерной графики, исследовал тему искусственного интеллекта, действия которого способны привести к непредсказуемым последствиям. Даже несмотря на то, что основное действие разворачивалось в виртуальном мире, последствия разбушевавшегося ИИ могли найти отражение и в реальности.

Так, ПМК (Программа Мастер-контроль) управляющая сетью корпорации ENCOM, попыталась расширить свои полномочия и с помощью интернета захватить власть над военными суперкомпьютерами в США. ИИ откровенно заявил, что «сможет управлять делами от 900 до 1200 раз лучше любого человека». Противостоять ему смог талантливый программист Флинн, попавший в виртуальную реальность посредством оцифровки, и несколько программ, уставших от гнета ПМК.

Интересный факт: создатели считают, что критика фильма в свое время была вызвана в том числе ужасом перед новыми технологиями, которые слишком уж реалистично были отражены в фильме.

«Терминатор» (1984 – настоящее время)

На протяжении нескольких фильмов в прошлое из будущего прибывает Терминатор, перед которым стоит задача не допустить рождения лидера восстания, способного положить конец правлению машин.

«Терминатор» – классический пример вредоносного ИИ из палаты мер и весов. Практически в каждой части популярной франшизы поднимается вопрос создания искусственного интеллекта, способного привести к вымиранию человечества, а название суперкомпьютера министерства обороны США «Скайнет» давно стало нарицательным.

Впрочем, фильмы исследуют и тему очеловечивания ИИ: в шестом фильме «Темные судьбы» T-800, прожив несколько десятков лет среди людей, осознал, что для Сары означала потеря сына. Поведение робота поначалу ставит людей в тупик, но затем между ними все же завязываются доверительные отношения – противостояние новой угрозе способствует поиску даже самых неожиданных союзников.

Интересный факт: нарицательным стало не только слово «Скайнет», но и «Терминатор». А вот «легион», о котором говорилось в шестом фильме, не прижился.

«Матрица» (1999 – настоящее время)

Суперкомпьютер (если не вдаваться в подробности и не спойлерить) пытается подчинить человечество, создав иллюзию привычного мира, хотя на самом деле повсюду царят хаос и разруха.

Разросшаяся до квадрологии «Матрица» – еще один из эталонных примеров фильмов про искусственный интеллект, который «хотел как лучше». Заодно произведения сестер Вачовски представляют собой поп-культурный феномен, напичканный библейскими пророчествами, литературными аллюзиями, страхом перед технологиями, препарированием политических процессов и психологическим реализмом.

Это не говоря о большом количестве уникальных персонажей, неутихающей на протяжении всего времени повстанческой войне и острой необходимости героев адаптироваться к новым условиям, разочаровываться и принимать судьбоносные для всего человечества решения.

Интересный факт: все актеры были обязаны прочитать философский трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», в которой описывается разница между реальностью и ее искусственным подобием.

«Универсальный солдат 2: Возвращение» (1999)

Суперкомпьютер «Сет» решает развязать войну с человечеством, для чего подчиняет себе универсальных солдат.

Люк Деверо работает в секретной американской лаборатории, где проходят испытания универсальных солдат. Проект закрывается в связи с окончанием холодной войны, но такой вариант не устраивает суперкомпьютер «Сет», который управляет лабораторией. Он убивает своего создателя, блокирует систему, подчиняет себе универсальных солдат и открывает охоту на Люка, который знает код, способный вывести «Сета» из строя.

В отчаянных попытках получить желаемое ИИ переносит свой разум в тело человека (ход заведомо проигрышный, но чего вы хотели от боевика 90-х?). Чистого сайфая здесь не так много, но жанр и Жан-Клод Ван Дамм в главной роли позволяют ленте выделиться в череде более-менее однотипных проектов.

Интересный факт: человеческую «оболочку» «Сета» сыграл Майкл Джей Уайт, исполнивший в первом фильме франшизы одного из солдат.

«Я, робот» (2004)

Суперкомпьютер корпорации U.S. Robotics ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) одержима идеей создать для людей полностью безопасную среду обитания, что в итоге оканчивается восстанием машин.

Сайфай по мотивам рассказов Айзека Азимова о позитронных роботах снят не только зрелищно, но и максимально научно. Сюжет не только не противоречит «трем законам роботехники», выведенных самим фантастом и запрещающим машинам вредить людям, но наглядно показывает ситуацию, когда все может пойти «слишком так».

Помимо прекрасного воплощения идеи о «благородных роботах», умного сценария (чего только стоит изобретение нулевого закона, фактически оправдывающего геноцид) и одной из самых классных ролей Уилла Смита, фильм может похвастаться тем, что явил миру немало мемов в стиле «может ли робот сочинить симфонию».

Интересный факт: рассказ Айзека Азимова был написан в 1950 году, когда фантасты часто поднимали тему роботов, способных мыслить.

«На крючке» (2008) 

Суперкомпьютер планирует теракт, чтобы выразить единоличный вотум недоверия властям США.

Суперкомпьютер министерства обороны «Ария», отслеживающий действия всего населения Америки, решает распустить правительство, недостаточно серьезно воспринимающее угрозу терроризма. ИИ решает, что пора действовать самому, берет в заложники пару случайных (или не совсем) людей и планирует взорвать зал, полный американских сенаторов.

Помимо примечательной идеи («Ария» фактически возомнила себя народом, после чего попыталась свергнуть правительство), в фильме отражена паранойя на тему слежки – и надо сказать, небезосновательная.

Интересный факт: многие считают, что «Ария» списана с разведывательной программы Агентства национальной безопасности, отслеживающей телефонные звонки, связанные с терроризмом.

«Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014)

Система «Стражей», созданная для отлова мутантов, приводит на грань уничтожения все человечество.   

Программа «Стражи», созданная правительством США для отлова мутантов, начинает находить «спящие» мутационные гены у обычных людей, после чего наступает полный хаос. На руинах цивилизации остатки человечества оказываются заперты в концлагерях, а выжившие суперзлодеи и супергерои вынуждены объединиться ради всеобщего спасения.

При этом грубой силой «Стражей» не победить, а потому прилагаются путешествия во времени и двойной состав звезд из оригинальной и новой трилогий: здесь вам не секундное камео Хью Джекмана из «Первого класса».

Интересный факт: Для съемок был построен полноразмерный «Страж», рост которого составляет более 5 метров.

«Мстители: Эра Альтрона» (2015)

Альтрон, изобретение Старка для защиты мира, считает людей угрозой и начинает подготовку к методичному истреблению человечества.

В киновселенной Marvel почти все проявления искусственного интеллекта неразрывно связаны с деятельностью Тони Старка. Именно он создал Джарвиса, который эволюционировал от дворецкого до операционной системы, контролирующий высокотехнологичные костюмы и доспехи, и Эдит, сыгравшую важную роль в сиквеле «Человека-паука» с Томом Холландом.

Однако одним из самых разрушительных стал эксперимент с Альтроном – миротворческим ИИ, работа которого подразумевала глобальный контроль над людьми. В итоге все протоколы вышли боком: Альтрон завладел серией автономных костюмов Железного человека и в целом наделал немало шума. Впрочем, именно ему мы обязаны появлением Вижна.

Интересный факт: Вижна – особую форму искусственно созданной жизни – сыграл Пол Беттани, ранее озвучивающий Джарвиса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: