14 мая Софии Копполе, режиссеру нежных фильмов о девичестве и одиночестве, исполняется 50 лет. Дочь Фрэнсиса Форда Копполы много работала с Биллом Мюрреем и Кирстен Данст, получила «Оскара» и превратила эпитет «девчачий» в комплимент. Мы изучили биографию Копполы-младшей и выбрали 10 любопытных фактов, которые объясняют, как сформировался ее художественный стиль.
Все знают, что София – дочь режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, обладателя «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и 6 «Оскаров» – список регалий можно продолжить. Но он не единственный ее близкий родственник, который занимается кино.
Ее тетя Талия Шайр (урожденная Коппола) – актриса, игравшая в «Крестном отце» и пяти частях «Рокки». Родной брат Роман снимает и продюсирует кино, пишет сценарии, в том числе для фильмов Уэса Андерсона. Актеры Николас Кейдж (по рождению Коппола) и Джейсон Шварцман приходятся Софии двоюродными братьями, как и режиссер Кристофер Коппола. Дело продолжает и новое поколение семьи – племянница Софии Джиа Коппола, дочь ее погибшего брата Джан-Карло, тоже режиссер. Ее «Мейнстрим» показали на последнем Венецианском фестивале.
София Коппола начинала свою кинокарьеру как актриса. В 1980-е она снялась в эпизодических ролях в фильмах отца «Изгои», «Бойцовая рыбка» и «Клуб «Коттон», а также в короткометражке Тима Бертона «Франкенвини» и телесериале «Принцесса, которая никогда не смеялась». В 1990 году 19-летняя Коппола сыграла более заметную роль – дочери дона Корлеоне Мэри в «Крестном отце 3».
Критики оценили фильм по-разному, но единодушно разругали игру Софии. Ее называли даже «фатальным изъяном» картины, а Фрэнсиса Форда упрекали в кумовстве – на роль первоначально собирались взять Вайнону Райдер. София получила за «Крестного отца 3» и свою первую награду – сразу две «Золотых малины».
Вероятно, это повлияло на то, что Коппола отказалась от актерства в пользу режиссуры. Впрочем, еще в одном известном фильме она все же сыграла: в «Звездных войнах: Эпизод 1 – Скрытая угроза» ее можно увидеть в роли Саше, одной из прислужниц королевы Падме Амидалы.
В одном из поздних интервью София рассказала, что в детстве не задумывалась о карьере режиссера.
«Я этого не планировала, но мне нравилось проводить время на съемочной площадке. Там-то я и научилась снимать».
В детстве Коппола увлекалась музыкой, фотографией, модой, но никак не могла найти себя. В 1998 году она сняла свой первый фильм, короткометражку «Превзойти звезду» (Lick the Srat), и поняла, что хочет заниматься кино. А всего через год вышел ее полнометражный дебют «Девственницы-самоубийцы», спродюсированный отцом.
«В книге (фильм снят по одноименному роману Джеффри Евгенидиса, – КР) была тоска, меланхолия, загадка в отношениях между девочками и мальчиками. И я подумала, что не видела такого на экране, того, с чем я могла бы себя отождествить», – говорила Коппола.
Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале, София считает, что его зрителям обязана удачным началом карьеры, поскольку на родине выход ленты прошел незамеченным.
Конфетная эстетика – первое, что бросается в глаза в фильмах Копполы. Многие из них сняты в нежной гамме, нарисованы пастелью и всеми оттенками розового, будто весь этот мир – одна гигантская девичья спальня. Это кино под сенью девушек в цвету: часто героини Копполы – девочки и девушки, которые только открывают в себе женственность, и их нежную красоту воспевает режиссер.
О ярком визуальном ряде пишут все исследователи фильмов Копполы: она снимает «кино девичества», которое стоит рассматривать с точки зрения «политики визуальных удовольствий». Это кино сладкое, но не приторное, Коппола — интеллектуалка, бантики и фантики ее интересуют только как фон. Тема, проходящая красной нитью через все творчество, – одиночество и отчуждение. Кроме того, режиссера интересуют злоупотребления властью и потребительство («Роковое искушение», «Элитное общество»).
На визуальный стиль Копполы повлиял ее интерес к моде – она недолго училась в Калифорнийском институте искусств, но затем бросила. София снимала не только фильмы, но и музыкальные клипы, и рекламу для модных брендов – например, для Dior, Gap, Marc Jacobs и Calvin Klein. Кроме того, Коппола разработала дизайн линейки сумок Louis Vuitton, вместе с Valentino поставила «Травиату» в Римском оперном театре и стала одним из авторов книги о японской модной марке Beams.
Возможно, самый известный кадр из фильмов Копполы – с кедами Converse в будуаре Марии-Антуанетты (Кирстен Данст): они стоят на заднем плане в сцене, в которой королева выбирает новые наряды. Это единственная такого рода вольность в фильме, который в остальном старается соответствовать эпохе (съемочная группа получила беспрецедентное разрешение работать в Версале).
В одном из интервью Коппола рассказала, что кеды появились в картине благодаря ее брату Роману: он снимал дополнительные материалы для фильма, увидел кеды и ради шутки снял их. Позже эти кадры решили оставить.
София Коппола известна творческим постоянством – у нее есть любимые артисты, с которыми она сотрудничала не раз, например Кирстен Данст («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта», «Роковое искушение») и Эль Фаннинг («Где-то», «Роковое искушение»). Но это не обязательно юные актрисы – Коппола часто работала с Биллом Мюрреем. В 2004-м он появился в ее «Трудностях перевода» (за эту картину он получил свою единственную номинацию на «Оскара»), в 2015-м она сняла для Nelflix что-то вроде «голубого огонька» – «Очень Мюрреевское Рождество», в 2020 году актер снова сыграл у нее – в фильме «Последняя капля».
Коппола говорила, что после стольких лет знакомства Мюррей ей как старший брат.
«Он такой душевный, такой забавный – это и делает его неповторимым. Мне кажется, нам всем сейчас нужно немножко Билла Мюррея».
София дважды выходила замуж. Первый раз – за режиссера Спайка Джонса, с которым она начала встречаться еще в 1990-х, во второй раз – за солиста инди-поп-группы Phoenix Томаса Марса. Коппола познакомилась с Марсом, когда они работали над саундтреком к «Девственницам-самоубийцам» (под псевдонимом Гордон Трэкс он выпустил с группой Air самую известную песню из фильма Playground Love). Позже они начали встречаться, Марс записал саундтрек для картины «Где-то» (2010) и с тех пор пишет музыку для всех ее фильмов. В 2011 году Марс и Коппола поженились, у них две дочери – Роми и Козима.
Как и многие из ее одаренных родственников, Коппола не только снимает и продюсирует кино, но и пишет сценарии. Еще в 1989 году отец экранизировал ее сценарий – по нему сняли одну из новелл в альманахе «Нью-йоркские истории».
Коппола ставит фильмы только по собственным сценариям, иногда написанным в соавторстве. «Трудности перевода» (2003) выдвинули на «Оскара» в трех номинациях, в результате София получила награду за лучший оригинальный сценарий.
Хотя список наград Софии не такой обширный, как у папы, ей тоже есть чем похвастаться. Кроме «Оскара», «Трудности перевода» принесли «Золотой глобус» и премию «Сезар». В 2010-м она получила главную награду Венецианского кинофестиваля, «Золотого льва», за фильм «Где-то». А в 2017 году взяла приз за режиссуру на Каннском кинофестивале – жюри отметило «Роковое искушение». Кроме того, Софию любят критики – на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у всех снятых ею фильмов (за исключением «Марии-Антуанетты») преимущественно положительные оценки, а рейтинг «свежести» «Трудностей перевода» и вовсе 95%.
На данный момент в фильмографии Копполы 8 полнометражных картин. Сейчас она готовится к съемкам своего первого сериала «Обычаи страны» (The Custom of the Country) по одноименному роману американской писательницы Эдит Уортон. Его главная героиня Ундин Шпрэгг приезжает из провинции в Нью-Йорк, чтобы пробиться в высший свет. Дата выхода сериала пока не объявлена.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…