Создательнице «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» исполнилось 50 лет.
14 мая Софии Копполе, режиссеру нежных фильмов о девичестве и одиночестве, исполняется 50 лет. Дочь Фрэнсиса Форда Копполы много работала с Биллом Мюрреем и Кирстен Данст, получила «Оскара» и превратила эпитет «девчачий» в комплимент. Мы изучили биографию Копполы-младшей и выбрали 10 любопытных фактов, которые объясняют, как сформировался ее художественный стиль.
1. Кино – дело семейное
Все знают, что София – дочь режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, обладателя «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и 6 «Оскаров» – список регалий можно продолжить. Но он не единственный ее близкий родственник, который занимается кино.
Ее тетя Талия Шайр (урожденная Коппола) – актриса, игравшая в «Крестном отце» и пяти частях «Рокки». Родной брат Роман снимает и продюсирует кино, пишет сценарии, в том числе для фильмов Уэса Андерсона. Актеры Николас Кейдж (по рождению Коппола) и Джейсон Шварцман приходятся Софии двоюродными братьями, как и режиссер Кристофер Коппола. Дело продолжает и новое поколение семьи – племянница Софии Джиа Коппола, дочь ее погибшего брата Джан-Карло, тоже режиссер. Ее «Мейнстрим» показали на последнем Венецианском фестивале.
2. Начинала как актриса
София Коппола начинала свою кинокарьеру как актриса. В 1980-е она снялась в эпизодических ролях в фильмах отца «Изгои», «Бойцовая рыбка» и «Клуб «Коттон», а также в короткометражке Тима Бертона «Франкенвини» и телесериале «Принцесса, которая никогда не смеялась». В 1990 году 19-летняя Коппола сыграла более заметную роль – дочери дона Корлеоне Мэри в «Крестном отце 3».
Критики оценили фильм по-разному, но единодушно разругали игру Софии. Ее называли даже «фатальным изъяном» картины, а Фрэнсиса Форда упрекали в кумовстве – на роль первоначально собирались взять Вайнону Райдер. София получила за «Крестного отца 3» и свою первую награду – сразу две «Золотых малины».
Вероятно, это повлияло на то, что Коппола отказалась от актерства в пользу режиссуры. Впрочем, еще в одном известном фильме она все же сыграла: в «Звездных войнах: Эпизод 1 – Скрытая угроза» ее можно увидеть в роли Саше, одной из прислужниц королевы Падме Амидалы.
3. Не собиралась быть режиссером
В одном из поздних интервью София рассказала, что в детстве не задумывалась о карьере режиссера.
«Я этого не планировала, но мне нравилось проводить время на съемочной площадке. Там-то я и научилась снимать».
В детстве Коппола увлекалась музыкой, фотографией, модой, но никак не могла найти себя. В 1998 году она сняла свой первый фильм, короткометражку «Превзойти звезду» (Lick the Srat), и поняла, что хочет заниматься кино. А всего через год вышел ее полнометражный дебют «Девственницы-самоубийцы», спродюсированный отцом.
«В книге (фильм снят по одноименному роману Джеффри Евгенидиса, – КР) была тоска, меланхолия, загадка в отношениях между девочками и мальчиками. И я подумала, что не видела такого на экране, того, с чем я могла бы себя отождествить», – говорила Коппола.
Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале, София считает, что его зрителям обязана удачным началом карьеры, поскольку на родине выход ленты прошел незамеченным.
4. Снимает «девчачье» кино
Конфетная эстетика – первое, что бросается в глаза в фильмах Копполы. Многие из них сняты в нежной гамме, нарисованы пастелью и всеми оттенками розового, будто весь этот мир – одна гигантская девичья спальня. Это кино под сенью девушек в цвету: часто героини Копполы – девочки и девушки, которые только открывают в себе женственность, и их нежную красоту воспевает режиссер.
О ярком визуальном ряде пишут все исследователи фильмов Копполы: она снимает «кино девичества», которое стоит рассматривать с точки зрения «политики визуальных удовольствий». Это кино сладкое, но не приторное, Коппола — интеллектуалка, бантики и фантики ее интересуют только как фон. Тема, проходящая красной нитью через все творчество, – одиночество и отчуждение. Кроме того, режиссера интересуют злоупотребления властью и потребительство («Роковое искушение», «Элитное общество»).
На визуальный стиль Копполы повлиял ее интерес к моде – она недолго училась в Калифорнийском институте искусств, но затем бросила. София снимала не только фильмы, но и музыкальные клипы, и рекламу для модных брендов – например, для Dior, Gap, Marc Jacobs и Calvin Klein. Кроме того, Коппола разработала дизайн линейки сумок Louis Vuitton, вместе с Valentino поставила «Травиату» в Римском оперном театре и стала одним из авторов книги о японской модной марке Beams.
5. Хулиганит
Возможно, самый известный кадр из фильмов Копполы – с кедами Converse в будуаре Марии-Антуанетты (Кирстен Данст): они стоят на заднем плане в сцене, в которой королева выбирает новые наряды. Это единственная такого рода вольность в фильме, который в остальном старается соответствовать эпохе (съемочная группа получила беспрецедентное разрешение работать в Версале).
В одном из интервью Коппола рассказала, что кеды появились в картине благодаря ее брату Роману: он снимал дополнительные материалы для фильма, увидел кеды и ради шутки снял их. Позже эти кадры решили оставить.
6. Дружит с Биллом Мюрреем
София Коппола известна творческим постоянством – у нее есть любимые артисты, с которыми она сотрудничала не раз, например Кирстен Данст («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта», «Роковое искушение») и Эль Фаннинг («Где-то», «Роковое искушение»). Но это не обязательно юные актрисы – Коппола часто работала с Биллом Мюрреем. В 2004-м он появился в ее «Трудностях перевода» (за эту картину он получил свою единственную номинацию на «Оскара»), в 2015-м она сняла для Nelflix что-то вроде «голубого огонька» – «Очень Мюрреевское Рождество», в 2020 году актер снова сыграл у нее – в фильме «Последняя капля».
Коппола говорила, что после стольких лет знакомства Мюррей ей как старший брат.
«Он такой душевный, такой забавный – это и делает его неповторимым. Мне кажется, нам всем сейчас нужно немножко Билла Мюррея».
7. Музыку для фильмов пишет муж
София дважды выходила замуж. Первый раз – за режиссера Спайка Джонса, с которым она начала встречаться еще в 1990-х, во второй раз – за солиста инди-поп-группы Phoenix Томаса Марса. Коппола познакомилась с Марсом, когда они работали над саундтреком к «Девственницам-самоубийцам» (под псевдонимом Гордон Трэкс он выпустил с группой Air самую известную песню из фильма Playground Love). Позже они начали встречаться, Марс записал саундтрек для картины «Где-то» (2010) и с тех пор пишет музыку для всех ее фильмов. В 2011 году Марс и Коппола поженились, у них две дочери – Роми и Козима.
8. Получила «Оскара»
Как и многие из ее одаренных родственников, Коппола не только снимает и продюсирует кино, но и пишет сценарии. Еще в 1989 году отец экранизировал ее сценарий – по нему сняли одну из новелл в альманахе «Нью-йоркские истории».
Коппола ставит фильмы только по собственным сценариям, иногда написанным в соавторстве. «Трудности перевода» (2003) выдвинули на «Оскара» в трех номинациях, в результате София получила награду за лучший оригинальный сценарий.
9. Любимица критиков
Хотя список наград Софии не такой обширный, как у папы, ей тоже есть чем похвастаться. Кроме «Оскара», «Трудности перевода» принесли «Золотой глобус» и премию «Сезар». В 2010-м она получила главную награду Венецианского кинофестиваля, «Золотого льва», за фильм «Где-то». А в 2017 году взяла приз за режиссуру на Каннском кинофестивале – жюри отметило «Роковое искушение». Кроме того, Софию любят критики – на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у всех снятых ею фильмов (за исключением «Марии-Антуанетты») преимущественно положительные оценки, а рейтинг «свежести» «Трудностей перевода» и вовсе 95%.
10. Снимет сериал
На данный момент в фильмографии Копполы 8 полнометражных картин. Сейчас она готовится к съемкам своего первого сериала «Обычаи страны» (The Custom of the Country) по одноименному роману американской писательницы Эдит Уортон. Его главная героиня Ундин Шпрэгг приезжает из провинции в Нью-Йорк, чтобы пробиться в высший свет. Дата выхода сериала пока не объявлена.
Комментарии