Джакомо Казанова был писателем, ученым, оккультистом, шпионом и великим соблазнителем. Мемуары, в которых Казанова описал свою длинную полную приключений жизнь, сделали его символом XVIII столетия, утонченного и развратного, рационального и легкомысленного. Мировое кино многократно обращалось к его образу, но едва ли кто-то достигнет здесь окончательного совершенства.
Реж. Альфред Деэши, 1918
В главной роли — Бела Лугоши
Первый фильм о Казанове и, вероятно, первая главная роль Белы Лугоши. Мы его, впрочем, никогда в этом образе не увидим: в сохранившихся отрывках фильма нет заглавного героя. Тем интереснее читать описание ленты. Восставший из мертвых Казанова осваивается в Европе начала двадцатого века, примеряет щегольские костюмы и с новой силой соблазняет женщин. Все оборачивается кровопролитием, разбитыми сердцами и раскаянием бессмертного повесы, который в итоге возвращается в свой склеп.
Метафора фильма, снятого в едва очнувшейся от Великой войны и получившей независимость Венгрии, ясна. Старая порочная Европа не хочет умирать, образы прошлого вновь обольщают и притягивают к себе жертв. Символично, что Бела Лугоши скоро вновь «восстанет из гроба», теперь уже в образе вампира Дракулы (на фото), который также поддерживает в себе жизнь за счет соблазнительных девушек.
Реж. Александр Волков, 1927
В главной роли — Иван Мозжухин
Французский фильм русского эмигранта Волкова, масштабная постановка с дуэлями, погонями, петербургскими балами и венецианским карнавалом. В отличие от венгерской картины, теперь это уже экранизация мемуаров героя. Несмотря на солидный возраст, возможно, это все еще самый легкий и забавный фильм про авантюриста Казанову — прямо в духе его эпохи и воспоминаний.
У Казановы лицо великого русского актера Ивана Мозжухина, которое, словно в демонстрации эффекта Кулешова с ним же в «главной роли», одинаково подходит интеллектуалу, бретеру и герою-любовнику. В пространстве фильма эмигрант Мозжухин возвращается в имперский Петербург, приходит на заснеженную Красную площадь. Очевидно, что кульминационное возвращение изгнанника Казановы в родную Венецию также отражало тоску создателей фильма по оставленной России.
Реж. Риккардо Фреда, 1948
В главной роли — Витторио Гассман
Наконец, в роли легендарного итальянского персонажа снялся его соотечественник. Дебют Витторио Гассмана, начинавшего как драматический актер, а позднее прославившегося в трагикомедиях. Фильм будущего пионера итальянского хоррора Риккардо Фреда — пожалуй, единственная подлинно классическая и серьезная картина о Казанове в годы его блеска и славы. На благородном его лице лежит тень неизбывной печали, происходящей из глубокого знания любви и людей. Со шпионской миссией Казанова вновь оказывается в России, там, в заснеженных степях, гибнет девушка, которую он мог бы подлинно полюбить. Смерть обводит жизнелюба вокруг пальца.
Реж. Луиджи Коменчини, 1969
В главной роли — Леонард Уайтинг
Кино многократно обращалось к Казанове в пору расцвета, а затем — в старости, но только комедиограф Луиджи Коменчини всерьез исследовал отрочество и становление будущего ловеласа. Фильм довольно точно следует воспоминаниям Казановы о его ранних годах. Детство в венецианской актерской семье, суровый пансион в Падуе, обучение у богатых покровителей и попытка церковной карьеры — так рос Казанова перед тем, как решил «никогда не отказывать себе в самом необходимом».
Фильм иронически показывает, как религиозное чувство сублимирует сексуальное, и каков путь мальчиков, рано осознавших, что за дьявол овладевает грешниками. Казанову-подростка играет Леонард Уайтинг, красавец и интеллектуал подобно своему персонажу, только что ставший всемирно известным после роли Ромео у Дзеффирелли. Если Ромео гибнет, взвалив на себя всю тяжесть любви, Казанова начинает подлинно жить, узнав прелесть легких утешений.
Реж. Федерико Феллини, 1976
В главной роли — Дональд Сазерленд
Лучший и главный Казанова, и похожий, и непохожий на свой легендарный прототип. Феллини, который вынес свое имя в название фильма рядом с именем героя, показывает механическую суть сексуальности в Галантном веке. Все — театр и все — марионетки. Ритуальные танцы соблазнения напоминают кружение фигурок в музыкальной шкатулке. Век, когда механикой Ньютона объясняли как движение небесных тел, так и движения души, все превратил в условность. Даже секс здесь показан максимально ненатурально, в театральном духе.
И лишь сам Казанова со слегка удивленным лицом Сазерленда в бесконечных своих поисках все пытается заглянуть за грань, увидеть ускользающую суть жизни. В финале он, глубокий старик, уже разодетое чучело, потеха для бородачей в черных костюмах из нового века. Бесконечно одинокий обломок эпохи вспоминает свой уходящий на дно город и единственную безусловную любовь — механическую деревянную куклу.
Реж. Этторе Скола, 1982
В главной роли — Марчелло Мастроянни
Еще один, переживший свой век Казанова — одна из центральных фигур на историческом полотне Этторе Скола. Главный герой здесь писатель-вольнодумец Ретиф де ла Бретонн, путешествующий по Франции в разгар революции. В одной карете с ним едут Казанова, американец-демократ, новые буржуа и старые аристократы. Мастроянни, которому еще не было шестидесяти, мастерски изображает дряхлого кавалера в стесненных обстоятельствах: на каждой остановке приходится полчаса обновлять макияж в придорожном сортире.
Он признает, что больше не может заниматься любимым делом жизни и впереди лишь одиночество, но держится со спокойным достоинством, которое заслоняет комичный облик напудренного старика. Мимо проезжают женщины, узнавшие его слишком поздно, на обочине дороги бутылка вина, которое Казанова однажды пил с королем. Людовик XVI убит, а вскоре станут достоянием истории и остальные герои прошлого.
Реж. Эдуар Ньерман, 1992
В главной роли — Ален Делон
Также оригинальная ипостась Казановы, на сей раз только стареющего, но все еще опасного. Фактически это и последний большой выход бывшего секс-символа Алена Делона, прощание без сожаления с амплуа героя-любовника.
Казанова возвращается в Венецию после 18 лет изгнания, чтобы в последний раз попытаться покорить город. На пути он останавливается у друзей в замке, где приносит своего рода дорожную жертву: соблазняет юную красавицу и убивает на дуэли влюбленного в нее молодого офицера. Напрасно девушка дразнила признающегося в любви ветхого льва, называя его старым и бессмысленным. Нельзя недооценивать опытных негодяев прошлого: помимо Казановы здесь это еще и похожий на припудренного вампира рогоносец-маркиз — последняя роль Алена Кюни.
Реж. Лассе Халльстрем, 2005
В главной роли — Хит Леджер
Режиссер клипов «ABBA» и полных светлой печали фильмов вроде «Хатико», Лассе Халльстрем попытался воскресить легкого и веселого Казанову в новом столетии. Сделать это можно было лишь переосмыслив судьбу авантюриста. По сюжету обольститель влюбляется в писательницу-феминистку, такую же независимую, как он сам, и с ней, вопреки грустной реальной судьбе, получает шанс на счастливую жизнь.
Погони, фейерверки и чудесные избавления от смерти переживает герой Хита Леджера, одного из самых тонких актеров своего поколения. Если оптимизм «нового Казановы» в фильме и не вполне убедителен, это все же повод взглянуть на Леджера. Собственная слава сердцееда, облик и повадки рок-звезды, а затем — ранняя смерть, закрепили его образ одного из последних героев-любовников кино, под стать его бессмертному персонажу.
«Последняя любовь Казановы» уже в кинотеатрах.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…