Реж. Федор Бондарчук, 2017
Московский спальный район проверен на прочность инопланетным кораблем. Старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум), оказавшись в эпицентре столкновения, чудом выжила. Ее конфликт с отцом, полковником ФСБ Лебедевым (Олег Меньшиков), только крепнет на фоне происходящих событий. В жизни девушки появляется пришелец (Риналь Мухаметов), возникшее между ними чувство сулит только проблемы.
Герои фильма оказались ближе и понятнее зрителю, чем во всех смыслах идеальный Максим Каммерер из «Обитаемого острова», усиленно борющийся с тоталитарным режимом. Отсюда и зрительский успех, позволивший запустить сиквел и думать о развитии целой киновселенной. Бондарчук снижает пафос звания «первого русского фильма про инопланетное вторжение» мелодрамой, успешно разыгрывая вечную историю невозможной любви в узнаваемых чертановских декорациях. Безобидные бытовые зарисовки, в которых гуманоид заправляет блины горчицей или приходит на концерт Макса Коржа с девушкой, граничат с вариацией масштабных городских волнений на почве определения «свой-чужой». В этом смысле название отрабатывается полностью, притяжение оно не только в чувствах, но и в падении космических тел, а уж с тем, чтобы сделать это эффектно у Бондарчука проблем никогда не было.
Реж. Дмитрий Светозаров, 1989
Некогда этот город стоял у моря, но вся вода ушла, теперь его окружают нескончаемые пески. Оттуда, где казалось бы не должно быть жизни, совершают набеги псы-людоеды. Все чаще находят изуродованные тела. На отстрел опасных животных отправляется небольшая группа мужчин.
Несмотря на то, что фильм Дмитрия Светозарова обладает классическим зачином для хоррора, по прибытию в логово кровожадных дворняг, герои не столько сталкиваются с ними, сколько остаются наедине с собой. Свора разношерстных мужчин расплачивается за свои пороки, трус умирает от страха, алчного губит жажда наживы, муки совести доводят до сумасшествия. Окруженные зыбучими песками, заброшенные улицы оказываются этакой зоной из «Сталкера», в которой проще сойти с ума, чем выбраться из нее. Аномалия, происходящая с сохранившими свой облик собаками, созвучна мутации сознания, которая поочередно поражает охотников. «Псы» впечатляют не только филигранно проработанным психологизмом каждого из персонажей, чьи крики от безысходности сливаются в общий нечеловеческий вой, но и давящей атмосферой беспомощности, наступающего безумия. Особенно символично это выглядит на фоне грядущих перемен, наступивших после 1989 года, когда картина вышла.
Реж. Павел Костомаров, 2019
По стране воздушно-капельным путем распространяется эпидемия. Симптомы просты: начинается как ОРВИ, заканчивается бельмами на глазах и летальным исходом. Город закрыт на карантин. Специально обученные люди в противогазах увозят заразившихся в неизвестном направлении. В центре нарастающего переполоха оказываются две семьи, вынужденные держаться вместе на долгом и тернистом пути в Карелию.
Премьера нового сериала стриминг-сервиса Premiere состоялась на прошедшем ММКФ, где первые две серии были смонтированы в полнометражный фильм. Смотрелись они, если закрыть глаза на финал, состоящий из текстовой справки, вполне самодостаточно. Но, к счастью, сейчас проект выходит именно в многосерийном формате. Концепция эпидемии органично вплетается в специфику менталитета: толпа готова линчевать за безобидный кашель, новостные блоки цензурируются, пока о вирусе не начинают говорить все. Тем лучше, что герои продвигаются все дальше по российской глубинке. Заброшенные региональные поселки — богатая натура для постапокалиптического сеттинга. Ручная камера заслуженного документалиста Павла Костомарова старается приблизиться к героям вплотную, что успешно передает зрителю их паническое состояние.
Реж. Михаил Брашинский, 2012
Мать с сыном отправляются в Финляндию на туристическом автобусе. Выясняется, глава семейства умер совсем недавно и планируемый отдых — попытка отвлечься. На подступах к границе мальчик узнает, что на самом деле это шопинг-тур. Первой точкой на маршруте станет супермаркет, который откроется на ночь специально для гостей. Оказавшись между торговых рядов, на туристов нападают местные. По преданию, в этот день каждый финн должен съесть иностранца.
Малобюджетный триллер бывшего кинокритика «Афиши» Михаила Брашинского сделан в формате мокьюментари, «взглядом» камеры мобильного телефона, подаренного главному герою в самом начале фильма. И, в большей степени, несмотря на то, что на экране появляются оторванные руки, а искусанные туристы беспомощно лежат на белоснежном кафеле магазина, режиссера увлекает драма своих героев. Конфликт родителей и детей, усиленный утратой, может погасить только угроза смерти. И на моменте, когда по законам жанра начинается упорное «выживание», семья сближается, начиная терапевтические беседы о наболевшем. Сам «Шопинг-тур» к финалу оказывается черной комедией, дискомфортной, полной воздуха, фиксирующей ту грань, когда охотник и жертва невольно меняются местами.
Реж. Михаил Хлебородов, 2007
Ближайшее будущее. Орбитальную станцию «Мир» достают со дна океана, континенты объединяются в союзы. На секретной военной базе срабатывает аварийный маяк. Бывалый солдат по кличке Гудвин по просьбе начальства собирает свой отряд, распавшийся пять лет назад из-за внутренних распрей. Они отправляются на остров, чтобы стабилизировать обстановку. Ученые в лаборатории перебиты, те, что выжили, теряют рассудок и звереют. Оказывается, что это последствия вируса, и все прибывшие на станцию уже заражены.
Дебют заметного клипмейкера девяностых Михаила Хлебородова был поставлен по рассказу Ивана Охлобыстина и поделен на два полнометражных фильма. Первый — затянувшаяся экспозиция, второй оказывается отдаленным парафразом карпентеровского «Нечто». Впрочем, сложно перечесть количество референсов, которыми вдохновлялись на этапе производства от «Чужого» до «Соляриса». Обозначенный в названии, параграф экспедиционного устава призывает группу к самоликвидации при невозможности устранения угрозы. И чтобы не дать пути вирусу на большую землю, герои тянут жребий и сражаются друг с другом насмерть. При амбициозности задумки, картина состоит из штампов, в том числе речевых: диалоги звучат как прямой перевод фраз из заокеанских боевиков девяностых. Однако при всех недостатках это симптоматичная для середины нулевых попытка освоить жанр в отечественном кинематографе.
Реж. Крис Горак, 2011
Салон самолета на несколько секунд погружается во тьму на подступах к столице. Двое целеустремленных стартаперов, отправившихся в Россию представить свое приложение для туристических знакомств, недоброе предзнаменование не заметили. Мало того, что их идею присвоили, весь город оказывается обесточен, улицы наводнены практически невидимыми сгустками энергии, при контакте с которыми, человек оборачивается пеплом. Отступать некуда, американское посольство разгромлено, придется бороться.
Формально, инопланетное вторжение уже затрагивало Москву до «Притяжения». Сейчас представить себе даже такого масштаба копродукцию США и России сложно. Режиссером выступил Крис Горак, опытный голливудский художник-постановщик (например «Бойцовского клуба»), но его карьера после «Фантома» заглохла. Фильм был спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым и сейчас выглядит скорее как документ времени, в котором нашла свое отражение Москва начала нового тысячелетия глазами иностранца. Большой, пустой мегаполис, один из многих, где, как выяснится в финале с заделом на сиквел, равноценно дают отпор другие предприимчивые герои. Действие написанного Джоном Спэйтсом еще до «Прометея» сценария могло происходить где угодно. За русскую идентичность отвечают троллейбусы, подземка, да Гоша Куценко: будучи борцом сопротивления, он внезапно появляется верхом на коне.
Реж. Заур Болотаев, 2012
Эксперименты ученых по достижению бессмертия привели к непредвиденным последствиям. Душа серийного убийцы перемещается по городу, будучи способной вселяться в тела людей на несколько часов. В городе все чаще происходят необъяснимые события. От убийства школьницы на выпускном, до землетрясения, хаоса на улицах и возникновения в небе темной энергетической тучи.
Ключевой для своего времени проект ТНТ из тех, что были сделаны не в жанре комедии. Наверное, один из первых шагов в производстве телеканалом «киносериалов», которые ознаменовали появление через несколько лет сервиса Premier и наполнения его рискованным и экспериментальным контентом. «Моими глазами» — это мозаика. События, продолжающие друг друга, запечатлены субъективной камерой (задолго до «Хардкора») с перспективы разных героев, начиная со старшеклассника, заканчивая коррумпированным полицейским. Написал его Илья Куликов, уже после успеха «Глухаря», но еще до статуса самого востребованного шоураннера страны. К сожалению, за открытым финалом первого сезона не последовало продолжения. А новость о продаже прав на концепцию телеканалу Fox так и осталась новостью — разработка застопорилась.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…