Как проходила XXI торжественная церемония вручения премий Национальной академии кинематографических искусств и наук России за 2022 год.
Сегодня стали известны имена обладателей самой престижной российской кинопремии «Золотой орел». «КиноРепортер» ведет репортаж с места событий – из легендарного 1-го павильона «Мосфильма». Впервые с начала года вместе собрались самые яркие представители отечественной киноиндустрии.
На соискание премии за 2022 год рассматривались отечественные кинофильмы, впервые публично показанные в России с 1 декабря 2021 года по 30 ноября 2022 года, а также телефильмы и сериалы, первый показ которых был завершен в те же даты.
Лидером по числу номинаций (12) стала картина Алексея Сидорова «Чемпион мира». Фэнтези «Сердце пармы» представлено в 10 категориях, военные драмы «Однажды в пустыне» и «Первый Оскар» получили по 7 номинаций, а «Здоровый человек» Петра Тодоровского – 6. Среди актеров по 2 номинации получили Никита Ефремов (драма «Здоровый человек» и сериал «Нулевой пациент») и Анна Михалкова (сериалы «Исправление и наказание» и «Алиса не может ждать»).
Церемония началась с вручения премии за вклад в киноискусство Владимиру Наумову, ушедшему от нас совсем недавно – 29 ноября 2021 года. «Золотого орла» жене талантливого режиссера Наталье Белохвостиковой вручил Карен Шахназаров.
«Это мой первый «Золотой орел» без Володи – 20 лет в этом зале мы были вместе. «Мосфильм» для моего мужа был местом силы. Он приезжал сюда, просто чтобы подышать этим воздухом, подойти к пруду… Спасибо вам. Думаю, Володе это было бы очень дорого и приятно», – поблагодарила российскую киноакадемию Белохвостикова.
Зал почтил память Владимира Наумова и других, внесших большой вклад в российскую культуру кинематографистов – Игоря Масленникова, Леонида Куравлева, Сергея Пускепалиса, Евгению Брик, Виктора Мережко, Инну Чурикову, Николая Досталя, Эдуарда Артемьева и других…
Чтобы назвать первых лауреатов, на сцене появилась актриса Анна Снаткина: «Важно, что академия награждает не только большое игровое кино и сериалы, но и авторов коротких метров, анимационных фильмов и документального кино». И объявила победителя среди короткометражных фильмов. Им стал фильм «А» Татьяны Жуковой.
«Спасибо за такое доверие, постараюсь его оправдать. Хочу рассказать свою заветную мечту: давно иду к съемкам полнометражного дебюта, пока не получается. Но думаю, что эта птица позволит мне в этом же году взлететь к полнометражному кино», – сказала Татьяна, принимая награду.
Лучшим анимационным фильмом заслуженно признали «Финника». Вышедший за призом режиссер мультфильма Денис Чернов поделился: «Производство анимации – штука неторопливая. Мы делали этот фильм 4 года и надеялись на положительный отзыв».
Приз за лучший неигровой фильм «Фаза Луны» получил Андрей Осипов. За наградой поднялся на сцену сын режиссера и поблагодарил всех, особенно – Министерство культуры.
Награды в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший монтаж» фильму «Однажды в пустыне» вручает лауреат «Золотого орла» кинооператор Эдуард Гимпель. Глава компании Cyber post Вячеслав Болтенков, получив приз за визуальные эффекты, рассказал: «На этом проекте мы взрывали, отрывались и взрывали себя в тонусе. Это первая наша картина как самостоятельной студии».
Пятикратный обладатель «Золотого орла» композитор Юрий Потеенко, прежде чем объявить лауреатов в номинациях «Лучшая работа звукорежиссера» и «Лучшая музыка», заметил: «Порой звукорежиссура и музыка – единое целое. Приятно, что за нами идут молодые». И искренне пожелал всем успехов.
Ростислав Алимов получил «Золотого орла» за лучшую работу звукорежиссера в фильме «Сердце пармы». А Артем Васильев — за лучшую музыку к фильму «Чемпион мира».
«Совершенно неожиданная новость! На самом деле музыкальное решение в картине – не только заслуга композитора. Режиссер и режиссер монтажа в нашем случае сыграли огромную роль в формировании музыкального контекста. Так что я разделяю этот приз со всеми, кто участвовал в создании музыкального пространства, и хочу почтить память своего ушедшего учителя Эдуарда Артемьева, благодаря которому я вообще оказался в мире киномузыки», – поделился с залом Васильев.
Заслуженная артистка РФ Татьяна Лютаева, прежде чем объявить лучших художника-постановщика и художника по костюмам, рассказала: «Моим дебютом была роль в фильме «Гардемарины, вперед!». И тогда я отчетливо поняла, как важно, чтобы рядом была твоя команда. Чтобы каждый человек знал, чего добивается режиссер. И костюмы, особенно в этой картине, – очень важная часть».
В обеих номинациях победили члены съемочной команды «Сердца пармы»: художник по костюмам Екатерина Дыминская и художники-постановщики картины Павел Новиков и Владимир Трапезников.
«Вы все здесь лучшие! Даже если кто-то не получил заслуженных наград – вы все равно победители, и у вас все впереди! Раньше на платформах демонстрировали то, что снималось для ТВ и проката. А сейчас проекты платформ с радостью берут федеральные каналы. Это взаимообогащение, движение вперед», – воодушевила всех Марина Зудина, готовясь объявить лауреатов за работу в сериалах для стримингов.
Лучшей актрисой за блестящую роль в сериале «Алиса не может ждать» признали Анну Михалкову. А награды за лучшую мужскую роль в сериале «Нулевой пациент» удостоился Никита Ефремов.
«Спасибо продюсерам за то, что мы взяли такую сложную тему. Прочитав сценарий, я не сразу поверил, что это у нас вообще можно снять, еще и показать на Первом канале… Хочу поблагодарить и режиссеров, и моих партнеров – Аскара Ильясова, Евгения Стычкина, Лизу Шакиру, Ваню Добронравова. И конечно, всю команду. Многие люди остаются за кадром, но кино – командный процесс», – сказал Никита и поблагодарил маму.
Сериал «Художник» назвали лучшим, вышедший за призом продюсер проекта Антон Златопольский заметил: «Честно, неожиданно! 20 лет назад вышел первый масштабный сериал нового типа «Бригада». А сегодня все представленные здесь проекты онлайн-платформ – огромные кинематографические произведения. Это, наверное, главное завоевание текущего момента».
Вслед за ним режиссер сериала Тимур Алпатов поблагодарил «трудолюбивую команду и прекрасных артистов, которые помогли создать этот фильм».
Актриса Екатерина Климова объявила победительницу в номинации «Лучшая женская роль на телевидении». Ею стала Юлия Хлынина за главную роль в сериале «Елизавета».
За Евгения Стычкина, сыгравшего лучшую роль на ТВ в сериале «Алиби», «Золотого орла» получил продюсер проекта Иван Самохвалов. И остался на сцене, чтобы получить приз за лучший сериал на телевидении.
«Мне кажется, грань между первым и вторым планами в кино часто стирается. Особенно когда это касается мастеров своего дела», – сказала Александра Урсуляк, прежде чем назвать фамилии исполнителей лучших женской и мужской ролей второго плана.
Лауреатами в этих номинациях стали Дарья Балабанова за роль в драме «Здоровый человек» и Евгений Миронов за роль крестителя Ионы в масштабном эпике «Сердце пармы».
«Дорогие друзья, в этой картине я играю священника, причисленного к лику святых. Про него в Википедии написано! Мы снимали зимой, в мороз, и я забирался по лесам на храм и потянул себе спину. Потом приехал в Москву и с позвоночником что-то случилось. Рука начала отниматься, и ничего не помогало. Даже иглоукалывание. И я подумал: это мне наказание за актерскую наглость. Едва я это осознал, все стало постепенно улучшаться. А всех создателей «Сердца пармы» поздравляю со зрительским успехом, с такой высокой оценкой профессионального сообщества. Всем нам желаю добра и любви – несмотря ни на что», – рассказал о своей работе Миронов.
«Золотого орла» за лучший сценарий к фильму «Здоровый человек» вручили режиссеру картины Петру Тодоровскому:
«Это огромная честь. Когда я только начинал всем этим заниматься, мог ли я ожидать, что мою писанину так высоко оценят? Хотя история, написанная мной, не могла бы быть рассказана без потрясающих актеров, всей съемочной группы и продюсеров, которые решили запустить грустный разговорный фильм дебютанта».
Лучшей операторской работой признали вклад Михаила Милашина в фильме «Чемпион мира»: «Выходить на сцену намного волнительнее, чем снимать кино. Знаю, что моя мама сейчас сильно переживает. Мама, успокойся! Он наш!»
Петр Тодоровский вернулся на сцену, чтобы получить «Золотого орла» за Ирину Старшенбаум – ее наградили за лучшую женскую роль в фильме режиссера «Здоровый человек».
Лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль» стал Иван Янковский за его работу в фильме «Чемпион мира».
«Не буду лукавить – это одна из сложнейших ролей, что я играл. Осмелюсь рассказать одну историю. Был экватор съемок. Мы снимали в штабе Карпова. И вдруг режиссер Алексей Сидоров говорит: «Ты мне не нравишься. Вот просто не нравишься. Ты не Карпов». Я ему: «Как не Карпов?» «Не знаю, – говорит. – Но не Карпов». «Так почему же я его играю?» И он отвечает: «Не знаю». Уточняю: «А кто знает?» Он повторяет: «Не знаю». После этого я заплакал. Мне стало горько, больно и обидно. Оставалось только уйти в вагончик и переставлять фигуры на шахматной доске. Я двигал их и пытался почувствовать свое место в профессии, в жизни… А дверь осталась открытой. И тут мимо проходит Алексей. Смотрит на меня в слезах и говорит: «Вот это характер». И уходит. Это дало мне дикий стержень заниматься этим дальше и сейчас стоять на сцене. Так что хочу тебя за это поблагодарить, – обратился к режиссеру Иван. – Твоя работа с актером была выдающейся. Я такого еще не испытывал. И, надеюсь, не испытаю».
Ведущие торжественной церемонии Дарья Златопольская и актер Алексей Гуськов пригласили на сцену Алексея Сидорова, но не для того, что он смог ответить Янковскому, а вручить «Золотого орла» за его выдающуюся режиссерскую работу в фильме «Чемпион мира», который следом был объявлен лауреатом в главной номинации – «Лучший фильм» 2022 года.
«Крайне тронут, спасибо большое! Ваня меня немножко сбил с настроя, вспомнив один из наиболее драматичных моментов, поверьте, весь фильм шел через тернии. Но я глубоко благодарен Ивану, проявившему поистине чемпионский характер, – сказал режиссер фильма-победителя Алексей Сидоров. – Благодарю Леонида Верещагина – только он мог решиться запустить фильм про шахматы и сделать из него большую человечную картину. Спасибо Никите Михалкову, Антону Златопольскому и Рафаэлю Минасбекяну за доверие».
Все лауреаты премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» за 2022 год:
- Лучший фильм — «Чемпион мира», реж. Алексей Сидоров
- Лучший телевизионный сериал — «Алиби», реж. Нурбек Эген
- Лучший сериал онлайн-платформ — «Художник», реж. Тимур Алпатов
- Лучший неигровой фильм — «Фаза Луны», реж. Андрей Осипов
- Лучший короткометражный фильм — «А», реж. Татьяна Жукова
- Лучший анимационный фильм — «Финник», реж. Денис Чернов
- Лучшая режиссерская работа — Алексей Сидоров, «Чемпион мира»
- Лучший сценарий — Петр Тодоровский, «Здоровый человек»
- Лучшая женская роль в кино — Ирина Старшенбаум, «Здоровый человек»
- Лучшая женская роль на телевидении — Юлия Хлынина, «Елизавета»
- Лучшая актриса онлайн-сериала — Анна Михалкова, «Алиса не может ждать»
- Лучшая мужская роль в кино — Иван Янковский, «Чемпион мира»
- Лучшая мужская роль на телевидении — Евгений Стычкин, «Алиби»
- Лучший актер онлайн-сериала — Никита Ефремов, «Нулевой пациент»
- Лучшая женская роль второго плана — Дарья Балабанова, «Здоровый человек»
- Лучшая мужская роль второго плана — Евгений Миронов, «Сердце пармы»
- Лучшая операторская работа — Михаил Милашин, «Чемпион мира»
- Лучшая работа художника-постановщика — Павел Новиков, Владимир Трапезников, «Сердце пармы»
- Лучшая работа художника по костюмам — Екатерина Дыминская, «Сердце пармы»
- Лучшая музыка к фильму — Артем Васильев, «Чемпион мира»
- Лучший монтаж фильма — Алексей Кошелев, «Однажды в пустыне»
- Лучшая работа звукорежиссера — Ростислав Алимов, «Сердце пармы»
- Лучшие визуальные эффекты — компания Cyber post, «Однажды в пустыне»
Партнёр премии «Золотой орел» компания «Сима-ленд»
Комментарии