Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Знак бесконечность: Космос глазами культовых режиссеров

Знак бесконечность: Космос глазами культовых режиссеров

11 апреля 2023 /
Знак бесконечность: Космос глазами культовых режиссеров
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)

Кубрик, Тарковский и ВАЛЛ•И бороздят просторы Вселенной.

Мечтательно взирая на небо, творцы делятся со зрителями уникальным видением космоса и его скрытыми от невооруженных глаз тайнами и возможностями. В честь грядущего Дня космонавтики мы тоже надели скафандр и отправились в звездную экспедицию по фантастическим фильмам, чтобы узнать, как видят космос культовые режиссеры.

«2001 год: Космическая одиссея» (1968)

Тайна

Космическая одиссея

Космос у Стэнли Кубрика – это что-то загадочное и пугающе красивое: черный монолит, красочные трипы, маниакальный искусственный интеллект, высший незримый разум, звездное дитя. Через сюрреализм, визуально яркие образы и нарочитую недосказанность режиссер показывает зрителям мистическое пространство, которое одновременно знакомо зрителям и чуждо. Кубрик считал, что главный вопрос для человечества заключается в том, одни ли мы во вселенной. И чтобы это понять, люди должны достигнуть вершины технологического прогресса в надежде покорить космос и узнать, что скрывается в его темных уголках.

«Солярис» (1972)

Дом

Солярис

Для Андрея Тарковского космос представлялся чем-то чужеродным и неприятным – тем, к чему человек должен быть нравственно не готов. Именно поэтому его «Солярис» получился таким камерным фильмом с земным настроением, где главный герой Кельвин больше сосредоточен на образах родных и дома, по которым он тоскует.

Взгляд Тарковского на космос противопоставляется оригинальному видению Станислава Лема, для которого как истинного фантаста и футуролога космос – это в первую очередь возможность, открытия, то самое «прекрасное далеко». Поэтому в его романе Кельвин остается на Солярисе вынужденно, без какой-либо надежды, а не находит там новую родину или дом, как было у Тарковского.

«Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977)

Арена

Космос

Джордж Лукас провел кропотливую работу над проработкой мира «Звездных войн»: многочисленные расы, орден джедаев, технологии, экономика, планеты. И, разумеется, Сила – главная тайна «Звездных войн», до конца не изученный феномен, существующий во вселенной повсюду и играющий важную роль в любых масштабных конфликтах.

А связывает все эти мастерски прописанные элементы космос. Лукас использует его как сцену, которая служит не только дорогой героев из точки А в точку Б, но и эпических масштабов полем битвы между различными крупными и не очень межгалактическими организациями. Космос в «Звездных войнах» выступает шахматной доской, на которой вершится судьба далекой-далекой галактики.

«Тайна третьей планеты» (1981)

Приключение

Кадр из мультфильма

У культового советского мультфильма Романа Качанова по произведениям Кира Булычева более оптимистичный, даже немного детский (в хорошем смысле этого слова) взгляд на космос. Для него бескрайние просторы вселенной – это огромная игровая площадка, где авантюристы и первооткрыватели смогут вдоволь утолить жажду приключений.

Проводником по мирам анимационной ленты выступает добрая и любопытная школьница Алиса Селезнева, которая, как и сами зрители, впервые знакомится с манящими, завораживающими и полными загадок планетами и их обитателями. Через ее мировоззрение авторы «Тайны третьей планеты» также пытаются донести одну важную мысль: даже несмотря на внешние и внутренние различия, любые разумные виды или расы могут найти общий язык и сосуществовать в гармонии.

«ВАЛЛ•И» (2008)

Надежда

С самых первых минут «ВАЛЛ•И» Эндрю Стэнтона демонстрирует зрителям ужасающее пророчество: если мы перестанем заботиться о Земле как о родном доме, то рано или поздно она перестанет быть для нас таковым. И тогда у людей больше не останется никаких вариантов, кроме как обратить свой взор вверх. Космос в мультфильме выступает как глобальный «план Б» по побегу с обреченной планеты и последняя надежда на выживание для человечества. Мир не ограничивается только одной Землей, и людям жизненно необходимо развивать технологии, чтобы начать покорять новые горизонты. Правда, избыточного веса все же стоит избегать.

«Гравитация» (2013)

Одиночество

Гравитация

Альфонсо Куарон показал космос настолько реалистично, насколько смог: без прикрас, романтизации и мистификации. Это не более чем бескрайняя пустота, куда космонавты отправляются не ради ярких впечатлений, завораживающих видов и запоминающихся полетов в невесомости, а ради работы. Для них космос – часть опасных будней, когда жизни постоянно что-то угрожает.

И порой такие смельчаки, как героиня Сандры Буллок, сталкиваются с вынужденным одиночеством, которое только усиливается давящим и беспросветным пространством. Многие к этому оказываются не готовы как физически, так и морально. Космос в «Гравитации» – это выживание, он не прощает ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: