«КиноРепортер» — о победителе Венецианского кинофестиваля, который обещает стать новым словом в экранизациях комиксов.
Готэм лихорадит. Преступность спровоцирована безработицей, на улицах лежат горы мусора, зреет бунт. Артур Флек заботится о больной матери, исправно ходит к психотерапевту и работает клоуном, мечтая о карьере комика. После избиения местной шпаной в подворотне беды стремительно нарастают: за порчу рекламной таблички его притесняет начальство, а после и вовсе увольняет, опираясь на клевету коллеги. Мать героя упорно шлет письма Томасу Уэйну, взывая о помощи и веря в благородство местного магната. Выступление Артура в стендап-клубе, на которое возлагались все надежды, подвергается всеобщему осмеянию. Обстоятельства планомерно подводят Артура к черте, за которой весьма кстати придется подаренный пистолет.
Комедиограф Тодд Филлипс, автор трилогии «Мальчишник в Вегасе», убедил боссов Warner Bros. согласиться с новым взглядом на культового злодея вселенной DC. После долгих переговоров режиссер не только добился у студии разрешения на жесткий рейтинг «R», но и уговорил Хоакина Феникса сыграть заглавную роль. Учитывая дотошность актера в выборе проектов и его привычку работать исключительно с крупными авторами, новость о запуске фильма произвела фурор. Изначально оговаривалось, что «Джокер» не будет иметь отношения к параллельно развивающейся киновселенной по комиксам DC («Чудо-женщина», «Лига справедливости» и т.д.), а упор будет сделан на самостоятельную концепцию.
Исполнительным продюсером фильма должен был выступить Мартин Скорcезе, однако он выбыл из проекта из-за сложнопостановочного «Ирландца». Упоминание классика в контексте «Джокера» все же необходимо, поскольку Филлипс оглядывается в первую очередь именно на его наследие. От «Таксиста» здесь тяжелая социальная обстановка и всепоглощающее саморазрушение героя с воспаленным восприятием реальности. От «Злых улиц» — место действия: Готэм похож на преступный и грязный Нью-Йорк второй половины 70-х. Популярна аналогия с «Королем комедии», который также рассказывал о комике-неудачнике, но еще больше важна связь с фильмом классика «После работы». Из этой подзабытой черной комедии Филлипс взял нескончаемое абсурдное невезение, с которым Артур сталкивается на протяжении картины.
«Джокер» сделан в большом голливудском стиле, а художественно равняется на период «Нового Голливуда», когда Фридкин, Коппола, Кассаветис и Олтмен были в расцвете сил. Сейчас в схожей традиции работают Пол Томас Андерсон и Джеймс Грэй, и соседство «Джокера» в венецианском конкурсе с картиной «К звездам» последнего выглядит символичным — режиссеры обоих фильмов выходят из зоны комфорта в непривычный для себя жанр. Если подумать, Тодд Филлипс — закономерный выбор для ленты о Джокере: фильмография комедиографа сложена из печальных и безумных историй про великовозрастных кидалтов с легкими психическими расстройствами, у которых все идет наперекосяк. Еще в «Мальчишниках…» режиссер наращивал дискомфортное ощущение похмелья через жесткий юмор и многообразие последствий разрушительной ночи. Синонимичен «Джокеру» и режиссерский дебют Филлипса, документалка «Ненавистный», об андерграундном панк-музыканте GG Allin, который дрался с пришедшими на концерт поклонниками, нескончаемо ругался и водил дружбу с маньяком Джоном Гэйси.
Работая над историей Джокера, Филлипс не обращается к комиксовой биографии персонажа. В сюжете присутствует семья Уэйнов, но остается фоном, частной историей в контексте беспорядков и всеобщего недовольства. Хоакин Феникс проводит титаническую работу, помещая своего героя в пограничное состояние, из которого резко скачет к агрессии, апатии или истерическому гоготу. Артур страдает от приступов неконтролируемого смеха, проявляющихся преимущественно в моменты волнения. Эта несвоевременность позволяет режиссеру добиться эффекта нарочито плохой комедии, в которой смех зрителя провоцируется неловкостью реакции Артура на насилие, мелодраматические эпизоды и повседневную жизнь. Юмор героя сводится к депрессивным сетапам без панчлайнов, Флек шутит про сбитых на дороге детей и собственную смерть, ненамеренно вызывая тревогу у окружающих. Впрочем, аудитория в кинозале тревожится не меньше.
Джокер Феникса — сломанный, нездоровый, несчастный и одинокий человек, он не имеет ничего общего с предыдущими экранными репрезентациями персонажа, за исключением фирменного белого грима и зеленых волос. Филлипс предпочитает показывать происходящее с перспективы героя, потому на расстоянии фильм воспринимается как длительная, хаотичная и жестокая фантазия. Артур постоянно забывает смывать с себя грим и ходит с белой чертой на скуле, неся клеймо болезни, которую старается подавить. Не получается. Город побеждает человека, город объяло пламя.
Артур приходит на шоу своего кумира Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро, еще один скорсезовский сувенир) и устраивает незабываемый перформанс в прямом эфире. Джокер поцелует пожилую гостью. Затравит несколько мрачных шуток, включая обязательно «тук-тук». А дальше нужно видеть самим.
- «Король комедии» —неудавшиеся комики весьма опасны. Здесь уже усатый Де Ниро играет искателя славы, похищающего известного телеведущего (Джерри Льюис);
- «Пролетая над гнездом кукушки» — если «Джокер» история частного безумия, заражающего город, то классика Милоша Формана — рассказ о всеобщем безумии, в котором злом оказывается система;
- «Мастер» — еще один бенефис Хоакина Феникса в стиле авторского Голливуда 70-х.
«Джокер» выйдет в российский прокат 3 октября.
Читать также: Убийственная шутка со «взрослым» рейтингом: 10 фактов о «Джокере»
Комментарии