13 ноября отмечался Всемирный день доброты, учрежденный в 1998 году Международным движением доброты. Да, есть и такое. Образовалось оно за год до первого празднования, и странно, что не раньше. Впрочем, почему же странно: добро ведь, хоть и всегда побеждает, но обычно далеко не сразу. Где-то в кульминации, как правило. А то и в сиквеле. Так интереснее.
Причем побеждает не только в ходе борьбы внешней, но и в результате внутреннего противоборства. Когда тот, кто стоял под знаменами тьмы, вдруг осознает, что был не прав и поступал не по-людски. После чего позицию свою кардинально меняет. Или по какой-то иной причине метаморфоза с ним происходит, не важно. Такие кадры особенно ценны, и о самых ярких из них – выдающихся злодеях-ренегатах – мы сейчас поговорим.
Главная злодейка советской мультипликации, списанная Эдуардом Успенским со своей первой жены Риммы, время от времени склоняется к свету, но злодейские замашки не бросает. Вредная карга с крысой-миньоном в ридикюле просто любит строить пакости. Иногда от них страдают невинные крокодилы и ушастые неведомые зверушки, а иногда – те, кто того заслуживают.
Наиболее четкое представление об изменчивом характере старушки по кличке Шапокляк дает эпизод, озаглавленный ее именем. В нем она крадет у Гены с Чебурашкой проездные билеты, вынуждая их сойти с поезда на неизвестной станции. А затем, когда они попадаются в расставленные браконьерами капканы, этим самым браконьерам жестоко мстит. В том числе натравливая на них гигантских муравьев. И в конце концов делает их своими послушными рабами. Зло побеждено и унижено, а значит – восторжествовало добро.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что Дарт Вейдер – величайший злодей в истории кино. Безо всяких оговорок. Возьмите любой рейтинг кинозлодеев, составленный профессиональными критиками или созданный на основе соцопросов, и в девяти из десяти случаев он будет на первом месте. А то и в десяти из десяти.
Почему так? В том числе потому, что он не является абсолютным злом. В последний момент Дарт Вейдер переходит на светлую сторону Силы, спасая своего сына и уничтожая императора. Своим героическим примером Темный лорд ситхов учит нас, что где-то в глубине души даже самого отъявленного гада все равно есть место добру. И что не стоит истязать электричеством отпрыска своего ближайшего приспешника на его же глазах, а то мало ли чего в его изуродованной голове перемкнет.
Для нас сейчас совершенно очевидно, что в первом «Терминаторе» Арнольд Шварценеггер играет плохого робота, а в «Терминаторе 2» – хорошего. Но попробуйте мысленно поставить себя на место первых зрителей «Судного дня». Вы видите, как посреди ночного города появляются два голых мужика. Один из них (Т-1000) всего лишь вырубает копа и облачается в его форму, а второй, который Шварц (Т-800), учиняет массовое побоище в баре. Ежу, кажется, понятно, кто из них – машина-убийца, а кто – спаситель.
Режиссер Джеймс Кэмерон заставляет нас так думать вплоть до той сцены, где Т-800 и Т-1000 сталкиваются нос к носу в коридоре, и Арни произносит свое знаменитое: «Get down». Что вы в этот момент чувствуете? Приблизительно то же, что чувствует Сара Коннор, когда Терминатор протягивает ей руку и говорит: «Пойдем со мной, если хочешь остаться в живых».
Дарт Вейдер и Терминатор, конечно, круты, но куда более значим для мировой культуры Эбенизер Скрудж, главный герой знаменитого произведения Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Экранизировалось оно в том или ином виде чуть ли не тысячу раз. И кто этого Скруджа только не играл: и Билл Мюррей, и Патрик Стюарт, и Джим Керри, и даже Уилл Смит («Призрачная красота» тоже по мотивам «Песни», хотя и не подает виду). А последний раз – Гай Пирс в довольно смелой и небесспорной интерпретации от BBC.
Но суть плюс-минус всегда одна: к престарелому черствому сквалыге приходят духи, чтобы показать ему, кем он был, кем он стал и что с ним будет, если он не изменит отношение к себе и к жизни. После этих визитов, сопровождаемых наглядными презентациями, Скрудж действительно преображается.
Надо, кстати, еще заметить, что повесть в некотором роде автобиографична и является отчасти сатирической. Об истории ее создания также снят фильм, сюжет которого остроумно перекликается с сюжетом повести, – «Необыкновенная история на Рождество» с замечательным Дэном Стивенсом. Посмотрите, если не видели.
Бывает и так, что злодей лишь притворяется злодеем. А потом оказывается, что с самого начала у него была некая тактика, и он ее придерживался. Северус Снейп как раз из таких. На протяжении большей части книг и фильмов про Гарри Поттера все, включая самого Гарри, искренне полагали, что Снейп – гнусный подельник Волан-де-Морта. Еще бы: он же, сволочь, Дамблдора убил.
Как вдруг выясняется, что вообще-то никакой он не гнусный и не подельник. А вовсе даже титан духа и молодец. И Дамблдора убил из лучших побуждений. То-то все, включая Поттера, удивились и восхитились. Лишь переводчица Мария Спивак, непредусмотрительно обозвавшая Северуса Снейпа Злотеусом Злеем, в тот момент от обиды больно укусила себя за локоть.
Из всех ключевых персонажей главного сериала прошлого десятилетия самой впечатляющей трансформации подвергся именно Джейме Ланнистер. Помните, каким он был в первых сезонах? С сестрой совокуплялся, ребенка с вершины башни столкнул, родственника укокошил, не моргнув глазом, чтобы из плена улизнуть, и так далее, и тому подобное. Отвратительный и самоуверенный тип.
Но стоило ему немного прогуляться с Бриенной Тарт, как он сразу встал на путь исправления. А отсечение правой руки процесс переоценки ценностей еще сильнее ускорило. И вот к финалу это уже совершенно другой человек: благородный и благодетельный. Даже нашел в себе силы извиниться перед Браном Старком, тем окончательно заслужив право на искупление.
А вот самое, пожалуй, неоднозначное перевоплощение злодея в героя. Безымянный слепой ветеран, сыгранный Стивеном Лэнгом, в триллере Федерико Альвареса «Не дыши» был почти классическим маньяком из слэшера. Который не только кромсал всех, кто под руку попадется (учитывая контекст, это выражение нужно понимать буквально), но и вытворял многие, гораздо более мерзкие вещи.
Фильм стал большим хитом, заработал в прокате сумму, в 15 раз превышающую бюджет, и сиквел был неизбежен. Только в нем маньяка зачем-то сходу переквалифицировали в заботливого приемного отца, защищающего маленькую девочку от вооруженных плохих дядь. Притом защищает-то он все теми же эффектными методами, брутально выкашивая недругов. Но все равно с этической точки зрения это как-то неправильно. Да и с любой другой точки зрения тоже. Как если бы Майкл Майерс вдруг на голубом глазу заделался отважным заступником слабых и обездоленных. Нонсенс.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…