1988 год. В детской больнице Элисты вспыхивает ВИЧ-инфекция. Сперва во время операции умирает младенец. Затем схожие симптомы обнаруживаются у других пациентов. Доктор Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) отправляет анализы в Москву. Эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) подтверждает страшный диагноз. Без должного контроля болезнь способна распространиться стремительными темпами. Однако помогать двум энтузиастам в ее сдерживании никто не спешит. В соответствии с политикой партии СПИДа в СССР нет и быть не может, а любое инакомыслие тут же карается. Но Аюшев и Гончаров намерены предать происходящее огласке и бросить инфекции вызов. Для этого нужно отыскать первого заболевшего – нулевого пациента.
На «КиноПоиске» вышел седьмой, финальный эпизод сериала «Нулевой пациент». Этот проект интриговал еще с осени минувшего года, когда стартовали съемки. Теперь же можно с полной уверенностью заявить: планка мастерства в российском сериальном производстве поднята на поразительно высокий уровень. Режиссеры Евгений Стычкин и Сергей Трофимов (он же оператор), сценарист Олег Маловичко и другие прекрасные люди, подарившие «Пациенту» жизнь, не только создали эстетское, стилистически безупречное произведение, талантливо разыгранное плеядой классных артистов. Они еще и выступили с социально важным высказыванием, обратившись к исторически болезненной проблеме.
Всем известна полушутливая, полуправдивая фраза: в СССР не было секса. Как не было бомжей, проституток, наркоманов и прочих маргинальных элементов. Их антиобщественное поведение не соответствовало коммунистической доктрине, вот власти и закрывали глаза на подобные социальные язвы. Зато авторы сериала «Нулевой пациент» их широко распахнули. Будто подняли годами лежавший на одном месте булыжник, а из-под него повылезали разные жучки и личинки не самой приятной наружности. Пытаясь разобраться в происходящем и найти загадочного нулевого пациента, герои попадают в наркопритоны, блуждают по темным скверам, где тайком собираются гомосексуалисты, а в свободное время наслаждаются скандальными эротическими кадрами «Маленькой Веры».
«Нулевой пациент» предельно откровенен – и в этом его главный плюс. Нельзя рассуждать на острые, табуированные темы, стыдливо пряча голову в песок. И создатели без стеснения показывают фрагменты из жизни однополых пар, в том числе межнациональных, томно и чувственно снимают постельные сцены, а героям не позволяют скатиться до уровня ходячих стереотипов. Никто не выставляет того же Дмитрия Гончарова убежденным альтруистом. Конечно, его бесит, что на 250-миллионное население СССР приходится всего 5 лабораторий по выявлению ВИЧ. Но еще его раздражают конформистски настроенный отец (Игорь Гордин), любовница Алена (знойная Елизавета Шакира), которую он ревнует к приятелю-журналисту Игорю Карахану (Евгений Стычкин), калмыцкие врачи, крайне вяло реагирующие на вспышку вируса…
Вообще каждый центральный персонаж сериала «Нулевой пациент» – сложная и неоднозначная личность со своими страстями и демонами. И потому за развитием их отношений так интересно наблюдать. Никогда не знаешь заранее, какой фортель они выкинут в следующий раз. Заметим, кстати, что помимо убедительных актеров в ключевых ролях изумительны и труженики второго плана. Алексей Маклаков, например, с таким змеиным хладнокровием играет председателя КГБ, что от одного его присутствия в кадре на лбу выступают капли пота. Зато Владимир Стеклов в образе главного редактора газеты «Советская молодежь», где трудится Карахан, по-отечески мудр, строг и справедлив – до определенных границ. Иван Добронравов эффектно слетает с катушек, когда его персонажа подозревают в заражении вирусом, а Николай Шрайбер со звериной яростью подбивает жителей Элисты на бунт против «прокаженных».
Да, без кого-то из действующих лиц вполне можно было бы обойтись. Порой возникает ощущение, что флешбэки и отдельные микросюжеты загромождают сериал «Нулевой пациент», в целом выстроенный логично и ловко. Но, по словам Олега Маловичко, авторы не могли не рассказать об этих реальных людях, многие из которых живы до сих пор. И они столкнулись с настоящей культурой отмены задолго до того, как ее жертвами стали Кевин Спейси или Джонни Депп. Тех всего лишь закэнселил Голливуд, абстрактная мировая общественность. А от зараженных жителей Элисты отвернулись знакомые, друзья, те, кого они видели каждый день и на чью поддержку раньше рассчитывали.
Самый же колоритный герой сериала, без сомнения, – репортер Карахан. Акула пера, неутомимый охотник за сенсациями, обаятельный сердцеед и дерзкий провокатор, дымящий как паровоз. С одной стороны, он не боится назло чиновникам напечатать колючую правду на передовице. С другой – его ничуть не смущает перспектива подставить коллег. Да и просвещение советского общества по части профилактики ВИЧ он считает не таким важным, как шанс вызвать громкий резонанс, расшатать устои советского строя.
А еще происходящее вокруг него привлекает чисто с киноманской точки зрения. Журналистские эпизоды выполнены в лучших традициях «Всей президентской рати». Единение борцов с заразой, включая кагэбэшника Шипова (Павел Майков), вызывает в памяти «Неприкасаемых». Смельчаки, бросающие вызов страшной угрозе, собираются вместе, и стройные фигуры навечно застывают на фотопленке… Кроме того, визуально образ героя Ефремова отсылает к персонажу Микки Рурка из «Сердца ангела» – тот тоже искал пропавшего человека. А внезапная (но такая лихая!) потасовка на стройке напоминает о классических боевиках с Брюсом Ли.
Неудивительно, ведь в сериале «Нулевой пациент» гармонично уживаются сразу несколько жанров. Это и детектив, и социальная драма, и местами чуть ли не процедурал, когда врачи разбираются с конкретными случаями заражений, и любовная мелодрама, и даже бадди-муви: дорогого стоит неожиданный броманс Карахана и Шипова, мирно лепящих пельмени. Вдобавок финальная серия хорошенько встряхнула зрителей отличным экшен-эпизодом. Но важно не только то, что «Пациент» здорово снят и сыгран, закутан в стильный плащ перестроечного триллера, украшен ностальгическими хитами «Аквариума», Владимира Кузьмина и Blondie (в кавер-версии). Пугает и поражает другое: спустя 34 года после описанных событий сериал сохраняет болезненную актуальность.
И дело даже не в недавней пандемии COVID-19, заставившей весь мир противостоять невидимому врагу. СПИД в нашем обществе по-прежнему остается табуированной темой, о нем не принято говорить вслух. И многие продолжают лепить на инфицированных ярлыки изгоев, отверженных, хотя те остаются обычными людьми. Они тоже посещают концерты, женятся и выходят замуж, заводят детей, то есть живут практически полноценной жизнью. Но будем честны: сам факт их существования запросто может выбить кого-то из зоны комфорта. Хотя никто не знает, как вирус попал в их кровь, и не располагает полной информацией о рисках заражения.
Поскольку масштабной просветительской работы на эту тему не ведется, к процессу подключилось кино. «Нулевой пациент» уверенно, эмоционально, неравнодушно донес элементарную, казалось бы, но важную мысль: всегда нужно оставаться людьми. Сильный человек не кичится своей силой. Он использует ее для помощи тем, кому повезло чуть меньше. Вот и надо тратить отпущенный нам век не на разрушение, а на созидание. Творческие поиски. Научные изыскания. Словом, на все то, что может озарить истерзанные сердца светом и подарить надежду на лучшее завтра. И посвящать отчизне души прекрасные порывы надо уже сейчас – ради нашего общего будущего.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…