Премьера фильма «Зита и Гита» состоялась 17 ноября 1972 года – в Индии, спустя 4 года картина добралась до советских кинотеатров, а второе рождение пережила и того позже – в 1980-х. И доказал, что никогда не поздно: с тех пор драмеди о сестрах-близнецах регулярно показывали по федеральным телеканалам вплоть до 1990-х, а индийское кино глубоко пробралось в сердца советских зрителей. Рассказываем, как «Зите и Гите» это удалось и кто стал следующим любимцем проката в СССР.
На самом деле, началось все чуть раньше, но речь не о более чем вековой истории Болливуда, Толливуда и Колливуда. В 1967 году в индийских кинотеатрах показали фильм о разлученных братьях-близнецах «Рам и Шиам». Картину считают первой в своем роде: именно на волне ее успеха в международном прокате Болливуд взялся штамповать самые разнообразные сюжеты на одной конкретной базе – истории об очень разных близнецах, которые выросли вдали друг от друга. Так что «Зита и Гита» оказались прямым наследником «Рама и Шиама», даже имена у них рифмуются.
Хотя, если копнуть глубже, выяснится, что «Рам и Шиам» – ремейк толливудского фильма «Рамуду и Бхимуду» (1964) и его колливудского брата-близнеца «Сын нашего дома» (1964).
И все эти комедии являются типичными представителями жанра масала, названного так в честь национальной приправы из десятка ароматных специй. Есть в таких фильмах и экшн, и любовная история, и танцы с песнями, и, конечно же, юмор. И все-таки картина «Рам и Шиам», вышедшая в советский прокат осенью 1972 года, нашего зрителя так не зацепила – в отличие от истории двух сестер. То ли дело в умении режиссера Рамеша Сиппи смешать масалу, то ли в прекрасной Хеме Малини, то ли в подходящем моменте – так или иначе, все сложилось идеально.
По сюжету, состоятельная семейная пара не успевает в больницу и останавливается в хижине по пути, потому что у жены начались роды. Там им помогает добрая цыганская семья, а наутро супруги с дочерью Зитой покидают пристанище. О том, что родилось две девочки, хозяйка дома умолчала, дабы оставить девочку себе. Ей дали имя Гита и растили как родную.
В то время как Зите повезло меньше: ее родители умерли, оставив бедняжку на попечение строгих дяди и тети: распоряжаться домом и внушительным семейным состоянием она не может, пока не выйдет замуж. А до тех пор выполняет роль простой служанки, которую и побить недурно. Но когда Зита и Гита достигают 17-летия, происходит невероятное: по причудливому стечению обстоятельств они меняются местами…
Что было дальше, все знают. А если знают не все, то уж мама, тетя или бабушка точно расскажут, потому что фильм «Зита и Гита» показывали по телевизору так часто, что в какой-то момент он даже попал в обязательную предновогоднюю программу федеральных каналов. В середине 1990-х нарезка оливье 31 декабря обязательно сопровождалась зажигательной музыкой, погонями и удивительными любовными историями двух сестер-близнецов. Однако этому предшествовал довольно долгий путь.
Изначально режиссер Рамеш Сиппи хотел предложить главную роль звезде индийского кино Нутан – он видел Зиту/Гиту как «зрелую женщину с ребенком», но его отговорили от этой концепции. Затем обсуждалась кандидатура красавицы Мумтаз, сыгравшей «Раме и Шиаме», но та затребовала огромный гонорар. И, чтобы совсем уж не разориться на съемках (бюджет фильма составил крупную для мелодрамы сумму ₹400 тыс, что эквивалентно $53 тыс), решено было отыскать молодую, красивую, но не самую известную актрису. Так роль предложили 24-летней Хеме Малини. Для нее «Зита и Гита» стал лишь 12-м фильмом в карьере: на тот момент она еще не была национальной звездой, зато впоследствии снялась в более чем сотне картин.
И, кстати, именно на съемках «Зиты и Гиты» встретила своего будущего и единственного мужа Дхармендру, который исполнил роль Раки. Ради того, чтобы быть вместе, пара даже приняла ислам: Дхармендра стал многоженцем, и его второй женой была именно Хема. Что интересно, Санджив Кумар, сыгравший второго главного героя Рами, тоже был по уши влюблен в Малини, однако ее благосклонности так и не добился. «Да, так получилось, что мое сердце занял Дхармендра, и я счастлива, что мы столько лет вместе. Чудесно жить с любимым человеком, рожать от него детей, нянчить внуков», – признавалась впоследствии Хема Малини.
Вероятно, дело в том, что влюбленный Дхамендра подкупил осветителей, чтобы в одной из сцен подольше держать красавицу в своих объятиях: свет на площадке то и дело «шалил», чем выводил Сиппи из себя. И ведь сработало! Но было это на самом деле или нет, теперь уже никто не скажет.
Но вернемся к фильму. Сюжет является вольной интерпретацией другого фильма, актерский состав нам давно и весьма хорошо известен – почти как соседи или дальние родственники. Но знали ли вы, что все танцы в кадре – настоящие? Их исполняла не массовка и не специально приглашенные профессионалы: Хема Малини сама оказалась танцовщицей, что стало веским доводом в пользу ее кандидатуры на главную роль. Актриса с юности обучалась стилям одисси, бхаратнатьям и кучипуди, а потому ее танцевальные номера в «Зите и Гите» гораздо сложнее, чем у остальных актрис.
А вот песни в фильме исполняет заслуженная рекордсменка Индии по количеству спетых композиций: Лата Мангешкар попала в Книгу рекордов Гиннеса и получила очаровательное прозвище «индийский соловей», так как участвовала в создании более чем 25 000 записей для Болливуда. Лата скончалась в начале 2022 года в возрасте 92 лет, но мы точно знаем: она себя по-настоящему увековечила во всемирно любимых индийских фильмах. Помимо мадам Мангешкар, некоторые песни к фильму повезло исполнить и певице Аше Бхосле (младшая сестра Латы) и музыканту Кишору Кумару.
Сборы оказались рекордными: в Индии в 1972 году фильм собрал ₹465 крор (равноценно $56,9 млн), а в 1976-м в СССР он собрал еще 13,8 млн рублей (эквивалентно ₹578 крор или $78 млн). Если говорить о зрительской заинтересованности, то вот вам еще одна рекордная цифра: 33 миллиона билетов было продано в Индии и еще 55,2 миллиона – в Советском Союзе. И это мы говорим исключительно про показы на большом экране.
Причем «Зита и Гита» соперничали в советском прокате с отечественной драмой «Табор уходит в небо» (1976) и египетской мелодрамой «Белое платье» (1973), которая также прибыла в наши кинотеатры несколько лет спустя после локального релиза. И если «Табор» объяснимо остался 13-м по посещаемости фильмом за всю историю совесткого проката, то про египетскую новинку забыли… На этом фоне «Зита и Гита» как народный любимец все еще выглядит диковинным феноменом.
Почему же «Зита и Гита» так полюбились зрителям? Во-первых, добрый и наивный, почти сказочный сюжет о том, как две прекрасные девушки обретают счастье и – буквально – свою вторую половинку в лице близнеца. Во-вторых, конечно, песни и танцы: сходство фильма масала с мюзиклом наверняка дало рождение многочисленным российским мюзиклам нулевых, которых снимали исключительно для новогодней телетрансляции (взять хотя бы «За двумя зайцами» и «Золушку»). Кроме того, культура далекой экзотической страны представала на экране во всей красе: солнце, пальмы, сари, бросающаяся в глаза разница между богачами и бедняками – и так далее.
Ну и, конечно, всеми любимая сказочная основа: злая тетя/мачеха, наконец, получает отпор от самой «Золушки» – та не сбегает во дворец к принцу а буквально словами и действиями противостоит злой грубиянке. К тому же, удовольствие от просмотра умножается надвое, ведь в кадре две сироты, и обе они обретают дом, семью, счастье, любовь. Между прочим, имя Зита (в оригинале Seeta – «борозда») принадлежит индуистской богине урожая, что в переводе означает «совершенная женщина». А Гита (Geeta) переводится как «песня». И ведь все сходится.
Ну и, коме того, важную роль в окончательном и бесповоротном укоренении индийского хита в сознании советских и постсоветских зрителей сыграла политическая ситуация. Да, отношения СССР и Индии и так были очень даже дружественными: «Договор о мире, дружбе и сотрудничестве», заключенный в 1971 году, регулярно закреплялся взаимовыгодной торговлей, научно-техническим сотрудничеством и дополнительными соглашениями (как Советско-индийская декларация от 1973 года).
А в 1980-м во время очередного визита Л. И. Брежнева появились новые, принципиально важные для нас договоренности, а точнее, «Программа обменов в области культуры, науки и образования на 1981-1982 годы» и «Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии». Это должно было спровоцировать приток чудесных индийских фильмов в отечественные кинотеатры и телевизоры. Однако среди регулярных передач об Индии на федеральных каналах лишь один фильм затесался – да так и остался на лишний десяток лет. Какой? «Зита и Гита», конечно. Это стало настоящей телевизионной диковинкой, так что зрители всякий раз старались успеть на очередной повтор фильма.
И ведь не только советским зрителям пришлась по душе история Зиты и Гиты: картину еще в 1973 году пересняли в Толливуде (язык телугу), а в 1974-м – в Колливуде (тамильский язык), причем режиссером обеих версий стал Тапи Чанакья, который и снял первый «близнецовый» масала-фильм «Рам и Шиам». Cпустя еще 15 лет вышел ремейк на хинди – «Плутовка» (1989) с актрисой Шридеви в главной роли. А уже в 2000-х появился телесериал «Зита и Гита», который состоит из 90 эпизодов, разбитых на 8 сезонов. Хотя планировалось, конечно, выпустить 260 эпизодов: вот уж поистине Болливудский размах.
Кстати, еще один «юбиляр» этого года – «Танцор диско» (1982): в декабре фильму исполнится 40 лет. Этот зажигательный неоновый мюзикл наверняка был бы хитом и без такого важного предшественника, как «Зита и Гита». Но, кажется, именно благодаря последнему он стал важной частью кинематографических интересов советских зрителей, а песня Jimmy Jimmy Jimmy Aaja – одним из главных хитов 1980-х.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…