Статьи

Жуткие альманахи с историями, которые могут случиться с каждым

Городские легенды и фольклор – это не всегда добрые сказки с нравственно светлой подоплекой, прививающие моральные ценности. Часто это жуткие истории, которые рассказывают друг другу шепотом, опасаясь, что каждая из них может оказаться правдой. Режиссеры из разных стран бережно собирают их в альманахи ужасов, чтобы лишний раз напомнить: зло рядом. И оно никогда не спит.

«Черная суббота, или Три лица страха» (1963)

Творчеством итальянца Марио Бавы испокон веков вдохновлялись многие режиссеры. Отсылки к его картинам присутствуют у Мэри Хэррон («Американский психопат»), Федерико Феллини («Тоби Дэммит»), Дэвида Линча («Синий бархат»), Тима Бертона («Сонная Лощина»), Романа Копполы («Агент «Стрекоза»). Перечислять можно еще долго. И вот в 1963 году, в самый расцвет своего творчества, Бава создает альманах ужасов «Черная суббота, или Три лица страха».

Это три новеллы с самостоятельными сюжетами, связанные друг с другом только рассказчиком, роль которого великолепно исполнил Борис Карлофф. Он же сыграл во втором эпизоде. История вдохновлена повестью Алексея Толстого «Упырь» и рассказывает о семье, убитой вурдалаком. Открывающий эпизод повествует о Рози (Мишель Мерсье), которой некто звонит по телефону с угрозами, описывая при этом, что она делает и во что одета. Напоминает гораздо более поздний «Крик», не правда ли? И наконец, третья история: медсестра Хелен (Жаклин Пьеро) крадет кольцо с пальца мертвой старухи. Расплата за воровство приходит той же ночью, вот только совсем не со стороны правосудия.

Альманах «Черная суббота, или Три лица смерти» – это уже полностью сформировавшийся стиль Бавы: тревожные цвета в кадре, активные движения камерой, пляска теней в зеркалах и на стенах и, конечно же, атмосферная музыка. Картина интересна еще и финалом, который неожиданно сделан в юмористическом ключе.

«Дом ужасов доктора Террора» (1965)

Британец Фредди Фрэнсис взял традиционные сюжеты хоррора – оборотней, плотоядные растения, магию вуду, призраков, вампиров, Смерть – и объединил их в блистательный альманах из пяти историй. Наблюдать за игрой Питера Кушинга, Нила МакКаллума, Алана Фримана, Роя Кастла, Кристофера Ли и Дональда Сазерленда – сплошное удовольствие. Они не просто перевоплощаются в своих персонажей, они проживают их жизни. И мы проживаем вместе с ними, впитывая их страхи.

Альманах «Дом ужасов доктора Террора» начинается со встречи шести незнакомцев в вагоне поезда. У одного из них с собой карты Таро. Чтобы скоротать время, герои просят предсказать их судьбу. И доктор Террор (Питер Кушинг) раскидывает карты, говоря, что первые четыре – это будущее, а пятая – то, как его можно изменить. Но вот незадача: последняя карта у всех одна и та же, включая самого доктора Террора.

Стивен Кинг назвал этот альманах одним из ста наиболее влиятельных образчиков жанра, начиная с 1950-го и заканчивая 1980 годом. А это что-то да значит.

«Такут: Лица страха» (2008)

Азиатское кино – это как минимум необычно. И если колорит Японии или, например, Южной Кореи нам уже хоть немного, но знаком, то кино Индонезии выглядит загадочным и далеким. Если хочется попробовать на вкус экзотической жути, то «Такут: Лица страха» обязателен к просмотру. Особенно последний эпизод среди представленных шести, про прекрасную и ужасную Дару (Шарифа Дааниш), хозяйку ресторанчика, посетители которого в восторге от ее стряпни. Чувствуете, чем пахнет? Вряд ли вы ошибетесь в догадке, но как колоритно снято: чего только стоит финальный взгляд выразительных глаз.

Над альманахом работали семь режиссеров: Робби Эртанто, Рэй Найоан, Рако Приджанто, Рири Риза, Радитья Сидхарта, Кимо Стамбол и Тимо Тьяджанто. Рассказанные ими истории не связаны между собой, однако каждая из них показывает природу страха, будь то страх расплаты, неизвестности, сверхъестественного или разоблачения. 

«Фобия» (2008)

Банйонг Писантханакун, Павин Пурикитпани, Йонгйут Тонгконгтун и Паркпум Вонгпум. Четверо тайских режиссеров объединились, чтобы показать настоящий Таиланд. В альманахе «Фобия» всего четыре истории, зато какие. «Одиночество» – о девушке, которая чудом выжила в аварии. «Талисман смерти» – о буллинге и мести с помощью безжалостной черной магии. «Посредник» – о четырех друзьях и неожиданной смерти. «Рейс 224» – о ночном полете с мертвецом на борту.

В каждом эпизоде есть свой призрак, который всеми силами цепляется за мир живых и никогда не уходит в небытие в одиночку. Истории из альманаха словно предупреждают: будьте внимательны, не делайте и не говорите того, о чем можете пожалеть, – последствия будут непредсказуемы. У «Фобии», кстати, есть и продолжение 2009 года.  

«Дзюндзи Ито: Коллекция» (2018)

Отаку – так за пределами Японии называют фанатов аниме или манги – неоднозначно относятся к альманаху «Дзюндзи Ито: Коллекция». Кто-то превозносит его до небес, считая гениальнейшим произведением современности. Кто-то, напротив, говорит, что ничего хуже в жизни не видел.

Однако неискушенного зрителя это аниме способно по-настоящему напугать. Режиссеры Синобу Тагасира и Минору Инаба создали альманах с историями по одноименной манге Дзюндзи Ито. Их много, больше 20, и они очень короткие, но каждая завладевает сознанием и эмоциями зрителя, надавливая на самые больные места. В некоторые из них вложен социальный контекст. Другие кажутся бессмысленными. Третьи внезапно забавные и даже милые, несмотря на мистическую составляющую. А четвертые настолько омерзительны, что начинает подташнивать.

Включая первую серию, попадаешь в кошмарный мир Дзюндзи Ито, цель у которого одна – напугать. Показать, что мы в этой реальности не одни — рядом живут призраки, монстры, маньяки, древние Боги. Кстати, сам Ито своим самым страшным монстром считает Модель. Конечно же, авторы альманаха не смогли обойти эту историю стороной. А что у них получилось, стоит увидеть своими глазами.

«Страшные истории, рассказанные на ночь» (2019)

Альманахи и антологии – это всегда русская рулетка: выстрелит или нет. «Страшные истории, рассказанные на ночь», с одной стороны, – отдельные пугалки, городские легенды, происходящие со случайными людьми. С другой – они объединены радиоведущим Родом Вилсоном (Джеймс Райт), который эти истории и рассказывает в ночном эфире, иногда принимая звонки от слушателей. В финале его ждут собственный ужас, к которому зрителя подготавливает весь фильм, и шорохи, доносящиеся непонятно откуда.

Девять эпизодов снимала десятка режиссеров из Аргентины, Новой Зеландии и Великобритании. Среди историй есть новеллы о фотографировании мертвых людей, о палаче, придумавшем жестокий способ наказания преступников, о женщине без облика, о жертве и маньяке (куда же без традиционного сюжета?) и не только. Каждая из них заставит зрителя почувствовать себя неуютно в собственной квартире. При условии, что смотреть их он будет поздно ночью и в темноте.

«Не бойся» (2020–2021)

Внезапный российский хоррор-альманах Евгения Колядинцева. Два сезона из 23 серий могут напугать объемом, однако каждая из них длится всего 5–10 минут. В этом фишка сериала: при желании его можно посмотреть за один раз. Но зачем, когда удовольствие лучше растянуть?

Каждый эпизод – отдельная история со своим нервным центром и пугающим финальным твистом, способным удивить даже бывалых фанатов хорроров. Анна Васильева-Абрамович играет оператора кол-центра. «Алло. Служба психологической помощи «Не бойся». Здравствуйте. Что у вас случилось?» С этой фразы начинаются жуткие истории, разворачивающиеся в знакомом городском пространстве. Днем все видится мирным, но стоит погасить свет, как наружу вылезают глубинные страхи, тайны и травмы, которые могут уничтожить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чемпионат ArtMasters: Моя несыгранная роль

  Чемпионат ArtMasters дает возможность молодым талантам, которые реализуют крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов, раскрыть свой потенциал и…

12 часов назад

«Первый на Олимпе»: История великого подвига

1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…

13 часов назад

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

16 часов назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

18 часов назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

21 час назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

1 день назад