5 февраля в Театре имени Гоголя впервые показали спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» – постановку Полины Агуреевой по роману Константина Симонова. Премьера состоялась в рамках IX Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета: его камерный ансамбль «Солисты Москвы» также появился на сцене. Постановка, приуроченная к 80-летию со дня окончания битвы под Сталинградом, стала первой премьерой на Большой сцене театра после обновления зрительного зала.
Действие разворачивается на фоне Сталинградской битвы, победа советских войск в которой переломила ход Великой Отечественной войны. Главный герой Серпилин (его пронзительно сыграл Илья Шакунов) каждый день принимает решения, от которых зависят не сотни и не тысячи, а десятки тысяч жизней. Если он ошибется, то отвечать придется перед семьями погибших. Воевать за страну, терять близких и при этом не сойти с ума, не утратить людской облик – задача тяжелая. Однако Серпилин не уподобляется врагу, и даже когда все лишается смысла, он по-прежнему считает человеческую жизнь высшей ценностью. Именно так можно победить. Именно так можно защитить свою родину.
Когда речь идет о Великой Отечественной войне, сложно подобрать нужную форму повествования, однако Полине Агуреевой это удалось. В то время как часть сцены, выстроенной амфитеатром, занимает музыкальный ансамбль, для самого действия остается совсем мало места – только лестница между рядами. Герои заперты посередине, меж скрипками и виолончелями, что максимально приближает их к зрителю. Создается ощущение замкнутого пространства, патовой ситуации, в которой нельзя повернуть назад, а вперед идти очень страшно. При этом «Живые и мертвые» – не пересказ конкретных событий, а чистая эмоция, непрекращающаяся трагедия, которая понятна каждому.
Отдельно стоит сказать о работе со светом. Художник Иван Виноградов зонировал сценическое пространство при помощи прожекторов, и необходимость в декорациях отпала. Важной частью спектакля стали «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета: музыка ансамбля сопровождает героев на протяжении всего действа, даже в самые темные моменты.
Кажется, что в сценических постановках именно костюмы и особые художественные средства, активное движение, артикуляция и мимика заставляют нас сочувствовать персонажам… Но нет. Правильно и вовремя, с нужной интонацией произнесенные слова, выверенная сценография и пронзительные струнные – вот что переносит в прошлое и рассказывает об ужасах войны. И вместе с тем напоминает, как важно оставаться человеком.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…