Театр

«Живые и мертвые» Полины Агуреевой: Как оставаться человеком в нечеловеческое время

5 февраля в Театре имени Гоголя впервые показали спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» – постановку Полины Агуреевой по роману Константина Симонова. Премьера состоялась в рамках IX Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета: его камерный ансамбль «Солисты Москвы» также появился на сцене. Постановка, приуроченная к 80-летию со дня окончания битвы под Сталинградом, стала первой премьерой на Большой сцене театра после обновления зрительного зала.

Фото: Михаил Брацило

Действие разворачивается на фоне Сталинградской битвы, победа советских войск в которой переломила ход Великой Отечественной войны. Главный герой Серпилин (его пронзительно сыграл Илья Шакунов) каждый день принимает решения, от которых зависят не сотни и не тысячи, а десятки тысяч жизней. Если он ошибется, то отвечать придется перед семьями погибших. Воевать за страну, терять близких и при этом не сойти с ума, не утратить людской облик – задача тяжелая. Однако Серпилин не уподобляется врагу, и даже когда все лишается смысла, он по-прежнему считает человеческую жизнь высшей ценностью. Именно так можно победить. Именно так можно защитить свою родину.

Когда речь идет о Великой Отечественной войне, сложно подобрать нужную форму повествования, однако Полине Агуреевой это удалось. В то время как часть сцены, выстроенной амфитеатром, занимает музыкальный ансамбль, для самого действия остается совсем мало места – только лестница между рядами. Герои заперты посередине, меж скрипками и виолончелями, что максимально приближает их к зрителю. Создается ощущение замкнутого пространства, патовой ситуации, в которой нельзя повернуть назад, а вперед идти очень страшно. При этом «Живые и мертвые» – не пересказ конкретных событий, а чистая эмоция, непрекращающаяся трагедия, которая понятна каждому.

Фото: Михаил Брацило

Отдельно стоит сказать о работе со светом. Художник Иван Виноградов зонировал сценическое пространство при помощи прожекторов, и необходимость в декорациях отпала. Важной частью спектакля стали «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета: музыка ансамбля сопровождает героев на протяжении всего действа, даже в самые темные моменты.

Кажется, что в сценических постановках именно костюмы и особые художественные средства, активное движение, артикуляция и мимика заставляют нас сочувствовать персонажам… Но нет. Правильно и вовремя, с нужной интонацией произнесенные слова, выверенная сценография и пронзительные струнные – вот что переносит в прошлое и рассказывает об ужасах войны. И вместе с тем напоминает, как важно оставаться человеком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Как Фауст ослеп»: Ирония Гете, услужливость зла и всепобеждающая любовь

Во Дворце на Яузе дают «Фауста» – авторское изложение Сергея Тонышева, разглядевшего в Денисе Суханове услужливого и бесконечно коварного Мефистофеля.…

9 часов назад

Марко Мюллер: «Россия для меня – одно из важнейших мест в мире»

Для людей, которые снимают, изучают и любят кино, Марко Мюллер – живая легенда. Фабрикант фестивалей, как он сам себя называет, Мюллер…

11 часов назад

На «Аллее славы» зажглась звезда Бэтмена

На голливудской «Аллее славы», где традиционно открывают памятные знаки в честь известных кинематографистов, вспыхнула не самая очевидная звезда. Посвятили ее…

13 часов назад

Психологическую драму с элементами фантастики представят в МХТ имени Чехова

4 и 5 октября на Новой сцене МХТ имени Чехова состоится премьера спектакля «Флешбэк 2002» по тексту Олжаса Жанайдарова. Жанр…

14 часов назад

«Мой Марчелло»: Все смешалось в семье Мастроянни

Французская кинозвезда Кьяра Мастроянни в исполнении французской кинозвезды Кьяры Мастроянни ведет типичный для звезд образ жизни. Днем – модная фотосессия,…

16 часов назад

Умерла звезда «Гарри Поттера» Мэгги Смит

На 90-м году жизни скончалась Мэгги Смит. Актриса была известна по магической франшизе «Гарри Поттер», где она незабываемо сыграла профессора…

1 день назад