Фото: Михаил Брацило
5 февраля в Театре имени Гоголя впервые показали спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» – постановку Полины Агуреевой по роману Константина Симонова. Премьера состоялась в рамках IX Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета: его камерный ансамбль «Солисты Москвы» также появился на сцене. Постановка, приуроченная к 80-летию со дня окончания битвы под Сталинградом, стала первой премьерой на Большой сцене театра после обновления зрительного зала.
Действие разворачивается на фоне Сталинградской битвы, победа советских войск в которой переломила ход Великой Отечественной войны. Главный герой Серпилин (его пронзительно сыграл Илья Шакунов) каждый день принимает решения, от которых зависят не сотни и не тысячи, а десятки тысяч жизней. Если он ошибется, то отвечать придется перед семьями погибших. Воевать за страну, терять близких и при этом не сойти с ума, не утратить людской облик – задача тяжелая. Однако Серпилин не уподобляется врагу, и даже когда все лишается смысла, он по-прежнему считает человеческую жизнь высшей ценностью. Именно так можно победить. Именно так можно защитить свою родину.
Когда речь идет о Великой Отечественной войне, сложно подобрать нужную форму повествования, однако Полине Агуреевой это удалось. В то время как часть сцены, выстроенной амфитеатром, занимает музыкальный ансамбль, для самого действия остается совсем мало места – только лестница между рядами. Герои заперты посередине, меж скрипками и виолончелями, что максимально приближает их к зрителю. Создается ощущение замкнутого пространства, патовой ситуации, в которой нельзя повернуть назад, а вперед идти очень страшно. При этом «Живые и мертвые» – не пересказ конкретных событий, а чистая эмоция, непрекращающаяся трагедия, которая понятна каждому.
Отдельно стоит сказать о работе со светом. Художник Иван Виноградов зонировал сценическое пространство при помощи прожекторов, и необходимость в декорациях отпала. Важной частью спектакля стали «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета: музыка ансамбля сопровождает героев на протяжении всего действа, даже в самые темные моменты.
Кажется, что в сценических постановках именно костюмы и особые художественные средства, активное движение, артикуляция и мимика заставляют нас сочувствовать персонажам… Но нет. Правильно и вовремя, с нужной интонацией произнесенные слова, выверенная сценография и пронзительные струнные – вот что переносит в прошлое и рассказывает об ужасах войны. И вместе с тем напоминает, как важно оставаться человеком.
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…