Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А недавно она поразила нас своим перформансом в сериале «Балет», где сыграла главную роль. Причем настолько, что мы отметили эту работу на премии «Событие года», где актриса получила приз в номинации «Мастер-класс». Так что съемка и интервью стали своего рода приложением к этой награде. Алла объяснила, почему почти не снимается, и призналась, за что может ударить и с чем безуспешно борется всю жизнь.
Об Алле Сигаловой ходят легенды. Например, что она фанат дисциплины – сама никогда не опаздывает и другим не дает. В этом мы убедились сами: знаменитый хореограф прибыла на съемку в оговоренное время (хотя такси и застряло в стихийной пробке). Пока коллеги выставляли свет и готовились к встрече, внутри чувствовалось волнение, даже необъяснимое нервное напряжение… Все-таки Аллу позиционируют как сложную личность. И вот она входит хрупкая, элегантная, с обезоруживающей улыбкой – и, спасибо ей, тревога исчезает моментально.
Сейчас очевидно, что вы блистательная киноактриса. Но зрители вас открыли в этом амплуа недавно, а ведь дебютировали вы на съемочной площадке еще в 1978 году в советско-турецком фильме «Любовь моя, печаль моя» сразу в главной роли. Почему такая пауза возникла?
— Мне просто не повезло! Я получила такую профессиональную травму на том фильме, что решила: ноги моей больше не будет в этом абсолютно бездарном, бессмысленном мероприятии! А я тогда уже танцевала на сцене Мариинского театра и вполне четко понимала, что такое профессия. Потом меня много раз приглашали на кастинги, но ничего не складывалось.
Но попытки разобраться, доходившие до экранного воплощения, все же были!
— Да, но все они тоже вышли абсолютно неудачными, я по-прежнему ничего не понимала в кино как форме существования, и не было рядом человека, который мог бы мне помочь. Притом что драматический театр занимал большое место в моей жизни… Такая вот несуразица! По сути, тот первый фильм взрастил во мне недоверие к тем, кто снимает кино, и неуважение к себе самой в этом пространстве.
Это прямо классическая «детская травма»! Получается, если бы ваш первый опыт был удачным, все могло быть иначе…
— Уверена в этом! Но жизнь умнее нас – значит нужно было, чтобы так сложилось. И в этом, как я теперь понимаю, странном раскладе есть и определенная уникальность. Потому что так долго была эта дикая вереница – неудача, неудача, глупость, глупость, бездарность, бездарность, бездарность… Был, правда, просвет благодаря Васе Пичулу с его «Небом в алмазах». Но это был 1999 год – время, когда кино практически не снималось.
От проектов, которые предлагали, отказывались не глядя?
— Я честно читала сценарии. Но скорее для того, чтобы придумать для себя оправдание, почему в этом не буду сниматься. А придумать можно всегда и что угодно: не близкая мне история, не мой персонаж и так далее… И как прекрасно, что столько лет спустя, когда казалось, что с кино я закрыла тему навсегда, появились Евгений Сангаджиев (режиссер «Балета», – КР) и Алексей Киселев (продюсер проекта, до этого они вместе сделали сериал Happy End, – КР) со своим «Балетом»! Леша бился за меня как лев, потому что те, кто принимал решения, хотели, чтобы Руту Майерс играла звезда кино, а не хореографии.
Над ролью Руты работала Ингеборга Дапкунайте. С вашим появлением этот образ претерпел какие-то изменения?
— Эти безумные люди все переписали! (Улыбается.) Иногда я получала текст прямо на площадке, но понимала, что ни в коей мере не могу роптать, что так поздно беру в руки текст, потому что знала – они работают над ним с утра до ночи.
А что заставило их все переделать?
— То, что Инга мягкая, совершенно не авторитарный человек. Во всяком случае, по сравнению со мной – просто аленький цветочек. От моего жуткого энергетического поля ведь аппаратура вырубается. Сколько раз такое было! Так что это еще Женя в сериале меня очень сильно «прибрал». Там, в общем, совсем не я.
А вот и вторая легенда – про жесткость и авторитарность. И это притом что Алла сразу попросила нас не называть ее по имени-отчеству, еще раз подробно прошлась по всей концепции съемки, изучила подобранную одежду, обсудила прическу и макияж и погрузилась в создание образов как идеальный командный игрок. Но раз уж она сама об этом заговорила…
Наслышан про ваш жесткий характер. Вы даже признавались, что в свое время занимались рукоприкладством. Хотя при должном умении можно и словом так ударить, что лучше бы пощечину дали!
— Я позавчера побила Игоря Миркурбанова! (Смеется.) Мы играем с ним в одном спектакле («Каренина. Процесс» на сцене Театра наций, поставленный самой Сигаловой, – КР), и он был так гениален, что я не знала, как еще выразить свой восторг. Это, знаете, такое детское – когда не можешь подобрать слова, эмоции захлестывают, и ты начинаешь кулаками просто стучать по спине, по плечу…
А когда-то, полагаю, вашими кулаками двигал совсем не восторг?
— Когда-то – да!.. (Улыбается.) Вы знаете, я стала очень терпимой с возрастом. Если мне что-то категорически не нравится, я просто ухожу от этого человека, и все. Не выясняю никогда отношения. Очень аккуратно, тихо, на цыпочках прохожу за дверь и аккуратно закрываю ее за собой. Не хочу никого обижать.
К табуированной лексике как относитесь?
— Слушайте, это русский язык! Он прекрасен во всех своих проявлениях. Главное, где ты это говоришь. Например, с детьми, хотя они уже взрослые люди (дочь Анна и сын Михаил, – КР), мы дома эти слова не применяем. У нас на них табу… А в репетициях иногда гаркнешь, естественно. Ну, это как хлыст, очень помогает в работе! Но батюшка мне всегда говорит: пора с этим заканчивать. (Смеется.)
Каким словом вы бы описали то, что испытывают к вам ваши ученики?
— Обожание! В котором может быть миллион красок.
А оно сразу рождается?
— Нет, конечно! Это процесс. Потому что есть легенда, которую они слышат отовсюду. И поначалу цепенеют, когда меня видят. А потом очень удивляются, когда оказывается, что все не так, как они думали…
Вы еще девчонкой в одиночку переехали учиться из родного Волгограда в Ленинград. Это закалило ваш характер?
— Я думаю, повлиял на меня не столько переезд, сколько училище (легендарное хореографическое училище имени Вагановой, – КР). То, что у меня долго ничего не получалось. Ленинград не был мне чужим – там жила моя бабушка. Хотя, конечно, то, что я в столь раннем возрасте оказалась оторванной от мамы, стало сильнейшей травмой, которую я так и не изжила. Для меня дом и мама – самое главное в жизни. Теперь для меня дом – там, где мои дети. А они говорят, что для них дом – там, где я. Вот такая связь.
Кстати, насколько я знаю, очень многие люди в вашей профессии жертвуют материнством, потому что боятся не вернуть форму, а вместе с ней и работу. А вы рискнули даже дважды!
— Этот стереотип уже давно в прошлом. Например, у одной из величайших балерин современности Олеси Новиковой четверо детей. Ей сейчас 42 года, и она танцует так, как никто в мире. Просто надо работать над собой!
Уверен, что ваша требовательность по отношению к другим людям тождественна требовательности к самой себе. А есть что-то, с чем вы в себе безуспешно боретесь?
— Я все время хочу сладкого. (Улыбается.) И с этим борюсь все время. Конечно, периодически отщипываю какие-то кремовые пирожные, но очень себя потом за это ругаю.
Почему Алла к себе так строга, даже не спрашиваю. В процессе съемок все девушки, которые были на площадке, с нескрываемым восхищением и завистью смотрели на изящные ноги нашей героини. И дело даже не в стройности, а в потрясающей гармоничности и форме. И конечно, это результат более чем полувекового труда.
В конце 1980-х вы основали театр «Независимая труппа Аллы Сигаловой». Что на это побудило?
— Я поняла, что не вписываюсь в рамки ни драматического театра, ни балетного. Это сейчас, оказывается, такая зона есть. То, что называется театр танца, хореографический театр. Хотя… в общем, у нас и сейчас его нет. Потому что свою труппу я распустила.
А вы можете назвать себя амбициозным человеком?
— Если под амбициями понимать стремление стать лучше всех, то безусловно. Но я знаю, что стать лучше всех невозможно, потому что есть люди, которые в сто раз лучше меня. Я видела их спектакли и никогда не смогу думать о том, что стою с ними на одной планке.
Если в театре или на съемках над вами стоит режиссер, или, как сейчас, фотограф, который, как вам кажется, недостаточно хорош, что будете делать?
— Кинусь помогать! А как же? Если уж мы делаем одно дело.
На съемках «Балета» сразу было понятно, что тут ваша помощь не нужна?
— В первый день у меня зуб на зуб не попадал от волнения. Притом что мы снимали сцену репетиции, то есть я была максимально в своей среде. Казалось бы. Я все думала: интересно, кто-нибудь видит, как сильно я боюсь? Но, кажется, никто этого так и не понял.
Так это же круто, что человек вашего уровня и опыта так трепетно относится к тому, что делает…
— Не знаю… Волнение вообще – страшная вещь, я столько лет не могу с ним справиться. Оно со мной всегда: каждый раз, когда выхожу на сцену, иду на занятия к студентам, на репетиции. Какая-то глупейшая часть моей сущности. Так тяжело, вы даже себе не представляете! Чувствуешь себя какой-то… дурой. Сейчас же этому название новомодное появилось – синдром самозванца.
Вот и еще одно приятное открытие: начитавшись про грозный характер великой и ужасной Аллы Сигаловой, в итоге видишь очаровательную даму, которая, краснея от смущения, рассказывает про неравную битву с пирожными и синдром самозванца. Говорю ей об этом, заодно признавшись, что и пирожные, и этот самый треклятый синдром все так знакомо. Хохочем вместе…
Как вам кажется, талант можно объективно измерить?
— Нет, конечно! Один очень известный танцовщик однажды в разговоре со мной сказал: «Ну что ты все время «Барышников», «Барышников»? А я считаю, что он бездарность!» И в этом, как ни странно, есть своя замечательность: мы все очень разные и по-своему все воспринимаем.
Логично. Но за Барышникова обидно…
— Согласна! Талант ведь – не просто некие способности. Это целый комплекс факторов. И конечно, талантливому человеку надо помогать. Всегда должен прийти режиссер, попасть в руки материал, появиться человек, который протянет руку. Нужна жилетка, в которую можно уткнуться в трудную минуту. Должны быть рядом родные люди, которые поддержат. Если какие-то из этих компонентов отсутствуют, пройти этот путь тоже можно, но усилий потребуется в сто раз больше.
Вот вам еще субъективная величина – сексуальность. Можете назвать факторы, которые в этом плане лично для вас являются определяющими?
— Это у кого как! Опять же, недавно общались с одной звездной актрисой, и я сказала, что не смогла бы влюбиться в бесталанного человека. А она мне отвечает: «Ой, а я бы никогда не влюбилась в талантливого! С ним же с ума сойдешь!» Вот две разные позиции. Но я возбуждаюсь на талантливых людей. Ну что я могу сделать? И главное, мне все равно, как выглядит человек: полный он, маленький, высокий, кривой, косой. Если он талантлив, я его люблю, схожу по нему с ума! (Смеется.)
И уж тем более думаю, неважно, сколько ему лет. Кстати, у вас же недавно был юбилей – 65 лет. Как относитесь к цифрам в паспорте?
— Чувствую, что я взрослый человек, потому что очень много видела в своей жизни и много знаю. Столько прожила. Но в то же время понимаю, что жажда жизни с каждым годом у меня только увеличивается. Потому что расстояние до финиша сокращается и надо все успеть! Еще, еще, еще! Дайте мне много всего прямо сейчас!
То есть не оглядываетесь назад, а всматриваетесь в линию горизонта?
— Нет, жадно смотрю в сейчас.
Восхищен вашей энергией. Из чего ее черпаете? Кто или что вдохновляет?
— Жизнь, люди вокруг, любовь, солнце, мои дети, счастье, которое я вижу. Вижу и очень много несчастья, но от этого тем более дорожу счастьем, даже если оно длится мгновение.
Себя считаете счастливым человеком?
— Сто процентов! Несмотря на все ужасы, которые были в моей жизни.
Прощаемся, и Алла, озарявшая весь наш разговор улыбкой, внезапно меня обнимает… Почему же так волнуются перед встречей с этой восхитительной женщиной? И ведь она, очевидно, нисколько не лукавит, говоря о чувствах своих студентов. Что еще, если это не обожание?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…