60 лет назад, 5 октября 1961 года, состоялась мировая премьера «Завтрака у Тиффани». Этот фильм сразу попал в списки любимчиков, несмотря на то, что Трумэн Капоте видел в роли Холли Голайтли белокурую Мэрилин Монро, а студия Paramount хотела убрать главный саундтрек из финальной версии.
Одри преображала буквально каждый фильм, над которым работала. Именно она настояла на том, чтобы ее героиня завтракала у бутика Tiffany & Co. в платье Givenchy. Сложно поверить, что Трумэн Капоте, автор книги «Завтрак у Тиффани», рассматривал главную блондинку Голливуда на эту роль. Мэрилин Монро, следуя совету своего агента, отказалась играть «девушку легкого поведения» (ошибочное прочтение образа, кстати). Зато, получив роль, Одри Хепберн заявила:
«Я буду стильной Холли Голайтли, даже если это единственное, что я могу сделать».
Но, как мы уже знаем, стилем актриса не ограничилась: в ее героиню влюбились миллионы, а песня в ее исполнении получила «Оскара». Хепберн впоследствии признавалась, что это «самая джазовая» ее роль и самым сложным для нее как для интроверта было сыграть открытую общительную девушку, которая любит вечеринки.
Сказка вне времени – вот что такое «Завтрак у Тиффани». Эта история могла случиться в любое время в любом месте. Холли Голайтли, как и ее новый сосед Пол Варжак – содержанки. Но Пол уже устроился и каждый день ненавидит себя все больше за пассивную роль в собственной жизни. А вот Холли активно рвется замуж за какого-нибудь богача, чтобы эту пассивную роль на себя примерить.
Судьба (или сюжет) распоряжается иначе: эти двое встречаются – и вскоре не могут и дня друг без друга прожить. Дружба перерастает в любовь, так что Пол и Холли вынуждены отказаться от своего стиля жизни (по счастью, к этому моменту Варжак уже продал свой рассказ). А вот что было дальше, история умалчивает – как и все сказки, обещающие в конце, что «они жили долго и счастливо».
Черное платье Givenchy уже все со всех сторон многократно рассмотрели, но оно вовсе не характеризует красавицу Холли. Напротив: платье, в котором девушка появляется в первом кадре, олицетворяет то, чем она хотела бы стать. Но не то, чем она на самом деле является.
Безусловно, мисс Голайтли выглядит прекрасно в любой ситуации: ярко-розовое платье принцессы для вечеринки, красное пальто с меховой панамой для прогулки – ее образы можно цитировать и сегодня. Но органичнее всего Холли смотрится в синих джинсах и простом свитере. Кроме того, ее прическу «ракушка» копируют едва ли не чаще, чем «то самое» черное платье, а за очками Ray Ban, которые Одри носила в фильме, велась настоящая охота.
Потрясающую песню Moon River – специально для Одри, с учетом ее не идеального вокала, – написали Генри Манчини (мелодия) и Джонни Мерсер (слова). И момент, когда Холли Голайтли напевает, в фильме получился очень трогательным. Но после просмотра черновой версии «Завтрака у Тиффани» исполнительный директор Paramount Мартин Ракин захотел убрать композицию из картины. В ответ Одри Хепберн заявила: «Только через мой труп!» – и песню оставили. В итоге фильм получил «Оскара» не за актерскую игру, сценарий или костюмы, а именно за Moon River.
«Завтрак у Тиффани» – тот самый случай, когда город становится одним из героев повествования. В первых кадрах Холли пьет кофе с круассаном у легендарного магазина и вздыхает о dolce vita, которая пока ей недоступна. Мы встречаем ее в баре, когда ей грустно, и видим в библиотеке, когда она хочет спрятаться от неприглядной правды. Она гуляет с Полом по магазинам, в последний момент хватая в супермаркете маску и по-хулигански сбегая, не заплатив, по улицам, заполненным желтыми такси. Всюду Нью-Йорк отражает настроение и развитие Холли: когда она приезжает к Салли Томато в тюрьму, мы понимаем, насколько девушка на самом деле внутренне несвободна.
В конце концов, когда главная героиня решается изменить жизнь, она встречается с Полом у фонтана, среди гигантских «стекляшек» – и нам, и, вероятно, самой себе в этот момент она кажется совсем крошечной, потому что никак не может устроить свою судьбу и бессильна перед трудностями. И наконец, заваленный коробками переулок, где, промокнув до нитки, главная героиня осознает, что любовь важнее красивой жизни.
И тут уже улицы Нью-Йорка ни при чем, зато важную роль играет… кот. Пункт вне очереди и списков! Невероятно, даже на вторых ролях рыжий кот как следует себя проявил: без него облик Холли Голайтли был бы незавершенным. Ведь называя питомца Кот, героиня отказывается от ответственности за милое создание, таков ее стиль жизни: никто никому не принадлежит и никто никому ничего не должен. И когда на душе скребут крысы, она обращается не к коту, а к Tiffany & Co.
Но именно кот в финальной сцене становится символом изменения Холли: она не готова его бросить, хотя в сердцах и выгнала беднягу из машины. Так что, выбежав из такси под проливной дождь, она находит Кота и вместе с тем обретает любовь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…