Кино

Запретный плод: Кинематограф КНДР

Культура Северной Кореи и ее фильмы до сих пор остаются для многих белыми пятнами на карте, и их предпочитают просто игнорировать. А зря! «КиноРепортер» решил наконец пролить на них чуть больше света.

Кинематограф в Корее возник в 1920-х, когда страна изнывала под колониальным гнетом Японии. Техническое исполнение картин тех лет оставляло желать лучшего, истории не впечатляли, а любые попытки авторов протестовать подавлялись мощным аппаратом цензуры. Тем не менее порой появлялись ленты, отражавшие реальную жизнь людей – например, «Ариран» (1926), который в КНДР показали только в 2003-м.

Все изменилось после капитуляции Японии во Второй мировой. В 1948-м образовались Республика Корея (Южная) и Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная), и в обоих государствах сразу начал развиваться кинематограф. И конечно, он не мог не реагировать на продолжение политической борьбы, вылившейся в корейскую войну 1950–1953 годов. Так одной из главных тем северокорейского кино стала патриотическая, что подпитывалось мечтами о светлом социалистическом будущем.

Фото: Эрик Лаффорг/ТАСС

Именно поэтому в КНДР активно снимались идеологически окрашенные картины, призывавшие к верности правящей Трудовой партии и вождю (этот кинематограф назывался чучхе – в честь доминирующей идеологии). В первую очередь Ким Ир Сену, который руководил страной в 1948–1994 годах.

Как и Владимир Ленин, он считал кино важнейшим из искусств, ездил на съемочные площадки и усиливал партийный контроль за созданием фильмов. В 1973-м Ким Ир Сен изложил свои соображения насчет революционной роли кинематографа в трактате «О киноискусстве», а в 1990-х и сам стал героем произведений с названиями вроде «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен будет жить вечно».

Его сын и преемник Ким Чен Ир тоже слыл завзятым синефилом и засиживался в собственном кинотеатре за просмотром не только национальных, но и западных картин – от «Звездных войн» до бондианы. Рядовым корейцам смотреть их запрещалось, хотя в 1990-х в стране расцвел черный рынок, на котором всплывали громкие новинки типа «Титаника».

Ким Чен Ир так страстно любил кинематограф, что в 1978-м даже похитил южнокорейского постановщика Син Сан-ока, дабы тот трудился на благо народа КНДР. Пусть и подневольно, но тот внес весомый вклад в расширение жанрового разнообразия местной продукции, сняв патриотический фэнтези-эпик «Пульгасари» (1985) о монстре наподобие Годзиллы, который защищал мирных жителей от угнетателей. Боевик «Хон Гиль-дон» (1986) о бесстрашном воине, оберегавшем граждан от кровожадных японцев и подлых бандитов, – тоже его рук дело.

Творчество Син Сан-ока, который в итоге сбежал и успел поработать в США, убедило северокорейские власти, что кино должно не только развивать идеи революционного воспитания – еще ему надлежит оставаться развлекательным зрелищем. Недаром музыкальная мелодрама «Любовь, любовь, любовь моя» (1985) того же Син Сан-ока обрела такую популярность в народе.

Между прочим, именно там впервые в истории КНДР на экране изобразили поцелуй. Под любовью же подразумевались нежные чувства мужчины к женщине, а не классическая преданность партии. Кадры с героями картины зрители робко вешали рядом с портретами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а идеологические посылы с тех пор заворачивались в ленты широкого жанрового диапазона.

Романтическая комедия «На зеленом ковре» (2001) о праздничных гуляньях в честь юбилея Трудовой партии (по степени пропагандистского воздействия некоторые сравнивали фильм с творениями Лени Рифеншталь) даже побывала на Берлинском и Московском кинофестивалях. А «Товарищ Ким отправляется в полет» (2012) о девушке-шахтере, мечтающей стать акробаткой, гостил в Торонто.

Последний, кстати, стал первым опытом сотрудничества КНДР с западными кинематографистами (из Бельгии и Великобритании). «Северокорейская сторона отвечала за сценарий, актеров, команду и музыкальное сопровождение, а западные партнеры предоставили оборудование и взяли на себя ответственность за постпродакшен» – гласит заявление на сайте проекта.

Процветало в КНДР и кино для детей и юношества, что неудивительно, ведь прививать верность партии подрастающим поколениям нужно с пеленок. В «Дневнике школьницы» (2007) девочка-подросток пытается понять, почему папа вечно где-то пропадает, игнорируя домочадцев. И в результате осознает, что сию жертву он приносит ради великого будущего корейского народа.

Интересно, что в 2016-м эта картина в числе десятка прочих, ранее вышедших в кинотеатрах и на ТВ, была запрещена, так как отражала северокорейские реалии уж «слишком хорошо». А родителям-вредителям, показывающим детям «отмененные» ленты (прежде всего голливудские и южнокорейские), сейчас светит полгода в исправительном трудовом лагере.

Снимали в КНДР и шпионские триллеры вроде «Дело закрыто» (2011) о борьбе бравых корейских разведчиков с коварными японскими лазутчиками. И мультфильмы – долгоиграющий сериал «Бурундук и Ежик» (1977–2012) с массой политических аллегорий повествовал об отстаивании лесными зверятами мирной жизни на Цветочном холме. И производственные драмы в широком ассортименте, герои которых – честные работяги, старательно выполняющие свой гражданский долг на заводе, в поле, в армии, конструкторском бюро…

Кадр из мультсериала «Бурундук и Ежик»

С одной стороны, в таких наивных агитках нет ничего крамольного. Несколько существующих в КНДР компаний во главе с основанной в 1947-м Корейской киностудией защищают самобытность национального кино от зарубежных веяний, прославляют трудовые подвиги и вдохновляют жителей на служение обществу.

С другой – истинный патриотизм проявляется в сравнении. В возможности выбирать. Когда не запрещено смотреть произведенные в чужой стране фильмы, но все равно предпочитаешь свое, родное, ибо искренне считаешь это единственно верным. У северокорейцев подобного выбора нет. И патриотизм многих из них зиждется на банальном страхе из-за карательных мер. Так, в позапрошлом году двоих подростков в возрасте 16 и 17 лет расстреляли за просмотр и распространение лент из Южной Кореи.

Нынешний лидер страны Ким Чен Ын активно ограждает свою вотчину от внешних влияний. К тому же его жена Ли Соль Чжу – певица, поэтому развитию музыкального искусства ее супруг уделяет куда больше внимания, нежели кинематографу.

Предпоследний игровой фильм КНДР, драма «История нашего дома», вышел в 2016 году. Затем в 2019-м сняли еще две документалки. И все затихло до 2022-го, когда в местном прокате появилась первая за 6 лет художественная картина «Один день, одна ночь» о женщине – ветеране войны, которая раскрыла антиправительственный заговор. Параллельно по ТВ продолжался сериал «Последний единорог» о звезде настольного тенниса Пак Юнг-суне.

Кадр из фильма «Хон Гиль-дон»

Информацию о происходящем в северокорейском кинематографе приходится черпать буквально по крупицам. И уж точно нигде не найти данных об успехах фильмов в прокате. Вдобавок заглох Пхеньянский международный кинофестиваль, в 2021-м отмененный из-за пандемии. А ведь в 2018-м сразу несколько его наград завоевал российский «Салют-7»!

Сейчас сложно поверить, что когда-то на этом фестивале презентовали «Мистера Бина», а по центральному телеканалу крутили спортивную мелодраму «Играй, как Бекхэм» с юной Кирой Найтли. Еще труднее предсказать, что ждет северокорейское кино в будущем. Ким Чен Ыну всего 40 лет, так что, вероятно, в ближайшие десятилетия кардинальных перемен не предвидится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад