Вспоминаем фильмы незабвенного Доминика Торетто без слова «Форсаж» в названии.
18 июля 2022-го – красный день календаря. А все потому, что главный семьянин Голливуда, лихой гонщик и звезда франшизы «Форсаж» станет на год старше, мудрее и ближе к бессмертию. Да, мы о Вине Дизеле, которому стукнет 55. И если вы забыли, что он может быть кем-то еще, кроме крутого парня Дома Торетто и обаяшки Грута, спешим напомнить о нескольких его малоизвестных ролях, также достойных вашего внимания.
«Многоликий» (1994)
Прежде чем сниматься в чужих картинах, Вин Дизель начал снимать самостоятельно. И ключевые роли в своих ранних проектах тоже исполнял именно он. Вот, например, занятная короткометражка «Многоликий», которая отчасти и обеспечила Дизелю безоблачное будущее. Но это – позднее. А пока 27-летний безвестный артист в майке-алкоголичке задорно рассказывает о том, как двинул негодяю, посмевшему заглядеться на его девушку в итальянском ресторанчике, и носится по прослушиваниям в погоне за серьезными ролями.
Но везде бедолагу динамят. Не видят в нем второго Аль Пачино – и все тут. То кожа у него слишком светлая, то череп слишком блестящий, то еще что-нибудь не так. В основе сюжета – реальные мытарства самого Дизеля, который отчаялся пробиться на экраны и решил снять об этом кино. Мужик сказал – мужик сделал. Съемочный период – 3 дня, цена вопроса – $3 тыс. Вышло исповедально, забавно местами, а местами прямо-таки трагично. И конечно, странно, что в Дизеле так долго не могли распознать потенциал суперзвезды. Вы только поглядите, как он рэп читает и с проникновенными монологами выступает!
Но все хорошо, что хорошо кончается. «Многоликий» произвел фурор на Каннском кинофестивале, а Дизель, столкнувшись на улице с Морганом Фриманом, торжественно вручил ему копию фильма. Чуть позже кассета попала в руки к Стивену Спилбергу, и в 1998-м Дизель уже играл в «Спасти рядового Райана» (пусть и не на первом плане). В общем, как ни крути – феерическая история. Вин Дизель получает роль мечты благодаря коротышу о самом себе, желающем получить роль мечты. Круг замкнулся. Фанфары.
«Бродяги» (1997)
За сценарий этой уличной драмы Дизель засел еще до съемок «Многоликого». Но Вин прекрасно понимал, что он никто и звать его никак. Вот и занялся более камерным проектом в надежде с его помощью заарканить продюсера с тугим кошельком. А после того как «Многоликий» стал своего рода сенсацией, Дизель вернулся к «Бродягам» – его первой и, увы, последней пробе пера в формате игрового полного метра. Новый герой Вина по имени Рик будто напрямую перекочевал из «Многоликого»: те же тесные майки, бандитские замашки, выражение легкой растерянности на лице, когда птица счастья в очередной раз ускользает, оставив в кулаке лишь пару перьев.
Мир «Бродяг» – это мир обшарпанных квартиренок, дешевых баров, плоских мужских шуток и мелких криминальных делишек. Вырвется ли Рик из порочного круга с помощью девушки Хизер, нежданно-негаданно ворвавшейся в его грешную жизнь? Вечный конфликт между шилом в одном месте и тягой к уютному семейному очагу, который позднее будет тревожить Доминика Торетто, не дает покоя и Рику. А Дизель изображает его душевное смятение с привычным грубоватым обаянием, которое, может, и не способствует высокопарным философским рассуждениям, но покоряет своей искренностью и простотой.
«Бойлерная» (2000)
XX век для Вина Дизеля завершился на мажорной ноте. После маленькой роли в блокбастере Стивена Спилберга он озвучил добродушного робота в «Стальном гиганте», и лучшего применения для его роскошного глубокого баса нельзя было пожелать даже в самых смелых фантазиях.
А в начале 2000 года нам на радость вышло аж две заметных картины с Вином во всем великолепии. Об одной вы наверняка слышали – «Черная дыра» Дэвида Туи запустила первую долгоиграющую франшизу с участием Дизеля, серию фантастических боевиков про космического бандита Риддика. Другую же ленту вы могли и проигнорировать, поэтому любите и жалуйте: экономическая драма «Бойлерная», где Вин променял фирменную майку на цивильный костюмчик и закрутился в шумном, нервном, суетливом водовороте брокерских интриг.
Главная роль в этом фильме, где также можно обнаружить Бена Аффлека, досталась Джованни Рибизи, артисту с идеальным лицом амбициозного трикстера. Но где бы он был без столь могучего властелина второго плана, как Дизель: просто послушайте, с какой восхитительной самоуверенностью на 15-й минуте он посылает персонажа Рибизи на три веселых буквы. Да и вообще роль пронырливого брокера, мастера запудривать клиентам мозги по телефону, идет Вину ничуть не меньше хулиганских образов с цепями и стволами.
«Лысый нянька: Спецзадание» (2005)
Оставив за плечами «Форсаж», «Три икса» и «Хроники Риддика», Вин Дизель в статусе заслуженного голливудского тяжеловеса переключился на менее амбициозное кино. Пусть и со славными предшественниками вроде таких шедевров, как «Мистер няня» с Халком Хоганом, «Няньки» с близнецами Пол и «Детсадовский полицейский» с Арнольдом Шварценеггером. Иначе говоря, боевиков с качками, которые волею судеб попали в детское окружение. Эта нелегкая доля подстерегла и спецназовца Шейна (Дизель), получившего задание вселенской важности: оберегать детишек ученого, работающего над секретным правительственным проектом.
Начинается «Лысый нянька» как стандартный боевик с Вином Дизелем. Здесь тебе и взрывы эффектные, и погони на скутерах головокружительные, и гримасы суровые – все что доктор прописал. Затем включается типичная воспитательная комедия, где брутальный вояка муштрует своих подопечных, дабы поддерживать в доме жесткую дисциплину, а те старательно выводят его из себя. Дизель меняет подгузники, отвозит неугомонных детей в школу, проводит нравоучительные беседы, рассказывает сказки на ночь – развлекается как может, словом. Прелестная и (само)ироничная вещица получилась, которой жизненно необходим сиквел-кроссовер с «Зубной феей» – если не ради «Форсажей», то ради этого Дизелю со Скалой уж точно стоит помириться.
«Признайте меня виновным» (2006)
Забавные все-таки выкрутасы выделывала карьера Вина Дизеля. Когда спустя год после «Хроник Риддика» вышел «Лысый нянька», а еще через год – криминально-юридическая трагикомедия «Признайте меня виновным» о 21-месячном суде над ловким мафиозным деятелем Джеки ДиНорцио. Снял ее голливудский классик Сидни Люмет, автор «12 разгневанных мужчин», «Телесети» и «Серпико». А ДиНорцио незабываемо сыграл Вин Дизель, который по два часа в день проводил в компании гримеров, набрал 13 кг и впервые появился на экране с волосами. Сам Джеки, кстати, подобное кастинговое решение всецело одобрил.
И это лучшая роль Дизеля, на наш скромный взгляд. Куда там риддикам и ксандерам кейджам. Что оранжевую тюремную робу, что пиджак с галстуком он с королевским достоинством носит, а вдобавок становится сам себе защитником на процессе, отказавшись от услуг профессионального адвоката. Сидни Люмет вообще собаку съел на картинах о судебных тяжбах. И из актеров он выжимал максимум. Вот и Дизель под его руководством выдал перформанс на уровне условного Роберта Де Ниро – эпатажный, развязный, веселящий, пугающий, цепляющий. Жаль, конечно, что Вин так мало у классиков снимался. Поручить бы его заботам Абеля Феррары или Пола Верховена – и все бы мигом позабыли эти машинки дурацкие при виде настоящего артиста без страха и упрека. Впрочем… никогда не поздно начать!
Комментарии