Рецензия на продюсерский проект Брэда Питта про ковбоев, которые путешествуют во времени.
Вайоминг, наши дни. Выходит мужик с конем в поле. Скачет себе по степи, хмуро взирает на холодное небо. Как вдруг видит – дыра в земле. Нельзя так просто взять и проехать мимо. Надо обязательно руку туда сунуть. И убедиться, что дыра – не обычная нора, в которой, вероятно, живет гостеприимный кролик. А самый что ни на есть настоящий портал. И через него можно перемещаться во времени.
Мужик пораскинул мозгами и решил эту историю деликатно замять. Но вот незадача – в окрестностях его ранчо объявилась подозрительная девица, явно разнюхивающая что-то неположенное. Девицу эту по имени Отэм (да, как autumn, то есть осень) играет Имоджен Путс. Мужика по имени Роял Эббот – Джош Бролин. А происходят описанные события в недавно вышедшем сериале «Внешние сферы».
Фантастические вестерны – редкая птица во вселенной кино и сериалов. Есть, конечно, «Ковбои против пришельцев» и «Мир Дикого Запада», и «Дикий, дикий Запад», и триквел «Назад в будущее». Попадаются и совсем уж экзотические экземпляры вроде «Ковбоев против динозавров» с Эриком Робертсом или славного привета из 1960-х под названием «Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна». Однако не скажешь, что производство вестернов на стыке с научной фантастикой или хоррором поставлено на поток. Будто бы древний и уважаемый жанр является эдакой священной коровой, которая не терпит чересчур вольного обращения. Ан нет – терпит, еще как. Триумфальное шествие по фестивалям прошлогодней «Власти пса» – лишнее тому доказательство.
Вот и «Внешние сферы» подтверждают, что старая как мир схема «обычный герой в необычных обстоятельствах» способна наэлектризовать классический вестерн остроумной интригой. И превратить проект, по сеттингу смахивающий на клон «Йеллоустоуна», скорее в оммаж «Твин Пикс» (и отчасти «Прибытию» Дени Вильнева): таинственный, завораживающий, многослойный триллер о превратностях межвременных путешествий.
Конечно, типичные для жанра микросюжеты здесь тоже в наличии. Соседи пытаются оттяпать от ранчо Эббота солидный клочок земли, взрослые сыновья Рояла влипают в неприятности с законом, а блюстительница порядка хочет выиграть предвыборную гонку и стать шерифом. Но важнее всего магистральный сюжет, связанный с пресловутой дырой. И чем больше информации о ней сообщают – тем больше вопросов роется в голове.
Детали ее происхождения наспех раскрываются байкой о греческом боге Хроносе, который как-то раз схватил верный серп и вырезал в космосе брешь, дабы отделить один мир от другого. Дыра, соответственно, – это врата в неизвестное, в альтернативную реальность, иные пространственно-временные измерения. Взаимодействуя с ней, Роял видит пугающие и, возможно, пророческие картины будущего. При этом он не понимает, способен ли что-то изменить.
На всякий случай мужчина решает держать язык за зубами. Но не так-то просто скрыть существование огромного отверстия посреди степи. Неудивительно, что постепенно о нем узнает все больше людей. Мы, в свою очередь, убеждаемся, что брошенные в бездонную пустоту предметы (или чьи-то тела) не исчезают бесследно. Рано или поздно они обязательно появятся вновь. Но где и когда – лишь еще один вопрос без ответа.
Вообще по мере просмотра крепнет ощущение, что создатели сериала, в числе которых – исполнительные продюсеры Брэд Питт и Дж. Дж. Абрамс, потянули за такое количество нитей, что сами же в них и запутались. В биографии персонажей обнаруживаются невероятные подробности, переворачивающие их восприятие с ног на голову. Механизмы функционирования дыры с трудом поддаются логическому объяснению. Время от времени в кадре появляется задумчивый бизон, который наверняка что-нибудь да значит.
Но бизоны – не то, чем кажутся. Как и совы. В виде чучел, собранных конкурентами Эбботов. У каждой, к слову, – свое имя. И обрываются «Внешние сферы» на самом интересном месте: финальный клиффхэнгер не расставляет точек над i, а еще сильнее все усложняет, сплетая из этих точек заковыристый ребус. Причем разгадка его далека – второй сезон «Сфер» пока официально не подтвержден.
Зачем же смотреть столь специфический сериал, который дразнит, заманивает, а в итоге ускользает в кусты, откладывая разбор полетов в долгий ящик? Важный аргумент в его пользу – монументальный Джош Бролин, носящий широкополые шляпы и ковбойские сапоги с достоинством императора. Назло технологическому прогрессу Дикий Запад отнюдь не перестал быть диким, и подобные Эбботу грубые фермеры прямолинейны и простоваты лишь на первый взгляд.
В реальности же за непроницаемым лицом с благообразной седой бородкой спрятано немало тайн – как, собственно, и за лицами прочих персонажей. При этом их частные драмы, не связанные с загадочным порталом, понятны и по-своему трогательны: один сын Рояла, Ретт (Льюис Пуллман), мечтает стать звездой родео, а другой, Перри (Том Пелфри), никак не может обрести почву под ногами после исчезновения любимой жены.
Иными словами, герои оказываются вполне живыми, в их будущее любопытно заглянуть и без всякой дырки в земле. И будущее это покрыто мраком, поскольку святых во «Внешних сферах» нет – сплошь грешники со зловещими скелетами в шкафу. Многие из них гонятся за властью и тревожат могучие древние силы, с которыми обычному человеку не совладать. А то и вовсе сходят с ума, пока реалистичное, поначалу предельно приземленное действо превращается в сон, мираж, галлюцинацию, точно распахнулись врата в Черный Вигвам, и оттуда неудержимой лавиной хлынул поток жутких порождений тьмы…
В этих живописных краях, среди прозрачных ручьев, бескрайних равнин и величественных гор действительно ощущается присутствие чего-то неземного – дьявола или бога, или, быть может, инопланетян. Сверхъестественное рядом, рукой дотянуться. И пускай природа его туманна, сопротивляться его воле непросто. Тем более в сопровождении хитов Брюса Спрингстина, Леонарда Коэна, Боба Дилана, Криса Кристофферсона и The Rolling Stones (и даже Бритни Спирс). Поэтому «Внешние сферы» и затягивают похлеще зыбучих песков. Достаточно лишь сделать на ранчо Эбботов первый шаг.
Комментарии