Статьи

За что аниме и мангу любят во всем мире

Есть Голливуд, есть Болливуд, а есть аниме – такое же уникальное явление и отдельный мир, который зародился в Стране восходящего солнца. Словом «аниме» мы привыкли называть любую японскую анимацию, однако это не просто анимация, а огромная индустрия со своими жанрами, стилем и законами, порождающая тренды почти во всех сферах жизни.

Армия фанатов аниме растет с каждым годом, причем увлекаются им не только дети и подростки. Новые сериалы выходят как горячие пирожки из печи и привлекают к себе новых адептов. А «старые» аниме, которые существуют уже несколько десятков лет, продолжают радовать поклонников свежими сериями и развивающимися ветками персонажей, взрослеющих вместе с аудиторией. К примеру, приключенческое аниме о пиратах «Ван Пис», появившееся в 1999 году, выходит до сих пор и содержит больше 1000 эпизодов.

Однако интерес к нему только набирает обороты. Помимо аниме-сериала и манги, по которой он нарисован, существует 15 полнометражных анимационных фильмов, 3 OVA (особый формат аниме-сериалов для выпуска на видеоносителях), 34 компьютерных игры, 112 (!) студийных музыкальных альбомов, а Netflix в 2023 году снял одноименный сериал с живыми актерами, который продлили на второй сезон. И это не считая множества книг, энциклопедий, графических альбомов и многого другого, за что фанаты «Ван Пис» со всего мира готовы продать свои души.

Аниме и/или манга?

Несмотря на популярность рисованного искусства Японии, не все до конца понимают разницу между аниме и мангой, считая, что это одно и то же. Но разница значительная, хотя эти два явления в японской культуре действительно не существуют одно без другого. 

Манга (что часто переводят как «гротескные, вычурные рисунки») – комиксы на бумаге, которые читаются справа налево и сверху вниз. Чаще всего они черно-белые и выпускаются «сериалами», хотя одна книга может быть и законченной цельной историей. Если в нашей стране «книжкам с картинками» на полках отведено не так много места, то в Японии можно встретить целые магазины, где продают исключительно мангу и аниме-товары. Там она чрезвычайно популярна: вряд ли найдешь японца, который никогда не читал мангу.

Аниме же – это, собственно, анимация. Фишка в том, что обычно ее снимают как раз по манге, особенно по коммерчески успешным историям. Так что сколько-нибудь заметная среди читателей манга, скорее всего, превратится в аниме. Кстати, самого этого термина не существовало до 1970-х. Раньше мультфильмы по японским комиксам так и называли – манга-эйга, то есть «кинокомиксы».

В редких случаях происходит обратная ситуация, когда по удачному аниме мангаки (те, кто рисует мангу) создают мангу. Еще реже ее делают по зарубежным проектам, как, например, было со «Звездными войнами» или с «Преступлением и наказанием» Федора Достоевского.

Первый король

Искусство аниме дало первые ростки в XX веке, когда японцы познакомились с западной мультипликацией. Старейшей японской анимацией, которая сохранилась до наших дней, принято считать мультфильм «Кацудо Сясин», что переводится как «движущиеся картинки». Это еще далеко не то аниме, к которому мы привыкли. Скорее зарисовка на три секунды про мальчика, который пишет иероглифы на стене. Работа неизвестного авторства была найдена в 2005 году. Глядя на нее сейчас, не перестаешь удивляться, как быстро японские художники сумели превратить едва проклюнувшийся зародыш в явление, интересное всему миру.

Любопытно, что королем аниме японцы называют отнюдь не Хаяо Миядзаки, шедевры которого отчасти обратили всеобщее внимание на аниме, а Осаму Тэдзука. Именно он заложил основы и задал вектор развития японской анимации.

Еще в детстве он мечтал стать мангакой и создать что-то столь же захватывающее и популярное, как американские комиксы и мультфильмы тех времен. В итоге он объединил в своем творчестве традиции японского искусства и черты американской мультипликации.

Тэдзука обожал Уолта Диснея и под его влиянием начал рисовать своим персонажам большие глаза, что сейчас является отличительной чертой аниме. Он же стал впервые использовать в манге художественные приемы, присущие кинематографу: крупные планы, детальные прорисовки, смены ракурсов и различные эффекты, подчеркивающие движения. Позже все это он перенес в аниме.

Также Тэдзуки предлагал ориентироваться в первую очередь на оригинальные и интересные сюжеты, а не на бюджет съемок, ввести «банк анимации», то есть кадры, которые можно задействовать несколько раз в одном произведении, и сделать упор на сериалах. Все это мы видим в аниме сегодня.

Одним из самых известных аниме Осаму Тэдзука является сериал «Могучий Атом» (1963–1966) о приключениях мальчика-андроида в мире людей. По сериалу сняли несколько ремейков и выпустили полнометражный анимационный фильм «Астробой» (2009), режиссером которого стал Дэвид Бауэрс.

Жанрово-возрастная иерархия

Ошибочно думать, что аниме – только для детей. Мангу в Японии читают почти все, так же, как и смотрят аниме. И не потому, что эти явления вшиты в менталитет каждого гражданина. Просто мангаки и режиссеры прекрасно понимают свою аудиторию и знают, для кого они создают то или иное произведение. Пожалуй, больше ни в одной стране нет столь конкретного разделения на жанрово-возрастные категории, каждой из которых свойственны характерная специфика подачи и сюжеты. Удивительно то, что эта система работает.

Основных категорий пять:

  • Кодомо – для маленьких зрителей до 12 лет. В них часто можно увидеть воспитательно-обучающие элементы, направленные на познание мира, развитие нравственных и социальных ценностей («Покемон», Мой сосед Тоторо», «Дораэмон»);
  • Сёнэн предназначены для мальчиков-подростков от 12 до 18 лет. В центре таких сюжетов чаще всего оказывается герой, который борется со злом и побеждает его или же достигает поставленных целей через преодоление трудностей («Ван Пис», «Наруто», «Блич»);
  • Сёдзё создаются для девочек от 12 до 18 лет и основываются на романтике и любовных отношениях («Президент – горничная!», «Монстр за соседней партой», «Мой счастливый брак»);
  • Сэйнэн рассчитаны на взрослых мужчин, и, следовательно, вопросы в них затрагиваются не детские. Здесь могут быть сатира, политика, эротика, жестокость («Человек-бензопила», «Берсерк», «Ванпанчмен»);
  • Дзёсэй создаются для женщин, и в них, как правило, показана повседневная жизнь («Встреча под летним снегом», «Яркая Тихая», «Нодамэ Кантабиле»).

Внутри каждой из перечисленных категорий манга и аниме подразделяются на более узкие подкатегории. И любой зритель, опытный отаку (так за пределами Японии называют поклонников аниме) или ребенок, обязательно найдет что-то, что понравится именно ему. Это одна из главных причин, почему популярность аниме растет с каждым годом. 

За что еще любят аниме?

За разнообразие жанров

Аниме – многожанровое искусство. Хотите романтику – получите, комедию – распишитесь, секс – в свободном доступе, драму – пожалуйста, ужасы – выключайте свет и бойтесь. Было бы желание посмотреть, а материал всегда найдется.

За красоту и понятность

Практически любое аниме – это красивая картинка с акцентом на глазах персонажей. Известная фраза: «Глаза – зеркало души» понимается японцами буквально. Едва взглянув на лицо героя аниме, можно сказать, положительный он или отрицательный, какие эмоции испытывает (даже если изображение статично), о чем думает, чего хочет.

Персонажи интуитивно понятны каждому. Иногда преувеличенно понятны: скажем, художники могут изобразить крупную каплю пота на лбу, чтобы показать озабоченность, или пририсовать кошачьи ушки в знак игривого настроения, или превратить героя в маленького дьявола для большей убедительности его гнева. Эта особенность аниме делает его ближе к зрителю.

За легкость восприятия

Часто аниме, особенно если оно для взрослых, несет в себе глубокие философские подтексты, но благодаря подаче они легко считываются. То же самое касается аниме для детей: они обучают, но без назидания. Просто показывают, как надо, например, относиться к старшим. И ребенок впитывает это не задумываясь. Ведь даже отрицательные герои в аниме редко говорят грубости старикам.

За близость персонажей

Легко поставить себя на место любого из героев, пусть даже это какой-нибудь волшебник, с мечом в руках путешествующий по потусторонним мирам. Прелесть персонажей аниме в том, что они озабочены теми же вещами, что и обычные зрители. 

За доброту и открытость

Даже в самом мрачном аниме добро всегда побеждает зло. Герои радуются этому и вообще любой мелочи так искренне и по-настоящему, что хочется радоваться вместе с ними. В аниме нет изначально плохих героев: там всегда объясняется, почему они такими стали.

За отдых от повседневности

Приходя домой после трудного рабочего дня, так и тянет порой перенестись в другое место. Аниме дает эту возможность, унося зрителя в совершенно иные миры, наполненные волшебством, отвагой, любовью, дружбой и приключениями.

За необычность и оригинальность

Фантазия создателей поистине безгранична. В аниме сюжетные линии могут переплетаться и извиваться до бесконечности, но от этого не устаешь, напротив, закапываешься в судьбы героев все глубже, раскручивая свою эмпатию до предела.

За практичность

И наконец, банальный вроде бы фактор, который имеет важное значение. Чаще всего один эпизод аниме-сериала не длится дольше 20 минут: очень удобный формат, который идеально вписывается, например, в обеденный перерыв или время, потраченное на поездку в общественном транспорте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Олеся Судзиловская снова сыграет Любовь Орлову

Сегодня, 17 мая, в Московской консерватории состоится спектакль-посвящение Любови Орловой «Журчат ручьи». Главную роль в постановке исполнит заслуженная артистка России…

4 часа назад

Я всегда с собой беру видеокамеру: История формата «найденной пленки»

«Ведьма из Блэр», явившаяся миру 25 лет назад (как раз в мае 1999-го состоялся показ на Каннском фестивале), навсегда изменила…

7 часов назад

«Люди Икс ‘97»: Приятное путешествие в детство

«Радиоактивные люди» вернулись! В 1990-е анимационные супергерои-мутанты взорвали американское телевидение. Увлечение комиксами, некогда постыдное, трансформировалось в повзрослевшую анимацию, герои которой…

23 часа назад

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет.…

1 день назад

Мария Михалкова-Кончаловская: «Актрисой я быть никогда не хотела»

Мария Кончаловская продолжает известную династию Михалковых – Кончаловских, оставившую значительный след в российском кино, поэзии и живописи. Из всех этих…

2 дня назад

Шедевры «против»: Как киногерои противостоят супругам, судьбе и самим себе

Персонажи кино постоянно кому-то противостоят. Бэтмен надирает зад Супермену, Кинг-Конг вступает в разрушительный бой с Годзиллой, а Чужой и Хищник…

2 дня назад