Статьи

За что аниме и мангу любят во всем мире

Есть Голливуд, есть Болливуд, а есть аниме – такое же уникальное явление и отдельный мир, который зародился в Стране восходящего солнца. Словом «аниме» мы привыкли называть любую японскую анимацию, однако это не просто анимация, а огромная индустрия со своими жанрами, стилем и законами, порождающая тренды почти во всех сферах жизни.

Армия фанатов аниме растет с каждым годом, причем увлекаются им не только дети и подростки. Новые сериалы выходят как горячие пирожки из печи и привлекают к себе новых адептов. А «старые» аниме, которые существуют уже несколько десятков лет, продолжают радовать поклонников свежими сериями и развивающимися ветками персонажей, взрослеющих вместе с аудиторией. К примеру, приключенческое аниме о пиратах «Ван Пис», появившееся в 1999 году, выходит до сих пор и содержит больше 1000 эпизодов.

Однако интерес к нему только набирает обороты. Помимо аниме-сериала и манги, по которой он нарисован, существует 15 полнометражных анимационных фильмов, 3 OVA (особый формат аниме-сериалов для выпуска на видеоносителях), 34 компьютерных игры, 112 (!) студийных музыкальных альбомов, а Netflix в 2023 году снял одноименный сериал с живыми актерами, который продлили на второй сезон. И это не считая множества книг, энциклопедий, графических альбомов и многого другого, за что фанаты «Ван Пис» со всего мира готовы продать свои души.

Аниме и/или манга?

Несмотря на популярность рисованного искусства Японии, не все до конца понимают разницу между аниме и мангой, считая, что это одно и то же. Но разница значительная, хотя эти два явления в японской культуре действительно не существуют одно без другого. 

Манга (что часто переводят как «гротескные, вычурные рисунки») – комиксы на бумаге, которые читаются справа налево и сверху вниз. Чаще всего они черно-белые и выпускаются «сериалами», хотя одна книга может быть и законченной цельной историей. Если в нашей стране «книжкам с картинками» на полках отведено не так много места, то в Японии можно встретить целые магазины, где продают исключительно мангу и аниме-товары. Там она чрезвычайно популярна: вряд ли найдешь японца, который никогда не читал мангу.

Аниме же – это, собственно, анимация. Фишка в том, что обычно ее снимают как раз по манге, особенно по коммерчески успешным историям. Так что сколько-нибудь заметная среди читателей манга, скорее всего, превратится в аниме. Кстати, самого этого термина не существовало до 1970-х. Раньше мультфильмы по японским комиксам так и называли – манга-эйга, то есть «кинокомиксы».

В редких случаях происходит обратная ситуация, когда по удачному аниме мангаки (те, кто рисует мангу) создают мангу. Еще реже ее делают по зарубежным проектам, как, например, было со «Звездными войнами» или с «Преступлением и наказанием» Федора Достоевского.

Первый король

Искусство аниме дало первые ростки в XX веке, когда японцы познакомились с западной мультипликацией. Старейшей японской анимацией, которая сохранилась до наших дней, принято считать мультфильм «Кацудо Сясин», что переводится как «движущиеся картинки». Это еще далеко не то аниме, к которому мы привыкли. Скорее зарисовка на три секунды про мальчика, который пишет иероглифы на стене. Работа неизвестного авторства была найдена в 2005 году. Глядя на нее сейчас, не перестаешь удивляться, как быстро японские художники сумели превратить едва проклюнувшийся зародыш в явление, интересное всему миру.

Любопытно, что королем аниме японцы называют отнюдь не Хаяо Миядзаки, шедевры которого отчасти обратили всеобщее внимание на аниме, а Осаму Тэдзука. Именно он заложил основы и задал вектор развития японской анимации.

Еще в детстве он мечтал стать мангакой и создать что-то столь же захватывающее и популярное, как американские комиксы и мультфильмы тех времен. В итоге он объединил в своем творчестве традиции японского искусства и черты американской мультипликации.

Тэдзука обожал Уолта Диснея и под его влиянием начал рисовать своим персонажам большие глаза, что сейчас является отличительной чертой аниме. Он же стал впервые использовать в манге художественные приемы, присущие кинематографу: крупные планы, детальные прорисовки, смены ракурсов и различные эффекты, подчеркивающие движения. Позже все это он перенес в аниме.

Также Тэдзуки предлагал ориентироваться в первую очередь на оригинальные и интересные сюжеты, а не на бюджет съемок, ввести «банк анимации», то есть кадры, которые можно задействовать несколько раз в одном произведении, и сделать упор на сериалах. Все это мы видим в аниме сегодня.

Одним из самых известных аниме Осаму Тэдзука является сериал «Могучий Атом» (1963–1966) о приключениях мальчика-андроида в мире людей. По сериалу сняли несколько ремейков и выпустили полнометражный анимационный фильм «Астробой» (2009), режиссером которого стал Дэвид Бауэрс.

Жанрово-возрастная иерархия

Ошибочно думать, что аниме – только для детей. Мангу в Японии читают почти все, так же, как и смотрят аниме. И не потому, что эти явления вшиты в менталитет каждого гражданина. Просто мангаки и режиссеры прекрасно понимают свою аудиторию и знают, для кого они создают то или иное произведение. Пожалуй, больше ни в одной стране нет столь конкретного разделения на жанрово-возрастные категории, каждой из которых свойственны характерная специфика подачи и сюжеты. Удивительно то, что эта система работает.

Основных категорий пять:

  • Кодомо – для маленьких зрителей до 12 лет. В них часто можно увидеть воспитательно-обучающие элементы, направленные на познание мира, развитие нравственных и социальных ценностей («Покемон», Мой сосед Тоторо», «Дораэмон»);
  • Сёнэн предназначены для мальчиков-подростков от 12 до 18 лет. В центре таких сюжетов чаще всего оказывается герой, который борется со злом и побеждает его или же достигает поставленных целей через преодоление трудностей («Ван Пис», «Наруто», «Блич»);
  • Сёдзё создаются для девочек от 12 до 18 лет и основываются на романтике и любовных отношениях («Президент – горничная!», «Монстр за соседней партой», «Мой счастливый брак»);
  • Сэйнэн рассчитаны на взрослых мужчин, и, следовательно, вопросы в них затрагиваются не детские. Здесь могут быть сатира, политика, эротика, жестокость («Человек-бензопила», «Берсерк», «Ванпанчмен»);
  • Дзёсэй создаются для женщин, и в них, как правило, показана повседневная жизнь («Встреча под летним снегом», «Яркая Тихая», «Нодамэ Кантабиле»).

Внутри каждой из перечисленных категорий манга и аниме подразделяются на более узкие подкатегории. И любой зритель, опытный отаку (так за пределами Японии называют поклонников аниме) или ребенок, обязательно найдет что-то, что понравится именно ему. Это одна из главных причин, почему популярность аниме растет с каждым годом. 

За что еще любят аниме?

За разнообразие жанров

Аниме – многожанровое искусство. Хотите романтику – получите, комедию – распишитесь, секс – в свободном доступе, драму – пожалуйста, ужасы – выключайте свет и бойтесь. Было бы желание посмотреть, а материал всегда найдется.

За красоту и понятность

Практически любое аниме – это красивая картинка с акцентом на глазах персонажей. Известная фраза: «Глаза – зеркало души» понимается японцами буквально. Едва взглянув на лицо героя аниме, можно сказать, положительный он или отрицательный, какие эмоции испытывает (даже если изображение статично), о чем думает, чего хочет.

Персонажи интуитивно понятны каждому. Иногда преувеличенно понятны: скажем, художники могут изобразить крупную каплю пота на лбу, чтобы показать озабоченность, или пририсовать кошачьи ушки в знак игривого настроения, или превратить героя в маленького дьявола для большей убедительности его гнева. Эта особенность аниме делает его ближе к зрителю.

За легкость восприятия

Часто аниме, особенно если оно для взрослых, несет в себе глубокие философские подтексты, но благодаря подаче они легко считываются. То же самое касается аниме для детей: они обучают, но без назидания. Просто показывают, как надо, например, относиться к старшим. И ребенок впитывает это не задумываясь. Ведь даже отрицательные герои в аниме редко говорят грубости старикам.

За близость персонажей

Легко поставить себя на место любого из героев, пусть даже это какой-нибудь волшебник, с мечом в руках путешествующий по потусторонним мирам. Прелесть персонажей аниме в том, что они озабочены теми же вещами, что и обычные зрители. 

За доброту и открытость

Даже в самом мрачном аниме добро всегда побеждает зло. Герои радуются этому и вообще любой мелочи так искренне и по-настоящему, что хочется радоваться вместе с ними. В аниме нет изначально плохих героев: там всегда объясняется, почему они такими стали.

За отдых от повседневности

Приходя домой после трудного рабочего дня, так и тянет порой перенестись в другое место. Аниме дает эту возможность, унося зрителя в совершенно иные миры, наполненные волшебством, отвагой, любовью, дружбой и приключениями.

За необычность и оригинальность

Фантазия создателей поистине безгранична. В аниме сюжетные линии могут переплетаться и извиваться до бесконечности, но от этого не устаешь, напротив, закапываешься в судьбы героев все глубже, раскручивая свою эмпатию до предела.

За практичность

И наконец, банальный вроде бы фактор, который имеет важное значение. Чаще всего один эпизод аниме-сериала не длится дольше 20 минут: очень удобный формат, который идеально вписывается, например, в обеденный перерыв или время, потраченное на поездку в общественном транспорте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад