Сальса-акула из «Клерков», Jaws 19 из «Назад в будущее 2» и автоцитата самого Стивена Спилберга.
Полвека назад «Челюсти» стали первым в истории полноценным блокбастером, заодно отбив у миллионов людей охоту соваться в воду (даже пресную). После недурного сиквела франшиза загнулась – третья и четвертая части заслуживают ознакомления разве что в формате нарезок нелепых моментов. Зато шарксплотейшен по-прежнему цветет, пахнет и зубами щелкает, а оригинальные «Челюсти» регулярно всплывают в многочисленных отсылках, которые то тут, то там рассыпают авторы фильмов всех мыслимых жанров. Даже в недавней мелодраме «Верный друг» про даму с собачкой нашлось место знаменитой фразе «нам нужна лодка побольше» – чтобы собрать армию бывших героя Билла Мюррея. А о других подобных пасхалках-пародиях мы сейчас поведаем чуть подробнее.
«1941» (1979)
Начнем с автоцитаты Стивена Спилберга, которую можно поймать в его самой недооцененной работе: военной комедии «1941» с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши, где американцы запаниковали из-за подозрений, что японцы намерены напасть на Лос-Анджелес. Северная Калифорния. Раннее утро. Мадам решает освежиться и ныряет в прохладную водичку. А играет ее Сьюзэн Бэклайни, которая в аналогичной манере отправилась поплавать и в «Челюстях».
Не ранним утром, а поздним вечером, но цветовая гамма в сценах очень похожа. Как и параноидальное настроение, в обоих случаях сопровождающее омывания невинной девушки. Именно эта незадачливая пловчиха стала первой жертвой большой белой акулы, однако в «1941», под узнаваемую тревожную мелодию Джона Уильямса, из глубин всплыла не плотоядная тварь, а японская подлодка. Девица в результате уцелела, а эпизод вышел комичным до чертиков, с ухмылкой в адрес и «Челюстей», и Голливуда вообще.
«Аэроплан» (1980)
Убойная комедия Джима Абрахамса и братьев Цукер посмеивалась над многими известными картинами – от «Волшебника страны Оз» и «Спартака» до жанра фильмов-катастроф. Нашлась в этой веренице поп-культурных приколов и для «Челюстей» своя заводь. Причем сразу в опенинге, где мгновенно угадывается фирменная тема Джона Уильямса, обеспечившая спилберговскому хиту львиную (то есть акулью) долю саспенса. Под нее камера скользит в воде на вступительных титрах, ну и позднее она сопровождает особо напряженные эпизоды.
В «Аэроплане» же водную стихию сменила воздушная: большую часть кадра занимают пушистые облака, которые угрожающе, на манер акульего плавника, вспарывает крыло самолета. А потом с ужасающим ревом из облаков всплывает само воздушное судно, словно хищник, готовый вцепиться в ничего не подозревающую жертву. Прелестный в своей несуразности зачин мигом пробивает на смешки и настраивает на нужный лад для дальнейшего погружения в пучину киноманского стеба.
«Назад в будущее 2» (1989)
Во второй части фантастической франшизы Роберта Земекиса Марти с Доком переносятся в 2015 год, где появляются летающие машины, левитирующие скейты и самозашнуровывающиеся кроссовки, а также бесконечные сиквелы. Какие-то из этих предсказаний сбылись. Какие-то нет. Но символично, что в реальном 2015-м вышли седьмой «Форсаж», «Пробуждение Силы», «Дорога ярости», «Эра Альтрона», «Мир Юрского периода» и прочие блокбастеры, так или иначе эксплуатирующие идеи не первой свежести. В альтернативной вселенной, куда попал ошарашенный МакФлай, продолжением обзавелись еще и «Челюсти». Причем продолжением под номером… 19! Со слоганом this time it’s really really personal (фига в сторону this time it’s personal «Челюстей 4») и режиссером по имени Макс Спилберг (сын Стивена).
Помимо того факта, что зубастая серия так разрослась, Марти шокировал голографический перформанс с нападением виртуальной акулы. От которого он, правда, в итоге отмахнулся со словами «жалкая подделка». На самом деле на четвертой части 1987 года «челюстной» конвейер заглох, однако фанаты наклепали несколько любительских вещиц, развивающих историю в нетривиальных направлениях, а в октябре 2015-го фантазеры из Universal выпустили фейк-трейлер «Челюстей 19». Из которого мы узнали, что в 8-м эпизоде фигурировали акулы-роботы, в 11-м – акулы из космоса, а 17-я часть имела подзаголовок «50 чешуек серого». Великое кино, утерянное человечеством безвозвратно.
«Клерки» (1994)
Кто бы точно не отказался от девятнадцати «Челюстей» – так это Кевин Смит. В детстве он считал блокбастер Спилберга своим любимым фильмом, а в зрелости не раз выражал надежду на перезагрузку серии, заявляя, что охотно бы смотрел по одной подобной картине ежегодно. Неудивительно, что и в его собственных творениях нередко мелькают отсылки к «Челюстям», начиная с культового дебюта «Клерки».
Там горе-работнички Данте и Рэндел настолько изнемогали от скуки, что изобретали всевозможные способы борьбы с хандрой. Включая игру в хоккей на крыше супермаркета. А ближе к концу Рэндел вооружился баночкой сальсы, окунул туда начос и давай водить им по кругу, напевая все те же две ноты Джона Уильямса. После чего, недолго думая, окрестил свое чудо-юдо сальса-акулой (salsa shark) и воспроизвел памятную фразу про лодку, в оригинале звучавшую из уст Роя Шайдера. Стивен Кинг, кстати, назвал ее величайшей в киноистории.
Другие пасхалки можно отыскать в «Тусовщиках из супермаркета» и «В погоне за Эми», а еще когда-нибудь мы дождемся смитовского Moose Jaws, завершения трилогии True North, начатой «Бивнем» и продолженной «Йоганутыми». Это переосмысление концепции «Челюстей» с позиций лося-убийцы из канадской глуши. Интригует, не так ли? Lionsgate официально дала проекту зеленый свет, и даже сценарий вроде как уже готов.
«Пираньи 3D» (2010)
В отличие от линейки «Челюсти», вдохновленная ею линейка «Пираньи» продержалась на один фильм дольше и закончилась только в 2012 году. Впрочем, доподлинно неизвестно, поставил ли опус «Пираньи 3DD» точку в кровожадной франшизе. До недавних пор Роджер Корман выращивал зверя под названием Piranha JPN (он же Summer of the Piranha), однако его смерть в 2024-м похоронила, по всей видимости, и этот проект. Так что пока мы вынуждены довольствоваться имеющимися шедеврами, из которых нас особенно интересуют «Пираньи 3D» Александра Ажа: сочное, веселое и неожиданно креативное кино, салютующее «Челюстям» буквально с порога. То есть с постера. А стартует фильм с того, что некий дед рыбачит на озере в Аризоне, как вдруг начинается землетрясение, и его лодку (недостаточно большую) затягивает в водоворот. Сам же он идет на корм пираньям, пробудившимся и явно оголодавшим.
Так вот, дед этот непростой, а пасхалочный: играет его Ричард Дрейфусс, он же океанолог Хупер из «Челюстей», и выглядит он так же, как у Спилберга: джинсовка поверх футболки, очки, небритость, шапочка на затылке. Если Рой Шайдер заглянул в «Челюсти 2», то Дрейфусс в продолжениях не светился, но общественность пришла к выводу, что его Мэтт Бойд из «Пираний 3D» и Мэтт Хупер – один и тот же персонаж с разницей в 35 лет. Благо и по радио он слушает ту же песню Show Me the Way to Go Home, которую Броуди (Шайдер), Хупер и Квинт (Роберт Шоу) распевали на борту «Косатки» в 1975-м.
«Симпсоны»
Такое заметное явление, как «Челюсти», было обязано занять почетное место в грандиозной энциклопедии поп-культурных пасхалок, имя которой – «Симпсоны». Актер Гарри Ширер, озвучивший целую толпу желтых чудиков, включая Неда Фландерса и мистера Бернса, привлекался и к озвучанию Jaws – он участвовал в записи голосов жителей городка Эмити на этапе постпродакшена. В 13-м эпизоде 3-го сезона, «Радио Барт», Барт осуществил очередной пранк, притворившись мальчиком, упавшим в колодец. Обитатели Спрингфилда принялись наперебой генерировать идеи по спасению пострадавшего. Подключился к этому и моряк, вылитый охотник на акул Квинт, предложивший выудить парня на сушу с помощью здоровенного крючка и шоколадной наживки. А первое (эффектнейшее!) появление Квинта, царапавшего школьную доску на собрании обеспокоенных граждан, цитировалось дважды – Бартом и садовником Вилли.
Перемещаемся в 4-й сезон, серию-флешбэк «Первое слово Лизы». Гомер и Мардж раздумывают над приобретением плавучего дома, и тут из воды выпрыгивает гигантская акула. Не успевают Симпсоны оглянуться, как капитан Горацио МакКалистер, храбро принявший бой врукопашную, уже красуется в ее устрашающих челюстях, не выпуская изо рта верную трубку. В «Центре Щекотки и Царапки» (6-й сезон) Мардж вспоминает «кошмарную поездку на песчаный пляж», где туристов распугала акула, которой оказался Гомер с искусственным плавником. Такой же был и у Барта, а источник вдохновения этой каверзы обнаруживается в середине «Челюстей», когда суету на пляже вызвал бутафорский плавник, которым рулили двое озорников.
Вполне реальная акула атаковала Гомера в финале «Трусливого пса» (14-й сезон), в итоге захмелев от бочонка пива Duff. Ну а в «Забери мою жизнь, пожалуйста» (20-й сезон) мы узнаем, как отец семейства баллотировался в президенты школы, и видим феерический предвыборный плакат, на котором Гомер обнимает Дарта Вейдера и большую белую акулу, а надпись гласит: Homer Simpson. Jaws and Star Wars agree. Однозначно наш кандидат.
Комментарии