Интервью

«Я хотел показать интимную связь между нашими телами и одеждой»: Интервью с Питером Стриклэндом

1 августа в кинотеатрах стартовало «Маленькое красное платье» — новый фильм Питера Стриклэнда, одного из главных современных британских режиссеров, автора жуткого трибьюта к жанру джалло «Студия звукозаписи «Берберян»» и эротической драмы «Герцог Бургундии». Четвертая работа талантливого стилиста — комедийный хоррор о проклятом предмете гардероба и магазине одежды, которые приносят героям немало вреда.

«КиноРепортер» поговорил со Стриклэндом о фильме ужасов, табуированном страхе перед менструальной кровью, музыкальных пристрастиях и источниках вдохновения. Оказывается, британец любит чешских композиторов, русских писателей и мечтает снять ремейк японского фильма, который никогда не видел.

— В ваших предыдущих фильмах вы создавали некие закрытые, сюрреалистичные миры, которые явно принадлежали к 70-м. Кажется, вам особенно нравится этот период. Но в «Маленьком красном платье» вы явно переместились вперед во времени.

— Время действия «Маленького красного платья» — январь 1993 года. Снять фильм про 90-е мне было в новинку, но вся ирония в том, что эти магазины одежды всегда выглядели застывшими в 70-х, если не раньше. Они никогда не меняются, так что в них вы словно отправляетесь в путешествие в прошлое.

— В вашем новом фильме так много юмора, что он напоминал мне хоррор-комиксы в духе «Баек из склепа». Вы изначально хотели снять черную комедию о жуткой силе консюмеризма и черной магии или это решение пришло к вам во время съемок?

— Никогда не знаю, каким будет настроение нового фильма, пока не напишу сценарий. Я знаю персонажей и основные идеи, которые хочу донести, но юмор появился сам во время работы над сценарием. Я хотел утрировать ту манеру общения, которую британцы используют в магазинах или на работе. Для меня диалоги не так уж сильно отличались от речи в реальной жизни. В Британии обожают приукрашать свою речь и прятаться за ней. Да и работа в магазине является своего рода спектаклем.

Питер Стриклэнд

— Ваш продюсер Бен Уитли (режиссер фильмов «Высотка» и «Перестрелка» — прим. «КР») помогал вам с шутками?

— А я не работал с Беном Уитли. Он просто один из основателей Rook Films, так что значится в титрах исполнительным продюсером, а я работал с Энди Старком. У Энди прекрасно получается оставлять режиссеров в покое, а именно это нам и нужно. Бен видел раннюю версию фильма, но он знает, что режиссеры не любят получать замечания или комментарии, так что он очень уважительно отнесся к проекту и не вмешивался.

— Что насчет ночных сексуальных ритуалов в магазине — они как-то связаны с демонической силой платья?

— Мне показалось интересным, что менструальная кровь манекенов может быть специальным красителем, который дает платью его красный цвет. Мы одержимо пытаемся смыть менструальную кровь с вещей, но что, если мы, наоборот, станем активно использовать ее в качестве краски для одежды? У нас не было времени снять финальную часть секс-ритуала, когда сперма мистера Ланди (менеджер инфернального магазина в исполнении Ричарда Бреммера — прим. «КР») попадает на платье и засыхает красивым узором, а на следующее утро его кто-то покупает. Пятна телесных выделений на одежде — тема табуированная, и я хотел показать эту интимную, скрытую связь между нашими телами и одеждой.

Мариан Жан-Батист в маленьком красном платье в фильме «Маленькое красное платье»

— В магазине есть еще такие платья? У странных магическо-сексуальных культов должно хватать одежды со сверхъестественными силами…

— Я специально оставил некую неясность. Мы не знаем, шьют ли главные герои платья в своей потусторонней жизни или нет. Но они точно шьют нечто красного цвета. Хотя в фильме говорится, что лишь одно платье проклято. Но мы не знаем, что случится в дальнейшем.

— Что это платье делает с своими покупательницами — наказывает их за тщеславие, просто за то, что они хотят красиво выглядеть?

— Оно их не наказывает. Зло платья на 100 процентов случайно. Кто бы его ни надел — тот проклят. В этом нет никакой морали, и мне было важно показать героев приятными людьми, а не тщеславными потребителями. Редж (второстепенный герой фильма, жених одной из владелиц проклятой вещи, сыгранный Лео Биллом — прим. «КР») так и вообще не хотел надевать платье. В фильме есть элемент сатиры на общество потребления, когда мы видим очереди, драки за одежду и разнос магазина, но там нет наказания для главных героев — просто им не повезло, и это более жутко, чем наказание. Мне очень хотелось, чтобы главные герои были симпатичными и, конечно, это абсолютно нормально — приодеться получше и пойти на свидание.

Ричард Бреммер в роли менеджера инфернального магазина в «Маленьком красном платье»

— Мистер Ланди — жуткий управляющий магазина, но кажется, что лидер — героиня Фатмы Мохамед. Она потрясающая, и я хотел бы посмотреть еще один фильм про странную и завораживающую мисс Лакмор.

— Я впервые увидел Фатму в театре в Трансильвании в 2006-м. У нее была небольшая роль в моем первом фильме «Каталин Варда», и мне очень понравилась, как она сыграла. Я подумал, что она просто сногсшибательная и в ней есть загадка. С тех пор я работал с ней на всех своих фильмах. Радость сотрудничества с одним и тем же актером заключается в том, чтобы находить для него новые образы и характеры. Она раньше не играла у меня отрицательных персонажей, так что мы решили, что пришло время ей попробовать. Когда ты долго с кем-то работаешь, возникает глубокое доверие к человеку.

— Вы много внимания уделяете музыке в своих картинах. В «Студии звукозаписи «Берберян» звуковой дизайн играет огромную роль. В «Герцоге Бургундии» великолепный саундтрек. В «Маленьком красном платье» снялся Барри Адамсон, (музыкант из The Magazine и The Bad Seeds Ника Кейва — прим. «КР»), чьи сольные альбомы похожи на саундтреки к потерянным фильма. Это было вашим решением пригласить его? Если да, то почему?

— Барри Адамсона предложил мой кастинг-директор Шаин Бейг. Я был его поклонником с тех пор, как услышал альбом Oedipus Schmoedipus в 1996-м, так что я был потрясен, когда она его предложила. Это было идеальным совпадением. К счастью, он согласился и более того — был абсолютно естественным перед камерой.

Фатма Мухамед в роли мисс Лакмор

— Есть какая-то музыка, которая помогает вам создавать ваши киномиры?

— Все зависит от фильма и от той атмосферы, в которую я хочу уйти с головой. Стараюсь быть осторожней и не слушать какую-то конкретную музыку слишком долго, а иначе я к ней слишком привязываюсь, и это плохо влияет на саундтрек фильма. Не хотелось бы, чтобы композиторы копировали то, что уже существует. Я часто слушаю «нейтральную» музыку, помогает проветрить голову и забыть о ежедневной суете. Для этого лучше всего подходит что-нибудь типа «What??» Фольке Рабе, где сплошной дроун и звуковые колебания. Классика тоже помогает. Что-то в духе «Глаголической мессы» Яначека (Леош Яначек, чешский композитор, многие произведения которого вдохновлены русской литературой — прим. «КР») дает мне нужный настрой. Или саундтреки к фильмам, например, Любоша Фишера к «Моргиане» (мистический хоррор чешского режиссера Юрая Герца, снятый по роману Александра Грина в 1972 году — прим. «КР»).

— Когда вы снимали «Маленькое красное платье» вас вдохновляли какие-то конкретные фильмы?

— «Кто вы, Полли Магу?» Уильяма Кляйна, «Кикучи» Кэнти Ивамото (хотя я его и не видел) и «Карнавал душ» Херка Харви. Самое сильное влияние оказали инсталляции с манекенами Эдварда Кинхольца (американский художник — прим. «КР») и воспоминания о походах в магазин с родителями в детстве. «Платье» вообще смотрит на мир магазинов глазами ребенка — отсюда и вся загадка, и эти вопросы без ответов — «где хранятся деньги» и «что там в подсобных помещениях?».

Кадр из фильма Кэнти Ивамото «Кикучи» (1991)

— В русской литературе существует огромная готическая традиция. Вы никогда не задумывались об экранизации такого русского романа? Например, Николая Гоголя?

— Я любил Гоголя, когда был подростком. Там передана эта горячечная смесь бюрократии и абсурда, у которых много общего. Была, кстати, короткометражка в 90-х «Записки сумасшедшего», там играл Марк И. Смит из The Fall. Я очень люблю «Нос» и «Шинель». Давно их не перечитывал, а надо бы. Мир, в котором живут их герои, напоминал мне «Записки из подполья» Достоевского — тот же чиновничий мир, полный мелкой вражды и неприязни, который каждый из нас может прекрасно себе представить.

— Сейчас популярны ремейки культовых хорроров. Как вы относитесь к этому тренду?

— Особого мнения у меня нет. Если ремейк хороший, то без проблем.

— Есть ли какая-то классика жанра, которую вы бы хотели переснять?

— Я бы переснял фильм «Кикучи» Кэнти Ивамото, так как его невозможно найти и единственный способ его посмотреть — это самому снять ремейк. Пропустил его, когда он вышел в начале 90-х, и, судя по всему, он был потрясающий. Одинокий парень, работающий со стиральными машинами, который просто одержим одной женщиной. Думаю, «Маленькое красное платье» — в какой-то мере ремейк «Кикучи».

«Маленькое красное платье» уже в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

4 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

20 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

21 час назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

24 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад