1 мая историческому фильму Ридли Скотта «Гладиатор» исполнится 20 лет. Лента побила кассовые рекорды, возродила любовь зрителей к масштабным пеплумам и получила 5 «Оскаров», один из которых достался Расселу Кроу. В честь юбилея журнал Empire поговорил с исполнителем главной роли об изнуряющих съемках, проблемах со сценарием и тяжелых отношениях между создателями фильма. Кратко пересказываем, что нового мы узнали из разговора.
Продюсер Уолтер Паркс предложил Ридли Скотту «Гладиатора», показав ему картину Жан-Леона Жерома Pollice verso (с лат. — «Пальцы вниз»). Режиссер решил снять кино во что бы то ни стало. Рассела Кроу долго упрашивать тоже не пришлось. Продюсеры признались актеру: «Мы не хотим, чтобы ты читал сценарий, мы хотим, чтобы ты загорелся от единого предложения: «184 год н.э. Ты — римский генерал, а режиссер — Ридли Скотт».
Неудивительно, что Кроу не хотели показывать сценарий — текст никого не удовлетворял и был значительно переработан после прихода на проект Ридли Скотта. Режиссер менял его прямо в процессе съемок. Скотт злился, что приходилось обсуждать решения вместе с целым комитетом продюсеров, и заявил актеру: «Если мы оба согласны в каком-то вопросе, то к черту всех остальных». В итоге тандем сократил сценарий до 21 страницы и разобрался с историей по ходу производства.
Изначально главного героя звали Нарцисс. «О чем вообще вы говорите? Это имя ассоциируется с нарциссизмом. Всем будет плевать на героя по имени Нарцисс», — доказывал Кроу. Актер подарил каждому из продюсеров по сборнику афористических мыслей Марка Аврелия «К самому себе», так как никто из них не знал, что римский император был философом. У Кроу в офисе на стене до сих пор висит цитата оттуда: «Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах было бы вынести».
В оригинальном сценарии Максимус не погибал. В середине съемок Скотт подошел к Кроу и сказал: «Послушай, судя по тому, как все развивается, я не понимаю, как ты сможешь выжить. Этому персонажу важна только месть за жену и сына. Что ему делать после того, как он отомстит?» Кроу подумал и согласился с режиссером. «Не *** пиццерию ж ему открывать перед Колизеем?»
Ридли Скотт называл Оливера Рида (Проксимо), Ричарда Харриса (Марк Аврелий), Дэвида Хеммингса (Кассий) и Питера О’Тула «четырьмя всадниками Апокалипсиса». О’Тулу предлагали сыграть сенатора Гракха, однако он соглашался на съемки, только если те проходили в период школьных каникул. В итоге его место занял Дерек Джекоби.
Кроу подружился с Харрисом и общался с ним каждую неделю вплоть до смерти актера в 2002 году. А вот его отношения с Оливером Ридом не задались. По словам Кроу, Рид невзлюбил его с самой первой совместной читки. Во время съемок 61-летний актер умер от сердечного приступа после того, как выпил в мальтийском баре дюжину стопок рома, несколько рюмок коньяка, полбутылки виски и восемь бутылок немецкого лагера. Скотт закончил сцены Рида с помощью компьютерной графики и посвятил фильм актеру.
Рассел Кроу и Хоакин Феникс видятся достаточно редко, но при встрече всегда подолгу разговаривают и пьют, «не замечая мир вокруг». Кроу считает, что Феникс должен был выиграть «Оскара» не только за роль Коммода (он получил номинацию, — КР), но и за две-три другие работы.
Изначально в сцене, где Максимус находит свою семью убитой, он должен был просто упасть на колени перед распятием. Кроу настаивал, что герой обязан прикоснуться к телу жены, на что Скотт ответил: «Все понимаю, но у меня есть только пара резиновых ног». Кроу согласился на муляж. В финальной версии Максимус, рыдая, целует обугленные ступни супруги. Сначала Кроу отыграл сцену в «ультрасопливом режиме», залив слезами лицо, руки и одежду. Отсняв дубль, Скотт похвалил актера за драматизм, но попросил слегка «убавить сопли».
В сцене, где Кроу, снимая гладиаторский шлем, произносит знаменитый монолог «Меня зовут Максимус Деций Меридий…», его волосы постоянно вставали дыбом из-за статического электричества. «Я пытался снимать шлем быстро, но хоть ты тресни, всегда два волоса торчали, как у гребаного телепузика». Проблему решили, запечатлев Кроу сверхкрупным планом.
Успех «Гладиатора» и победа на «Оскаре» кардинально изменили жизнь Кроу. Однако актер до сих пор не понимает, почему академия не наградила фильм за режиссуру (статуэтка ушла к Стивену Содербергу за «Трафик», — КР): «Как, черт возьми, можно было наградить меня и продюсеров, но не наградить Ридли?» Именно уверенность режиссера заставила Рассела пройти через изнурительные съемки в рисковом проекте. «На нас была огромная ответственность, и мы были на волосок от провала».
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…