1 мая историческому фильму Ридли Скотта «Гладиатор» исполнится 20 лет. Лента побила кассовые рекорды, возродила любовь зрителей к масштабным пеплумам и получила 5 «Оскаров», один из которых достался Расселу Кроу. В честь юбилея журнал Empire поговорил с исполнителем главной роли об изнуряющих съемках, проблемах со сценарием и тяжелых отношениях между создателями фильма. Кратко пересказываем, что нового мы узнали из разговора.
Продюсер Уолтер Паркс предложил Ридли Скотту «Гладиатора», показав ему картину Жан-Леона Жерома Pollice verso (с лат. — «Пальцы вниз»). Режиссер решил снять кино во что бы то ни стало. Рассела Кроу долго упрашивать тоже не пришлось. Продюсеры признались актеру: «Мы не хотим, чтобы ты читал сценарий, мы хотим, чтобы ты загорелся от единого предложения: «184 год н.э. Ты — римский генерал, а режиссер — Ридли Скотт».
Неудивительно, что Кроу не хотели показывать сценарий — текст никого не удовлетворял и был значительно переработан после прихода на проект Ридли Скотта. Режиссер менял его прямо в процессе съемок. Скотт злился, что приходилось обсуждать решения вместе с целым комитетом продюсеров, и заявил актеру: «Если мы оба согласны в каком-то вопросе, то к черту всех остальных». В итоге тандем сократил сценарий до 21 страницы и разобрался с историей по ходу производства.
Изначально главного героя звали Нарцисс. «О чем вообще вы говорите? Это имя ассоциируется с нарциссизмом. Всем будет плевать на героя по имени Нарцисс», — доказывал Кроу. Актер подарил каждому из продюсеров по сборнику афористических мыслей Марка Аврелия «К самому себе», так как никто из них не знал, что римский император был философом. У Кроу в офисе на стене до сих пор висит цитата оттуда: «Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах было бы вынести».
В оригинальном сценарии Максимус не погибал. В середине съемок Скотт подошел к Кроу и сказал: «Послушай, судя по тому, как все развивается, я не понимаю, как ты сможешь выжить. Этому персонажу важна только месть за жену и сына. Что ему делать после того, как он отомстит?» Кроу подумал и согласился с режиссером. «Не *** пиццерию ж ему открывать перед Колизеем?»
Ридли Скотт называл Оливера Рида (Проксимо), Ричарда Харриса (Марк Аврелий), Дэвида Хеммингса (Кассий) и Питера О’Тула «четырьмя всадниками Апокалипсиса». О’Тулу предлагали сыграть сенатора Гракха, однако он соглашался на съемки, только если те проходили в период школьных каникул. В итоге его место занял Дерек Джекоби.
Кроу подружился с Харрисом и общался с ним каждую неделю вплоть до смерти актера в 2002 году. А вот его отношения с Оливером Ридом не задались. По словам Кроу, Рид невзлюбил его с самой первой совместной читки. Во время съемок 61-летний актер умер от сердечного приступа после того, как выпил в мальтийском баре дюжину стопок рома, несколько рюмок коньяка, полбутылки виски и восемь бутылок немецкого лагера. Скотт закончил сцены Рида с помощью компьютерной графики и посвятил фильм актеру.
Рассел Кроу и Хоакин Феникс видятся достаточно редко, но при встрече всегда подолгу разговаривают и пьют, «не замечая мир вокруг». Кроу считает, что Феникс должен был выиграть «Оскара» не только за роль Коммода (он получил номинацию, — КР), но и за две-три другие работы.
Изначально в сцене, где Максимус находит свою семью убитой, он должен был просто упасть на колени перед распятием. Кроу настаивал, что герой обязан прикоснуться к телу жены, на что Скотт ответил: «Все понимаю, но у меня есть только пара резиновых ног». Кроу согласился на муляж. В финальной версии Максимус, рыдая, целует обугленные ступни супруги. Сначала Кроу отыграл сцену в «ультрасопливом режиме», залив слезами лицо, руки и одежду. Отсняв дубль, Скотт похвалил актера за драматизм, но попросил слегка «убавить сопли».
В сцене, где Кроу, снимая гладиаторский шлем, произносит знаменитый монолог «Меня зовут Максимус Деций Меридий…», его волосы постоянно вставали дыбом из-за статического электричества. «Я пытался снимать шлем быстро, но хоть ты тресни, всегда два волоса торчали, как у гребаного телепузика». Проблему решили, запечатлев Кроу сверхкрупным планом.
Успех «Гладиатора» и победа на «Оскаре» кардинально изменили жизнь Кроу. Однако актер до сих пор не понимает, почему академия не наградила фильм за режиссуру (статуэтка ушла к Стивену Содербергу за «Трафик», — КР): «Как, черт возьми, можно было наградить меня и продюсеров, но не наградить Ридли?» Именно уверенность режиссера заставила Рассела пройти через изнурительные съемки в рисковом проекте. «На нас была огромная ответственность, и мы были на волосок от провала».
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…