1 мая историческому фильму Ридли Скотта «Гладиатор» исполнится 20 лет. Лента побила кассовые рекорды, возродила любовь зрителей к масштабным пеплумам и получила 5 «Оскаров», один из которых достался Расселу Кроу. В честь юбилея журнал Empire поговорил с исполнителем главной роли об изнуряющих съемках, проблемах со сценарием и тяжелых отношениях между создателями фильма. Кратко пересказываем, что нового мы узнали из разговора.
Продюсер Уолтер Паркс предложил Ридли Скотту «Гладиатора», показав ему картину Жан-Леона Жерома Pollice verso (с лат. — «Пальцы вниз»). Режиссер решил снять кино во что бы то ни стало. Рассела Кроу долго упрашивать тоже не пришлось. Продюсеры признались актеру: «Мы не хотим, чтобы ты читал сценарий, мы хотим, чтобы ты загорелся от единого предложения: «184 год н.э. Ты — римский генерал, а режиссер — Ридли Скотт».
Неудивительно, что Кроу не хотели показывать сценарий — текст никого не удовлетворял и был значительно переработан после прихода на проект Ридли Скотта. Режиссер менял его прямо в процессе съемок. Скотт злился, что приходилось обсуждать решения вместе с целым комитетом продюсеров, и заявил актеру: «Если мы оба согласны в каком-то вопросе, то к черту всех остальных». В итоге тандем сократил сценарий до 21 страницы и разобрался с историей по ходу производства.
Изначально главного героя звали Нарцисс. «О чем вообще вы говорите? Это имя ассоциируется с нарциссизмом. Всем будет плевать на героя по имени Нарцисс», — доказывал Кроу. Актер подарил каждому из продюсеров по сборнику афористических мыслей Марка Аврелия «К самому себе», так как никто из них не знал, что римский император был философом. У Кроу в офисе на стене до сих пор висит цитата оттуда: «Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах было бы вынести».
В оригинальном сценарии Максимус не погибал. В середине съемок Скотт подошел к Кроу и сказал: «Послушай, судя по тому, как все развивается, я не понимаю, как ты сможешь выжить. Этому персонажу важна только месть за жену и сына. Что ему делать после того, как он отомстит?» Кроу подумал и согласился с режиссером. «Не *** пиццерию ж ему открывать перед Колизеем?»
Ридли Скотт называл Оливера Рида (Проксимо), Ричарда Харриса (Марк Аврелий), Дэвида Хеммингса (Кассий) и Питера О’Тула «четырьмя всадниками Апокалипсиса». О’Тулу предлагали сыграть сенатора Гракха, однако он соглашался на съемки, только если те проходили в период школьных каникул. В итоге его место занял Дерек Джекоби.
Кроу подружился с Харрисом и общался с ним каждую неделю вплоть до смерти актера в 2002 году. А вот его отношения с Оливером Ридом не задались. По словам Кроу, Рид невзлюбил его с самой первой совместной читки. Во время съемок 61-летний актер умер от сердечного приступа после того, как выпил в мальтийском баре дюжину стопок рома, несколько рюмок коньяка, полбутылки виски и восемь бутылок немецкого лагера. Скотт закончил сцены Рида с помощью компьютерной графики и посвятил фильм актеру.
Рассел Кроу и Хоакин Феникс видятся достаточно редко, но при встрече всегда подолгу разговаривают и пьют, «не замечая мир вокруг». Кроу считает, что Феникс должен был выиграть «Оскара» не только за роль Коммода (он получил номинацию, — КР), но и за две-три другие работы.
Изначально в сцене, где Максимус находит свою семью убитой, он должен был просто упасть на колени перед распятием. Кроу настаивал, что герой обязан прикоснуться к телу жены, на что Скотт ответил: «Все понимаю, но у меня есть только пара резиновых ног». Кроу согласился на муляж. В финальной версии Максимус, рыдая, целует обугленные ступни супруги. Сначала Кроу отыграл сцену в «ультрасопливом режиме», залив слезами лицо, руки и одежду. Отсняв дубль, Скотт похвалил актера за драматизм, но попросил слегка «убавить сопли».
В сцене, где Кроу, снимая гладиаторский шлем, произносит знаменитый монолог «Меня зовут Максимус Деций Меридий…», его волосы постоянно вставали дыбом из-за статического электричества. «Я пытался снимать шлем быстро, но хоть ты тресни, всегда два волоса торчали, как у гребаного телепузика». Проблему решили, запечатлев Кроу сверхкрупным планом.
Успех «Гладиатора» и победа на «Оскаре» кардинально изменили жизнь Кроу. Однако актер до сих пор не понимает, почему академия не наградила фильм за режиссуру (статуэтка ушла к Стивену Содербергу за «Трафик», — КР): «Как, черт возьми, можно было наградить меня и продюсеров, но не наградить Ридли?» Именно уверенность режиссера заставила Рассела пройти через изнурительные съемки в рисковом проекте. «На нас была огромная ответственность, и мы были на волосок от провала».
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…