«Великая ирония», 50-й фильм 87-летнего Вуди Аллена, неожиданно приглянулась публике Венецианского фестиваля и доказала, что списывать легендарного старца в утиль преждевременно. Хотя многие стабильно ворчат, что Вуди, дескать, уже не тот, да и сам он периодически грозится уйти на пенсию. К выходу «Великой иронии» в российский прокат мы вспоминаем еще несколько картин Аллена, которые не могут похвастаться популярностью общепризнанных шедевров, однако каждая из них тоже прелестна, трогательна и остроумна.
Жаль, что «Звездные воспоминания» затерялись на фоне более ранних («Энни Холл», «Манхэттен») и более поздних («Зелиг», «Пурпурная роза Каира») хитов Вуди Аллена. Потому как эта картина – бриллиант редкой красоты. Но не всех, к несчастью, его сияние околдовало. И Вуди может сколько угодно отнекиваться от перекличек между сюжетом и собственной судьбой: параллели видны невооруженным глазом, игнорировать их при всем желании не получится. Герой «Воспоминаний» Сэнди Бэйтс, которого сам Аллен играет, – чрезвычайно занятой режиссер, более не намеренный снимать смешные фильмы.
На Q&A сессиях он отвечает на вопросы, тяжело ли быть автором лент со своим участием, веселит публику спонтанными хохмами и потихоньку сходит с ума от того, что все вокруг считают его гением. Попутно, естественно, общается с эффектными женщинами, но никто не в силах затмить Дорри (неземная Шарлотта Рэмплинг), которую Бэйтс любил и оставил. Картина стремительно несется вперед, персонажи сменяют друг друга в лихорадочном калейдоскопе и не замолкают ни на миг, обсуждая все темы на свете в неиссякающем словесном потоке… Нечего удивляться, что многие не смогли отыскать в фильме опорные точки и сочли его банальной водичкой. Бэйтс, в общем-то, тоже не нашел смысла в окружающем его хаосе.
Однако именно «Звездные воспоминания» исчерпывающе доказывают, чем ценны творения Вуди Аллена. Мысль, конечно, не великой оригинальности, но периодически воскрешать ее в мозгу не помешает. Одни произведения заставляют смеяться. Другие – плакать. Из крайности в крайность и Бэйтс бросается. Тогда как Аллен эти крайности взбалтывает и смешивает, закручивая зрителя в урагане сложных, запутанных чувств. На нападки критиков он отвечал просто: «Время покажет. То, что обладает действительно непреходящей ценностью, останется в памяти. Ну а если нет – то нет». «Воспоминания» в памяти (и вечности) точно остались.
Жалкого клерка Кляйнмана (Вуди Аллен) внезапно будят суровые мужики из комитета бдительности и говорят: айда с нами маньяка ловить. А то совсем стервец оборзел – кого-то струной от рояля душит, кому-то прямо в квартире горло перерезает. Без Кляйнмана, в общем, никак негодяя не обезвредить. Параллельно циркачи с лицами Джона Малковича и Мии Фэрроу выясняют отношения, и вскоре вторая застает первого в объятиях красотки-акробатки (а играет ее самая настоящая Мадонна). Девушка убегает и попадает в компанию добродушных проституток. Их с Кляйнманом пути тоже пересекаются.
В принципе, легко понять тех, кто заплутал в «Тенях и тумане» и не смог оценить их старомодную эстетику по достоинству. Недовольных и растерянных было подавляющее большинство: фильм стоил $14 млн, а собрал лишь $2,7 млн. Придумав завязку с охотой на маньяка, Аллен создал чисто кафкианское произведение в декорациях немецкого экспрессионизма, с оглядкой на Фрица Ланга и Фридриха Вильгельма Мурнау. Главный герой Кляйнман, чья фамилия переводится как «маленький человек», – воплощение беспомощности перед лицом судьбы (и бюрократии): мало того что он поневоле втягивается в преследование душегуба, так еще и сам в итоге становится подозреваемым.
Детективная интрига здесь будто бы и не важна вовсе. Физиономию душителя показывают в самом начале, ловить его трусоватый Кляйнман явно не горит желанием, убийства происходят редко и довольно лениво. Да и сюжет в целом столь же зыбок, что и неясные очертания улиц, расплывающиеся в потустороннем мареве. Но именно эта сюрреалистическая атмосфера делает «Тени и туман» образцовым фильмом-галлюцинацией, идеальным ночным кино, по которому блуждаешь, словно по лабиринтам сна, не отличая кошмары от яви. Гипнотический жанровый эксперимент для истинных фанов Вуди.
Журналист, писатель и сценарист Ли (Кеннет Брана), не очень везучий по всех названных ипостасях, скачет по жизни, точно танцор по дискополу. То с одной симпатяшкой закрутит, то с другой, то в автомобиле с супермоделью окажется, то в постели с кинозвездой. А у кинозвезды внезапно лицо Леонардо ДиКаприо. Не подумайте плохого: у каждого из них – своя девушка. Правда, даже на ложе любви Ли куда сильнее озабочен многострадальным сценарием, который звездный актер намерен перелопатить, а как именно – не говорит. Все, короче, у этого Ли не слава богу. Вдобавок после 16 лет брака он решил развестись, чтобы «перезагрузиться». И окончательно запутался, бедолага.
«По знаменитостям хорошо видно общество», – мудро изрекает героиня Джуди Дэвис, та самая экс-супруга Ли. В отличие от него, она смогла запустить успешную карьеру на ТВ. В то время как Ли, слабый человек, который ищет себя, пишет книгу о слабом человеке, который ищет себя. Книга (да и жизнь тоже) утекает сквозь пальцы, оставляя горький осадок от этого внешне беззаботного фильма, на деле оказавшегося своеобразной La Dolce Vita по-алленовски. Серьезной драмой о поверхностном мире богемы, где даже пикантная сцена с Шарлиз Терон, лижущей Кеннету Бране ухо, выглядит совсем не весело: ведь за этим неминуемо последует крах очередных надежд.
Сарафанное радио, видать, раструбило о том, что Вуди Аллен резко помрачнел и превратил в главную метафору «Знаменитости» огромные буквы HELP, начертанные в безразличных ко всему небесах. И публика дружно проигнорировала зрелую, мастерскую картину, которая заработала $5 млн при бюджете $12 млн, – один из плачевнейших (увы!) результатов в карьере Аллена.
В начале XXI века, прежде чем покорить новую вершину с «Матч поинтом», Вуди Аллен снял несколько фильмов, которые принято считать проходными. На их фоне особо выделяется «Кое-что еще», с традиционной точки зрения не удавшийся по всем показателям: бюджет $18 млн окупить не вышло (сборы недотянули до $14 млн), а рейтинг 40% на Rotten Tomatoes оказался едва ли не худшим среди всех творений Вуди. Ниже только у «Колеса чудес», 31%, что, кстати, совершенно не объяснимый факт. «Кое-что еще» же – чисто алленовская картина, хроника похождений комика-невротика из Нью-Йорка, которого осаждают агент (Дэнни ДеВито), подружка (Кристина Риччи) и старший товарищ (Аллен), а сам он катастрофически не способен постоять за себя.
Главную роль отхватил неочевидный актер – Джейсон Биггз из франшизы «Американский пирог». Его герой, стандартный алленовский персонаж, вляпывается в токсичные отношения с живым воплощением понятия sweet but psycho, плачется в жилетку психоаналитика и мечтает написать роман о несладкой житухе в мире, полном страданий. Да, в иронично-интеллигентной вселенной Вуди физиономия Биггза смотрится довольно нелепо, да и манера заискивающе обращаться к зрителю, регулярно разбивая «четвертую стену», слегка подбешивает. Что не мешает фильму оставаться чуткой, изящной и остроумной трагикомедией о бремени страстей человеческих.
Химия Биггза и Риччи прошла проверку на прочность в более ранней «Нации прозака», поэтому здесь они прямо-таки экран выжигают, с огоньком изображая парочку с тонной заскоков. Как вообще в здравом уме можно критиковать картину, в которой Кристинушка расхаживает по дому в обтягивающей майке и трусиках, а герои коротают время в ночных барах и уютных магазинах винила, напоминая об эфемерной магии судьбы, что порой сводит людей вместе? В жизни это, может, и не очень часто встречается. Зато в фильмах Вуди Аллена подобного волшебства хоть отбавляй.
Предпоследняя по хронологии, но не по значимости работа Вуди Аллена начинается в кабинете психолога и будто подхватывает сюжет «Знаменитости». Герой Уоллеса Шоуна Морт Рифкин докладывает, что отложил в сторону роман и на пару с супругой (Джина Гершон) отправился на фестиваль в Сан-Себастьяне. Она – востребованный пресс-агент. Он – ворчливый кинокритик, фанат великих европейских мастеров. За роль модного режиссера («величайшего новатора со времен nouvelle vague») отвечает Луи Гаррель, который ныне и сам своего рода модный режиссер. У них с пресс-агентом интрижка, и Морт ничего с этим поделать не может.
В залитом солнцем городе, где царит кино, разворачивается и впрямь киноманская история, битком набитая отсылками к культовой классике: «Жюль и Джим», «Восемь с половиной», «Седьмая печать» (в облике Смерти – Кристоф Вальц!), «Мужчина и женщина», «На последнем дыхании»… Рефлексирующий персонаж странствует по любимым фильмам в своих грезах, но не может разобраться с реальными проблемами, утопая в типичных для Аллена зыбучих песках. Ревность, творческий кризис, самокопания и неуверенность в завтрашнем дне тянут мнительного писаку на дно, однако летний романчик с обворожительной докторшей (Елена Анайя) возвращает ему – пускай на время – ощущение нормальной жизни.
«Фестиваль Рифкина» можно воспринимать и как очередной гимн прекрасному алленовскому неудачнику, и как своеобразный путеводитель по картинам и постановщикам, что дороги Вуди, – от Орсона Уэллса до Ингмара Бергмана. В любом случае по всем фронтам лента однозначно выигрывает. Зрители, правда, это мнение не разделили: за первые два дня проката «Рифкин» собрал $24 тыс., а в общей сложности на его счету $2,3 млн. Причин подобного фиаско несколько: пандемия, чисто европейский прокат – до Штатов «Фестиваль» добрался лишь в 2022-м – и злополучная культура отмены, жертвой которой чуть было не стал Аллен, не раз обвинявшийся в преступлениях сексуального характера. Кино, впрочем, победило.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…