Тобиас (Эндрю Гарфилд) трудится в компании по производству хлопьев для завтрака. Для полного счастья этого ему, видать, маловато, так что вдобавок он с супругой разводится. И представьте себе, какое совпадение: именно в тот момент, когда он отправляется в магазин за ручкой, чтобы нужные документы подписать, его машина сбивает. А в машине той – симпатичная блондинка Алмут (Флоренс Пью), в прошлом фигуристка, ныне шеф-повар и владелец ресторана англо-баварской кухни. Слово за слово, и вот они уже сидят в дайнере с ностальгической атмосферой 1950-х, затем срывают друг с друга одежду, а еще через какое-то время начинают вместе жить и планировать будущее. Но тяжелая болезнь Алмут смешает эти планы и развеет по ветру, как сухие осенние листья.
Такова завязка мелодрамы «Время жить», за которую ответственна небезызвестная студия A24, исправно поставляющая к столу фанатов авторского кино хиты на любой вкус. В этом году вышли «Любовь истекает кровью», «Гражданская война», «Я видел свет телевизора», «Другой человек», «Еретик», «Максин», «Синг-Синг». На горизонте маячат «Партенопа», «Плохая девчонка», флагман оскаровского сезона «Бруталист» и много чего еще. Не все это непременно стоит смотреть. Но в большинстве проектов имеется какая-то изюминка, остроумный нюанс, за волосы их вытаскивающий из трясины серости, в которой вязнет мало-помалу кино и вообще поп-культура. А вот в мелодраме «Время жить» изюминки нет. Есть тотальная обыденность, которую режиссер Джон Краули («Бруклин») и сценарист Ник Пэйн («Последнее письмо от твоего любимого») попытались превратить в художественный прием. Но не больно в этом преуспели.
Фильм и его герои осознанно существуют в мире скучнейшей бытовухи, что теоретически должно позволить нам смотреть на Алмут с Тобиасом не как на Пью с Гарфилдом (классное название для какого-нибудь алкошоу), а как на простых смертных, людей из толпы, которые легко могли бы стать нашими соседями по даче или подъезду. Не каждый из них, конечно, экс-фигуристка и сотрудник компании по производству хлопьев. Но и такое случается. Как случаются и разногласия по поводу продления рода, затем проблемы с этим продлением и наконец страшнейшее из проклятий. Когда Алмут ставят диагноз, рак яичников в третьей стадии, она решает не отчаиваться. И предпочесть году бессмысленного лечения полгода без лечения, зато с более острым ощущением жизни.
Логично ждать, что и нам это острое ощущение Краули с Пэйном подарят, чтоб мы и улыбнулись, и всплакнули, и постигли в очередной раз вечную истину о том, как быстро пролетают весны нашей златые дни, поэтому жить надо здесь и сейчас, жить ради близких, и оставить что-то ценное после себя. Фильм относительно справляется только с последним – спасибо пронзительным репликам Алмут о том, почему она жаждет выиграть кулинарный конкурс (пусть дочь запомнит ее не на смертном одре). Еще здесь есть маленькая, но внезапно трогательная сцена, где Фло с Эндрю лежат в ванной и печеньки жуют. В ней нет трагизма, что так старательно нагнетают сценарист с режиссером, но именно поэтому чувствуется и нежность, и хрупкость, и что-то игривое, честное, настоящее. В отличие от фильма в целом, чьи художественные достоинства минимальны.
В нужный момент опытные голливудcкие артисты уверенно выжимают слезу, камера оператора Стюарта Бентли сталкивает свет и тень на теплых кадрах с комнатными иньерьерами, с экрана льются положенные монологи про время жить и время умирать. Но ни радости жизни, ни страха смерти особо не ощущается, поскольку картина галопом скачет по разным временным линиям, метаясь от флешбэка к флешбэку, от ремиссии к ухудшению, от постельной сцены под The xx к предложению руки и сердца под Villagers, не давая проникнуться трагедией этой семьи, чье размеренное существование рвет на лоскуты не рак, а монтаж.
Такой же неоправданно рваный нарратив мы недавно наблюдали в «Тогда. Сейчас. Потом», но Земекис хотя бы на техническое новаторство претендовал. «Время жить» не претендует ни на что и сбивчиво излагает нарочито простую, понятную, как бы общечеловеческую историю. Та действительно проста, как джемперы Гарфилда, но на жалость давит продуманно: когда кажется, что запасы вселенской тоски начали иссякать, щедро наваливает добавки с рассказом о том, как Алмут бросила кататься на коньках из-за смерти отца, о котором они ей напоминали. На худой конец Пью всегда может бесстрашно грудь обнажить. Фло тут вообще молодец: матерится с неподражаемой хрипотцой, учит партнера яйца разбивать, а эпизод с родами в туалете на заправке – чистый саспенс, не оторваться. Досадно, что Гарфилду достался заурядный до зубовного скрежета тип, для которого верх романтики – это расставленные по полу свечки.
Ленты про умирание – жанр неблагодатный. Их сложно писать, снимать, смотреть и любить. Для тех, кто столкнулся с той же бедой, что и герои, они (при талантливой реализации) вполне могут стать терапией. А другим могут напомнить о том, что даже на краю не поздно открыть для себя смысл нетленных вещей. Гораздо чаще, правда, такое кино скатывается в откровенную эксплуатацию базовых эмоций, и ни о какой душеспасительности речи уже не идет.
Свернул на этот путь и фильм «Время жить», где есть две мечты да печали стакан, но нет ни одной причины, почему его вялый мелодраматизм должен хоть чем-то задеть за живое. Неравнодушие вызывает разве что мемная лошадка с карусели, которая завирусилась благодаря рекламному снимку и с легкой руки интернет-насмешников вписалась в кадры «Чужого», «Сияния» и «Психо». И этот факт – что идиотский желтый конь впечатлил сильнее, чем такие красивые и такие страдающие двуногие персонажи, – говорит о фильме ярче всего.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…