Статьи

Высший пилотаж: как превратить пилот в сериал

Последние 10 лет сериалы завладели аудиторией: миллионы людей их смотрят, обсуждают, любят и ждут. Однако, чтобы создавать хит, мало понимать производственный процесс. К началу нового учебного курса «Телевизионный менеджмент. Мастерская Вячеслава Муругова» школы кино и телевидения «Индустрия» генеральный продюсер канала «СТС» Антон Федотов рассказал, как из пилота сделать телевизионный хит, и ответил, почему в России больше пилотов становятся сериалами, чем в США, и в каких случаях нужно снимать только один дубль.

Пилот и хит

В настоящее время сериальная индустрия, к сожалению, находится не в лучшей форме. Продакшн-компании боятся вкладываться в пилоты, не хотят экспериментировать, ведь всегда есть риск неудачи. В идеальном мире пилот — это пробная серия сериала, которую производственная компания должна принести на канал, показать, рассказать и доказать ее привлекательность. Сейчас же многие боятся рисковать — компании, создающие сериалы, предпочитают принести идею и уже вместе с каналом приступить к доработке материала и съемкам пилота. Мы же ждем и верим, что придет новое поколение производственников, они должны быть готовы сами придумывать и разрабатывать пилоты сериалов, в которые действительно верят, и доказать их состоятельность.

В США, например, производится огромное количество пилотов, но только около 20% них «вырастают» в сериалы. Над пилотами долго и тщательно работают. Их снимают, показывают, обосновывают, переделывают, заново пишут сценарии, переснимают и опять презентуют перед каналами, продюсерами и фокус-группами. Всемирно известный сериал «Игра престолов» был забракован на этапе пилота: канал его не принял и потребовал все переделать. Были заменены режиссер, актеры, сценарий, и 90% материала пришлось переснять. Продюсеры поверили в историю, почувствовали уникальность, и в результате сериал с первого сезона завоевал зрительское внимание. В случае с «Теорией большого взрыва» пилот переснимался дважды, пока продюсеры не нашли идеальный подход. Пришлось заменить большинство персонажей, доработать характеры, переделать интерьеры и большую часть истории. А вот с «Шерлоком» произошел уникальный случай: студия одобрила и сказала, что готова вложить еще больше денег, чтобы получилась «бомба».

В России ситуация другая. На «СТС», например, каждый третий пилот идет в дальнейшее производство, потому что сам канал принимает непосредственное участие в его создании и не допускает к разработке идеи, которые не имеют коммерческого потенциала. Хочется верить, что в будущем в нашей стране тоже тщательно будут подходить к производству пилотов. Пока же хиты в большинстве своем случаются по наитию.

Пилот ― тизер всей истории

Заманить — это основная задача пилота. Найдите конфликт, который бы в дальнейшем позволил долгое время держать интерес зрителя. Драматургическая пружина может быть любой: вдохновляйтесь всем, что может вдохновить. Уникальными идеями ― пружинами ― могут стать как события, заимствованные из реальной жизни, так и невероятные истории, например такие, как обмен детьми в роддоме в сериале «Ивановы-Ивановы».

Экспонируйте главных героев максимально полно. Это сразу же выявит недочеты, и у вас будет возможность доработать или вовсе изменить персонажей. Например, в пилотной серии «Теории большого взрыва» Шелдон был недостаточно странный, и его интересовали женщины, в друзьях у ученых была коллега-женщина, а персонаж, которого сейчас все знают, как Пенни, звали Кэтти, и ее играла другая актриса. В итоге из оригинального пилота в сериале остались только Леонард и доработанный персонаж Шелдона, продюсеры изменили характеры друзей, интерьер и даже любимый ресторан героев.

В пилоте «Ивановы-Ивановы» экспозиция персонажей занимает 1,5 минуты, в течение которых происходит представление главных героев и заявка на конфликт. Героев удалось сразу показать объемно, в динамике, что позволило за короткий срок представить характеры максимально полно. В роддоме 16 лет назад показан молодой персонаж Сергея Бурунова ― интеллигентный, небогатый (его жена рожает в самом обычном роддоме), но явно перспективный. В «наши дни» Антон Иванов ― богатый бизнесмен. При этом богатство, даже китч этого Иванова не встречают у зрителя неприязни ― мы понимаем, что состояние досталось герою не просто так. Экспозиция в эфирной серии ничем не отличалась от экспозиции в пилоте.

Актерский ансамбль как оркестр

Все актеры сериала должны «звучать в одной тональности», именно поэтому необходимо с самого начала видеть всю картину целиком.

Будьте смелыми, ищите, пробуйте, давайте возможность новым актерам. С осторожностью берите звезд. Работать со звездой бывает тяжело: во-первых, случается, что звезда заполняет собой весь эфир ― играет сразу в нескольких сериалах и снимается в кино. Это может раздражать зрителя. Во-вторых, звезда может перетягивать внимание на себя, заполняя собой все пространство.

Не бойтесь менять актеров, ведь именно для этого и делается пилот. Смотрите на всю картину: именно на этапе пилота вы должны понять, подходит ли конкретный актер для этой истории, для этого жанра и этого канала. Михаил Трухин стал известным совершенно в другом жанре, и у меня были большие сомнения насчет него. Но в день кастинга, еще до начала нашего разговора, сам того не зная, Михаил меня убедил. Он сидел в центре зала и наблюдал за тем, как ставят свет и тянут провода, при этом его мимика, положение тела и головы были так живы и динамичны, что было невозможно не заметить: этот актер просто создан для комедии!

В пилотной серии «Ивановы-Ивановы» деда играл другой актер: отличный профессионал, который хорошо вписывался в сериал. Но работать с ним было тяжело. Нам пришлось пойти на замену актера, ведь деструктивное поведение  актера тратит не только ваше время, но и самое главное ― деньги.

Технология режиссуры и рецептура производства

Рецепт производства состоит из множества составляющих: актерской игры, атмосферы съемки, музыки, цветокоррекции, монтажа, эффектов и др. При этом все ингредиенты должны сочетаться и дополнять друг друга. Это ни в коем случае не означает, что все рецепты должны быть похожи. Посмотрите на сериал «Кухня» ― там всего много: историй, персонажей, страсти, звука, цвета, музыки. Всего перебор, но все гармонично, поэтому блюдо получается отличным, ведь именно так и было задумано.

Даже цветокоррекция или правильный выбор объективов могут полностью изменить всю картину. Например, в эфирной серии мы добавили эффект Gold, в сцены с семьей богатых Ивановых. Вся картина стала приятнее и зритель сразу по-другому воспринимает роскошную, даже мещанскую атмосферу их дома и самих героев.

Пилот для того и создается, чтобы посмотреть на идею со стороны, «попробовать блюдо», добавить недостающие ингредиенты или убрать лишние.

У кино свои законы ― ничто не бывает случайно

Начиная производство сериала, необходимо понимать, что все это ― одна большая выдумка, и зритель это прекрасно осознает, поскольку собирается смотреть не документальный фильм. Он понимает, что сейчас будут фантазии. Но, чтобы удержать зрителя, даже выдумку стоит основывать на крепком фундаменте из достоверности.

Делайте персонажей, похожих на реальных людей, не создавайте «картонных» героев. Пусть все будет максимально приближено к жизни. В одной сцене дайте зрителю посмеяться, в другой ― загрустить. Следите, чтобы герои совершали противоречивые поступки даже в ситуационных комедиях. Это очень интересно: водить зрителя от нелюбви к симпатии, от симпатии к ненависти. Эмоциональная карта успешных сериалов всегда максимально разнообразна.

Следите за достоверностью, но не забывайте, что снимаете кино. Здесь нельзя без преувеличений. Однако в первых нескольких сериях не шокируйте зрителя. Нельзя в первую неделю эфира, в первые пять серий позволить зрителю усомниться в правдивости и достоверности. Дайте привыкнуть к истории, погрузиться в нее. Потом же можно добавлять эксцентричности или головокружительные сюжетные повороты, точно выбирая для них место и время. Именно так мы и сделали в сериале «Ивановы-Ивановы»: на второй неделе придумали серию с летающим туалетом. Зритель посмеялся, а потом вернулся к основной истории.

Каждый режиссер должен быть немного продюсером, каждый продюсер должен быть режиссером

Деньги ― постоянная головная боль всех создателей сериалов. Конфликт творчества и денег, режиссера и продюсера ― один из самых острых в производстве. Режиссер должен мыслить не только творческими категориями, но и обязательно экономическими. Необходимо понимать, насколько проект будет состоятельным, коммерчески успешным, как понравится аудитории. Продюсер также должен отлично слышать, что хочет режиссер, и уметь с ним договариваться. Самое главное, когда продюсер понимает задачи режиссера, а режиссер — задачи продюсера.

Из моих продюсерских лайфхаков: вырезайте лишние сцены еще до съемок. На читках мы с командой обычно маркируем сцены цветами. Например, синий цвет означает, что данный отрывок важен для движения сюжета; желтый — «юмор» — статичные, но насыщенные шутками сцены; красный — динамичный экшн. Если встречается сцена, которую сложно отнести к какому-то цвету, дорабатывайте ее или вырезайте.

Режиссерский лайфхак: оптимизируйте съемки и экономьте деньги. Научитесь оценивать каждую сцену по 10-балльной шкале, а затем ориентируйтесь на эту шкалу во время съемки. Важные 7–10-балльные сцены требуют повышенного внимания: не жалейте времени на выставление кадра и пересъемы. «Проходные» сцены, которым вы присвоили 2-3 балла, учитесь снимать быстро: они не несут в себе важной нагрузки, их могут вообще вырезать при монтаже. Снимайте «дешевые» сцены с одного дубля. Так средняя стоимость каждой сцены уменьшится, а общее качество останется хорошим.

Доверяйте своим фантазиям, записывайте сны

Если вы чувствуете, что в вас есть потенциал, вы хотите развиваться, вас привлекает творчество и телевидение, пробуйте себя и учитесь. Именно сейчас рынок остро нуждается в новом поколении шоураннеров, которое привнесет новую струю в индустрию.

Я считаю, что каждый творческий человек уникален своим внутренним миром, и я утверждаю, что нужно верить своим фантазиям и не бояться их реализовывать. Какими бы сумасшедшими они не были. Записывайте свои сны. Это кино, которое видели пока только вы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад