Непритязательное роуд-муви, которое едет по шоссе в никуда.
Жизнь Даши (Ирина Старшенбаум), казалось бы, идет без сучка, без задоринки. Служба в Министерстве культуры Пермского края служится, ипотека на возлюбленного берется, вопрос лишь в том, по душе ли это все самой Даше. Девушка вдруг разрывает наскучившие ей отношения, но не делает после этого каре, а отправляется в командировку. Перед отбытием в экзистенциальный трип по краю Даша напивается в местном баре и позже просыпается хоть и в своей машине, но с неким Владом (Сергей Кузнецов) за ее рулем. Парочке предстоит поездить по городам и весям, попутно разбираясь с тем, что их привело к такой жизни и встрече друг с другом.
Прежде роуд-муви достаточно редко «заезжали» в российский кинематограф, а если и заезжали, то представляли по большей части мужской взгляд на путешествия, собственно, мужиков. Вспомнить хотя бы застольную комедию «О чем говорят мужчины» или фестивальный хит Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Решительнее в сторону романтизации дорожных фильмов продвинулась «Поехавшая» Антона Маслова, но уместить весь масштаб любовных перипетий на сиденье велосипеда было трудновато. То ли дело старая-добрая машина, где и происходит большая часть действия дебютной работы Александры Сараны под приметным, но непрозрачным названием «Втроем».
Даже после просмотра фильма неясно, кто же эти трое. Однозначно, двое – это Даша и Влад, миловидные персонажи Старшенбаум и Кузнецова. А третьим действующим лицом оказывается то невыразительный бывший Даши, то комнатное растение, которое герои везут в машине, то благолепные просторы России. Последнее, как и в случае с «Поехавшей», хоть и радует глаз москвича, никогда не покидавшего пределы МКАДа, но в какой-то момент начинает напоминать рекламу внутреннего туризма. Против чего, конечно, ничего не имеем, Пермский край прекрасен, но Сарана все же переборщила с изображением провинциальных локаций и кадрами с дронов.
Причем на названии невнятность ленты не заканчивается. «Втроем» промотируется как легкая дорожная мелодрама с элементами комедии. Что ж, мелодрама так мелодрама, и актерский тандем вроде неплохой, но химии между главными героями не чувствуется вовсе. Она не только не пробивается сквозь окна машины, в которой оказывается парочка, но буквально отсутствует. Как будто сценаристы, поочередно нажимая на педали газа и тормоза, совсем забыли про сцепление. Найти ту самую точку сцепки Даши и Влада предельно сложно (даже если очень хочется), как и хоть один момент для трепетного «ах». А предсказуемый хэппи-энд и подавно вызывает лишь раздражение.
То же самое справедливо и для комедийной составляющей. Юмор здесь, безусловно, на месте, только он с этого места не двигается. Чувствуется некоторая искусственность шуток, неловко расставленных по хронологии и не стреляющих так, как это, по всей видимости, задумывалось. Главными источниками смеха становятся персонаж Сергея Кузнецова и население тихих уголков Пермского края, но есть опасение, что юмор, основанный на противопоставлении городских и сельских жителей, успел набить оскомину зрителям российских комедий. Что и говорить о шутках про экскременты.
Достойным роуд-муви «Втроем» тоже можно назвать с натяжкой. Все клише фильмов о дорожных приключениях считываются даже неискушенным глазом. Тут и начальная неприязнь соседей по машине друг к другу, и нарочито драматичные остановки с выходами за борт. Вишенкой на торте становится твист, который обнаруживается практически в любой драме категории B и ниже: попытка одного героя сойти с маршрута из-за того, что он узнал непримиримую правду о своем попутчике. Его, конечно, тотчас останавливают, и путь продолжается. Хотя сама лента в этот момент начинает стремительно катиться вниз по части новаторства и актуальности сценарных приемов.
Попытки добавить свежести в фильм, написанный, как бы иронично это ни звучало, втроем, выглядят скорее стыдно, нежели похвально. Вейпом в кино уже никого не удивишь, хотя здесь его эксплуатация даже слегка веселит – шутка строится на произношении названия дуделки через мягкое «ве». Но испортить одну из ключевых романтических сцен песней «Шоколадка», завирусившейся этим летом в соцсетях и тогда же успевшей всем надоесть, надо было постараться. Еще нелепее строчка «мы идеальная пара» звучит оттого, что никакой идеальной пары на экране не наблюдается. Есть лишь пара персонажей, чье личностное развитие и прогресс отношений остаются далеко за пределами кадра. И Пермского края.
При этом положительные стороны в фильме Сараны тоже имеются. На Старшенбаум и Кузнецова приятно смотреть, как и на живописные пейзажи Северного Урала. Прелесть второстепенных персонажей немного сглаживает кринжовые реплики, положенные по сценарию. А скорость перемещения героев по селам позволяет не принимать близко к сердцу нелепости, которые творятся в той или иной локации. В общем, жанр роуд-муви для отечественных кинематографистов давно стал родным, но обращаться с ним стоит более остроумно и бережно, чтобы скрещивать с любовными и комедийными историями.
Комментарии