На Netflix премьера экранизации романа Ромена Гари «Вся жизнь впереди» от Эдуардо Понти. Прежде всего она примечательна тем, что это первая за десять лет роль Софи Лорен. Великая актриса снялась у своего сына, уже работавшего с матерью в драме «Только между нами» и короткометражке «Человеческом голосе». Рассказываем, что вышло из истории про дружбу юного африканского сироты и старой узницы Освенцима.
В итальянском портовом городе Бари живет 14-летний Момо, потомок мигрантов из конголезских мусульман. Его мать погибла при страшных обстоятельствах, о которых нам намекнут ближе к концу фильма. С тех пор у Момо бывает видение: добрая львица является к нему и ласково лижет лицо. Единственный человек, которому не безразличен Момо, — психиатр, доктор Коэн. Муниципалитет назначил его опекуном мальчика, но вскоре врачу по не совсем ясным обстоятельствам придется пристраивать сироту в другие руки.
Новой воспитательницей Момо станет пациентка Коэна, мадам Роза. Бывшая проститутка, которая вышла на пенсию и устроила у себя в квартире своеобразный «приют» для детей секс-работниц. Надо сказать, кроме Момо, Роза опекает всего двух мальчиков. Это Бабу, сын транссексуалки Лолы, и еврей Моше, чья мать дает о себе знать, лишь посылая деньги.
Разумеется, подросток Момо, мечтающий о крутой криминальной карьере, не сразу уживается с резкой саркастичной «маман». Но со временем та становится его другом и наставником в жизни. Как и другие: мусульманин-лавочник, к которому Роза устроила его работать. Та же Лола — прежде чем стать проституткой, была профессиональным боксером-мужчиной. Или мелкий мафиози-наркоторговец, у которого Момо пытается учиться плохому.
Еще девочкой мадам Роза пережила заключение в Освенциме. Момо ничего не слышал про холокост, но знает, что такое быть преследуемым. Он навещает «убежище» Розы в подвале и проникается ее историей. А когда у женщины прогрессирует деменция, и ей кажется, что фашисты возвратились за ней, Момо решается помочь Розе радикальным образом.
Фильм уже собрал восторженные отзывы критики за рубежом. Прежде всего они вращаются вокруг игры Лорен, чье присутствие в кадре за годы нисколько не потеряло в воздействии. Она, как и следует итальянке, еще темпераментна в свои 86, ее глаза так же загадочны. Правда, может быть, мы не первый раз видим этот образ всепрощающей старухи, «грешницы» с золотым сердцем. Но это и нужно в подобной поучительной истории — узнаваемость архетипа.
Ну а другая безусловная удача — юный Ибрахима Гейе в роли «львенка» Момо. Как и главная звезда фильма, он может изобразить сложную внутреннюю игру чувств одними глазами. Подобный «отбирающему будущее» загорелому подростку из финального стихотворения Бродского, актер легко крадет целые сцены.
Остальные удачи в фильме вполне стандартны для европейского кино. Взрослые и дети играют неплохо. Камера постоянно показывает залитый солнцем мир сверху, напоминая о взгляде Бога. Это же нестерпимое итальянское солнце в большинстве сцен настойчиво пробивается сквозь загороди и занавеси, освещая неприглядные закоулки и квартирки итальянских трущоб. Более полувека назад Лорен прославили фильмы неореалиста Витторио де Сикка. У режиссера нового фильма, хоть и сына продюсера де Сикка Карло Понти, неореализму есть только «дань уважения». Это скорее похоже на итальянское кино 1990-х, а по духу — на старый роман воспитания о сиротке от эпигона Диккенса.
«Вся жизнь впереди» в самом деле почти что детское кино «для всей семьи». Хотя Момо торгует наркотой, сам он, конечно, ничего не употребляет и даже не курит сигареты. Его хулиганство — что-то вроде шалостей Пиноккио. Нагрубить «фее» или растрепать книжку «папы Карло». То же касается декларированного сложного характера мадам Розы. Слишком быстро ее расистские комментарии в сторону Момо сменяются — за час — безоговорочным признанием и любовью.
Ромен Гари написал свой роман (под псевдонимом Эмиль Ажар) в 1975-м и получил за него Гонкуровскую премию. Через два года вышла первая экранизация книги от франко-израильтянина Моше Мизрахи. Картина получила «Оскара» как лучший иностранный фильм. Мадам Розу играла Симона Синьоре — это была одна из последних заметных ролей знаменитой француженки. Синьоре было тогда немного за пятьдесят, и она не так напоминала добрую бабушку. И хотя фильм нельзя назвать слишком зрелищным, в нем лучше чувствовалось впечатление, которое на публику произвела книга.
Может быть, дело в сложности сюжета. Чего стоит появление отца Момо, вора и убийцы, падающего с сердечным приступом при известии, что его сын «стал евреем». Или в героях. Проститутки, транссексуалы, малолетние преступники и мигранты в тогдашней Европе выглядели персонажами Фассбиндера. Теперь — это почти набор клише для книжки-раскраски с поучительным сюжетом. Потому и закономерно появление фильма в потоковом ряду Netflix.
Многое в творчестве Гари выросло из его сложных отношений с матерью, польской актрисой, одержимой маниакальной любовью к сыну. Об этом его самый знаменитый роман «Обещание на рассвете» (недавно экранизированный с Шарлоттой Генсбур), да и отчасти «Вся жизнь впереди». Пусть и не претендуя на «Оскара», Понти явно тоже посвящает фильм своей матери. У него не хватило духу показать Софи Лорен в кадре на смертном одре. Поэтому фильм можно смотреть без страха, умиляться в нужных местах и радоваться, что некоторые великие пока еще живы.
Фильм уже доступен на Netflix.
47-й ММКФ, который пройдет в столице с 17 по 24 апреля, объявил жюри основного конкурса, конкурса короткого метра и программы…
Сегодня 50 лет исполняется Педро Паскалю – актеру, чья латиноамериканская харизма способна растопить заледеневшие сердца самых серьезных критиков. Прославившись благодаря…
1 апреля в столице начал работу Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Он проходит на территории киноконцерна «Мосфильм» и традиционно…
В возрасте 65 лет скончался актер Вэл Килмер. О его смерти сообщило издание The New York Times со ссылкой на…
В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…