Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > «Вся жизнь впереди»: Каким получилось возвращение великой Софи Лорен на экраны

«Вся жизнь впереди»: Каким получилось возвращение великой Софи Лорен на экраны

15 ноября 2020 /
«Вся жизнь впереди»: Каким получилось возвращение великой Софи Лорен на экраны

Актрисе прочат «Оскара» за фильм, который ее сын Эдуардо Понти снял для Netflix.

На Netflix премьера экранизации романа Ромена Гари «Вся жизнь впереди» от Эдуардо Понти. Прежде всего она примечательна тем, что это первая за десять лет роль Софи Лорен. Великая актриса снялась у своего сына, уже работавшего с матерью в драме «Только между нами» и короткометражке «Человеческом голосе». Рассказываем, что вышло из истории про дружбу юного африканского сироты и старой узницы Освенцима.

В итальянском портовом городе Бари живет 14-летний Момо, потомок мигрантов из конголезских мусульман. Его мать погибла при страшных обстоятельствах, о которых нам намекнут ближе к концу фильма. С тех пор у Момо бывает видение: добрая львица является к нему и ласково лижет лицо. Единственный человек, которому не безразличен Момо, — психиатр, доктор Коэн. Муниципалитет назначил его опекуном мальчика, но вскоре врачу по не совсем ясным обстоятельствам придется пристраивать сироту в другие руки.

Новой воспитательницей Момо станет пациентка Коэна, мадам Роза. Бывшая проститутка, которая вышла на пенсию и устроила у себя в квартире своеобразный «приют» для детей секс-работниц. Надо сказать, кроме Момо, Роза опекает всего двух мальчиков. Это Бабу, сын транссексуалки Лолы, и еврей Моше, чья мать дает о себе знать, лишь посылая деньги.

Разумеется, подросток Момо, мечтающий о крутой криминальной карьере, не сразу уживается с резкой саркастичной «маман». Но со временем та становится его другом и наставником в жизни. Как и другие: мусульманин-лавочник, к которому Роза устроила его работать. Та же Лола — прежде чем стать проституткой, была профессиональным боксером-мужчиной. Или мелкий мафиози-наркоторговец, у которого Момо пытается учиться плохому.

Еще девочкой мадам Роза пережила заключение в Освенциме. Момо ничего не слышал про холокост, но знает, что такое быть преследуемым. Он навещает «убежище» Розы в подвале и проникается ее историей. А когда у женщины прогрессирует деменция, и ей кажется, что фашисты возвратились за ней, Момо решается помочь Розе радикальным образом.

Фильм уже собрал восторженные отзывы критики за рубежом. Прежде всего они вращаются вокруг игры Лорен, чье присутствие в кадре за годы нисколько не потеряло в воздействии. Она, как и следует итальянке, еще темпераментна в свои 86, ее глаза так же загадочны. Правда, может быть, мы не первый раз видим этот образ всепрощающей старухи, «грешницы» с золотым сердцем. Но это и нужно в подобной поучительной истории — узнаваемость архетипа.

Ну а другая безусловная удача — юный Ибрахима Гейе в роли «львенка» Момо. Как и главная звезда фильма, он может изобразить сложную внутреннюю игру чувств одними глазами. Подобный «отбирающему будущее» загорелому подростку из финального стихотворения Бродского, актер легко крадет целые сцены.

Остальные удачи в фильме вполне стандартны для европейского кино. Взрослые и дети играют неплохо. Камера постоянно показывает залитый солнцем мир сверху, напоминая о взгляде Бога. Это же нестерпимое итальянское солнце в большинстве сцен настойчиво пробивается сквозь загороди и занавеси, освещая неприглядные закоулки и квартирки итальянских трущоб. Более полувека назад Лорен прославили фильмы неореалиста Витторио де Сикка. У режиссера нового фильма, хоть и сына продюсера де Сикка Карло Понти, неореализму есть только «дань уважения». Это скорее похоже на итальянское кино 1990-х, а по духу — на старый роман воспитания о сиротке от эпигона Диккенса.

«Вся жизнь впереди» в самом деле почти что детское кино «для всей семьи». Хотя Момо торгует наркотой, сам он, конечно, ничего не употребляет и даже не курит сигареты. Его хулиганство — что-то вроде шалостей Пиноккио. Нагрубить «фее» или растрепать книжку «папы Карло». То же касается декларированного сложного характера мадам Розы. Слишком быстро ее расистские комментарии в сторону Момо сменяются — за час — безоговорочным признанием и любовью.

Ромен Гари написал свой роман (под псевдонимом Эмиль Ажар) в 1975-м и получил за него Гонкуровскую премию. Через два года вышла первая экранизация книги от франко-израильтянина Моше Мизрахи. Картина получила «Оскара» как лучший иностранный фильм. Мадам Розу играла Симона Синьоре — это была одна из последних заметных ролей знаменитой француженки. Синьоре было тогда немного за пятьдесят, и она не так напоминала добрую бабушку. И хотя фильм нельзя назвать слишком зрелищным, в нем лучше чувствовалось впечатление, которое на публику произвела книга.

Может быть, дело в сложности сюжета. Чего стоит появление отца Момо, вора и убийцы, падающего с сердечным приступом при известии, что его сын «стал евреем». Или в героях. Проститутки, транссексуалы, малолетние преступники и мигранты в тогдашней Европе выглядели персонажами Фассбиндера. Теперь — это почти набор клише для книжки-раскраски с поучительным сюжетом. Потому и закономерно появление фильма в потоковом ряду Netflix.

Многое в творчестве Гари выросло из его сложных отношений с матерью, польской актрисой, одержимой маниакальной любовью к сыну. Об этом его самый знаменитый роман «Обещание на рассвете» (недавно экранизированный с Шарлоттой Генсбур), да и отчасти «Вся жизнь впереди». Пусть и не претендуя на «Оскара», Понти явно тоже посвящает фильм своей матери. У него не хватило духу показать Софи Лорен в кадре на смертном одре. Поэтому фильм можно смотреть без страха, умиляться в нужных местах и радоваться, что некоторые великие пока еще живы.

Фильм уже доступен на Netflix. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: