Ежегодно в Америке сообщают о производстве нескольких тысяч фильмов, но в это количество входит абсолютно все, снятое в стране, в том числе документальные, независимые и телевизионные полнометражки. К голливудским лентам традиционно относят лишь продукцию студий, входящих в MPAA (Ассоциацию американских кинокомпаний), куда, кроме Sony, Disney, Warner Bros., Paramount и Universal, в этом году включили еще и Netflix.
Еще недавно эти корпорации выпускали на экраны кинотеатров всего мира до 200 фильмов, но к концу 2019-го эта цифра упала до 110. Сокращения начались не вчера, и студии уже натерпелись от провалов крупнобюджетных блокбастеров (у Warner — «Пэн: Путешествие в Нетландию» (2015), собравший 128 млн долларов при бюджете 150 млн, у Disney — «Джон Картер» (2012), выручивший 284 млн долларов при затратах 250 млн). Один за другим мейджоры приняли стратегию: «Лучше меньше, да лучше». Если ограничить количество выпускаемых фильмов, то и провалов будет меньше — рассудили в Голливуде и стали выбирать только верные проекты: франшизы, сиквелы и ремейки.
Но причины успеха или неудачи могут быть самые разные, и, учитывая длинные циклы производства 3–5 лет, их не всегда можно просчитать. Поэтому сокращение производства от провалов не спасло даже самую мощную и осторожную Disney. Достаточно вспомнить «Хана Соло: Звездные войны. Истории» (392 млн долларов сборов при бюджете 275 млн), после которого закрыли целую серию спин-оффов «Звездных войн».
Подход к новым проектам в Голливуде раньше походил на венчурный фонд. Помимо фильмов для проката от сторонних производителей, студии-дистрибьюторы сами снимали еще несколько среднебюджетных (30–50 млн долларов) лент. Даже с учетом затрат на маркетинг возможные потери были незначительными и покрывались доходом от успешных картин.
Позже студии переключились на блокбастеры с бюджетом свыше 100 млн долларов, которые могли собрать более 300 млн в одной только Северной Америке, но при этом стали чувствительнее к провалам. И дело не в том, что недобор в прокате не компенсировал затраты на производство и рекламу. Бизнес-модель на крупных студиях давно изменилась. Зарабатывают на всем: на продаже прав на фильмы, на их прокате и сувенирной продукции.
Часть денег можно вернуть уже на этапе производства, если, например, снимать фильмы там, где местные власти компенсируют приличный процент затрат с помощью системы рибейтов. Еще некоторые страны предоставляют кинокомпаниям налоговые вычеты, которые потом можно продать за живые деньги. К тому же студии редко вкладывают собственные средства в производство, чаще их предоставляют инвесторы. Одним из них студия возвращает деньги, как только компенсировала свои непосредственные расходы (так называемый «первый доллар»), остальные вынуждены стоять в очереди. И могут не дождаться не только барышей, но и возврата инвестиций.
Таким образом, крупные голливудские студии могут долго оставаться на плаву, несмотря на чувствительные кассовые потери. Но каждый мейджор — акционерная компания, и крупный провал оборачивается серьезным репутационным ущербом, который, в свою очередь, грозит снижением котировок и капитализации. Никто не хочет нести ответственность за неудачи, а потому всегда проще не запустить в производство новый фильм.
Сокращение производства выгодно — чем больше производственный бюджет конкретной ленты, тем серьезнее выгода от рибейтов и налоговых вычетов, а маркетинговые затраты на всемирное сокращаются. Но в последнее время компаниям приходится оптимизировать инвестиции.
Утечки из Sony и Warner (когда кассовые проекты на бумаге получались убыточными и проценты с прибыли не платили никому) научили потенциальных вкладчиков особенностям голливудской бухгалтерии, и желающих заработать в мутной воде американского кинобизнеса стало значительно меньше. Не сбылась и мечта Голливуда о шальных китайских деньгах — коммунистическая партия КНР запретила своим бизнесменам вкладывать миллиарды долларов за рубежом. Те инвесторы, что остались, скорее вложатся в конкретный проект, чем в целую линейку новых лент.
Первой жертвой сокращения производства стало разнообразие. Все оригинальные проекты, которые не основаны на комиксах или на популярной молодежной литературе, автоматически записываются в рискованные. Если режиссер не Кристофер Нолан, Квентин Тарантино или Джордан Пил, фильмы могут никогда не запустить в производство. О количестве оригинального кино можно судить по планам студий или по топам бокс-офиса. Например, в этом году в топ-20 мировых сборов среди голливудских лент только две картины не являются сиквелами, ремейками или адаптациями. Это «Однажды в… Голливуде» Тарантино и «Мы» Пила.
Отсутствие разнообразия в свою очередь сужает аудиторию кинотеатров в целом. Ограниченный ассортимент студии адресуют конкретным возрастным группам, и другие поколения могут почувствовать себя обделенными. Это происходит прямо сейчас — зрители ищут взрослые драмы, триллеры и авторское кино чаще на стриминговых сервисах. Расслоение аудитории больших и малых экранов только усиливается, и мировой кинобизнес скоро будет напоминать японский, где кинотеатры существуют только для семей с детьми. Там все главные локальные релизы — лишь экранизации манги для юношества или мультфильмы.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…