Театр

«Все о Еве»: Если подлость, то от души

В Театре на Трубной представили «Все о Еве» – премьеру по пьесе Мэри Орр, выросшей из байки про популярную актрису, вероломно сброшенную с театрального олимпа молодой и амбициозной коллегой. Произведение прославило писательницу, хотя свою лепту в этот процесс внес и голливудский режиссер Джозеф Лео Манкевич: в 1950-м он снял одноименный фильм, фактически реанимировав карьеру Бетт Дэвис, и попутно завоевал шесть «Оскаров» (при рекордных 14 номинациях).

Успех картины был если не предрешен, то объясним: публику и критиков покорили узнаваемые типажи и театральный антураж – все участники событий имеют непосредственное отношение к Бродвею. Бонусом шли мелодраматические коллизии и тонкая, но очевидная сатира, выставляющая лицемерие богемы в самом неприглядном (то есть истинном) свете.

В постановке Романа Самгина все это сохранилось, а местами даже приумножилось. Производственная трагикомедия разворачивается на фоне экзотических интерьеров: барная стойка выполнена в виде зебры, вместо тумбочки – притаившийся тигр, а входную группу украшает изображение попугая. Да и главная дива – Марго Крэйн, которую с упоением играет Инга Оболдина, – блистает в постановке про Восток, а потому перед восхищенной публикой предстает в оригинальных нарядах, яркими всполохами заполняющих пространство. Вот только в этих джунглях выживает не сильнейший, а тот, кто давно обзавелся нужными связями.

Важный урок только предстоит усвоить двадцатилетней Еве (Анастасия Акатова), которая правдами и неправдами добивается места при большой звезде. Начинает она в прямом смысле с низов, а именно должности секретаря и обхаживания монтировщика сцены Харви (Анатолий Шалухин). Но целится выше – и в двух зайцев сразу. Но если возлюбленный самой Марго Клемент (Олег Царев) решительно отвергает ее манипуляции, пока что наивные и оттого ужасно неловкие, то тщеславный драматург Лойд (Александр Овчинников) попадается в расставленный капкан. И наличие супруги Карэн (Татьяна Циренина), по совместительству лучшей подруги Марго, нисколько его не смущает.

Острохарактерными здесь можно назвать всех героев без исключения, при этом за 2,5 часа в каждом из них отыскивается неожиданная краска. Большинство тем, конечно, раскрывается через грандиозную фигуру Марго: может ли искусство действительно изменить жизнь? Даже спасти ее? Каково это – всегда выбирать карьеру вместо семьи и предавать себя, выставляя на публику идеальный образ, к которому ты уже не имеешь отношения?

Оболдина выводит свою героиню с житейской мудростью, сквозь которую прорываются искреннее смятение и усталость от необходимости вписываться в надоевшие, но востребованные роли не только на сцене, но и вне ее. Марго Крэйн все про себя знает: и про возраст, и про внешность, и про чужую лесть, которую она слушает так жадно, словно это единственная возможная компенсация за все тяготы профессии. И почти любую свою досаду мастерски прячет за живой подачей и прямолинейностью, заставляющей собеседника позабыть обо всем и вступить с ней в перепалку, даже если та грозит совершенно чудовищными последствиями.

Признает она и чужой талант. Но только в том случае, если действительно его видит. В противном – сокрушает оппонента собственным авторитетом, решительно вносит правки и требует признания за деятельные старания. И здесь потенциальное обсуждение выходит на новый виток – а кто кому приносит успех?

Лойд, например, выведен обиженным творцом, о котором невысокого мнения даже собственная жена. Однако чем дальше, тем очевиднее, что для успешного драматурга он чересчур обделен красноречием. Зато обременен страстями – к хорошеньким женщинам и алкоголю (а пьяный отыгрыш у Овчинникова выходит блестяще). И разумеется, лишившись последней опоры – Карен в бездну предательства затягивает импульсивная обида, – он теряется от возмущения. А затем пускается во все тяжкие, хотя и с оглядкой – пугливой и жалкой.

Иная ситуация у Марго: цинизм Клемента – всего лишь поза. Любовь и поддержка с его стороны безусловны, хотя деловая жилка тоже дает о себе знать. Но это уже вопрос компромисса. Кстати, стихийной дипломатии в постановке отведена не одна уморительная сцена. Да и в целом все эти закулисные интриги и кризисы – в творчестве, жизни и браке – подаются в комедийной форме, которой совершенно не претит намеренная театральность.

В произведении очевидны время и место действия, накладывающие на восприятие определенный ностальгический флер и при этом позволяющие внести авторские ремарки. Ассоциаций тоже множество: от «Театра» Моэма, полного закулисных и любовных интриг, до «Сансет бульвара» Уайлдера, в котором цеховое забвение соседствовало с криминальной линией. «Все о Еве» обходится без откровенной чернухи, хотя частный детектив, откопавший нелицеприятные подробности, в сюжете возникает. Пусть и дистанционно. Зато очная ставка – и не одна! – предусмотрена с заносчивым кинокритиком Томпсоном (Александр Сеппиус), которого с ушлым репортером не дает спутать лишь щегольской костюм.

Томпсоном – и его положением – самонадеянная Ева тоже пытается воспользоваться, не осознавая, как смешно при этом выглядит. Стоит отметить, что играет Акатова филигранно, проявляя характер героини то стальными нотками в голосе и нежеланием сдавать позиции, то очаровательной наивностью. Впрочем, знай она неоспоримую истину – когда одни двери открываются, другие обязательно закрываются, – искрометного представления бы не вышло. Так что это тот самый случай, когда невежество – блаженство. И в первую очередь, конечно, для зрителя. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Журнал «КиноРепортер» вручил «Аванс» самым перспективным молодым актерам (фотоотчет)

18 апреля журнал «КиноРепортер» в очередной раз отметил своей ежегодной премией «Аванс» перспективных молодых артистов, ярко проявивших себя на российских…

11 минут назад

«Белый квадрат» наградит лучших кинооператоров

Церемония вручения премии «Белый квадрат» пройдет 28 апреля в Театральном центре «На Плющихе». Специализированная награда в области операторского искусства учрежденна…

2 часа назад

Отель разбитых сердец: Чем восхищает и огорчает третий сезон «Белого лотоса»

Зима текущего года начала, а весна продолжила пожирать наше свободное время, забрасывая сериальными свежачками на любой вкус. Пока российские зрители…

5 часов назад

Открытие 47-го ММКФ: Яркие образы красной дорожки

В столице состоялось открытие 47-го Московского международного кинофестиваля. По красной ковровой дорожке прошли звездные гости смотра, члены жюри, а также…

21 час назад

Алекс Гарленд: Идите на кровь и дым

Последний фильм Алекса Гарленда «Под огнем» – реконструкция одного боя в иракской провинции Рамади в ноябре 2006-го, подвергся критике теми…

1 день назад

Торжественное открытие ММКФ-2025

Церемония открытия 47-го Московского международного фестиваля традиционно состоялась в театре «Россия» на Пушкинской площади. В этом году на участие в…

2 дня назад