Театр

«Все о Еве»: Если подлость, то от души

В Театре на Трубной представили «Все о Еве» – премьеру по пьесе Мэри Орр, выросшей из байки про популярную актрису, вероломно сброшенную с театрального олимпа молодой амбициозной коллегой. Произведение прославило писательницу, свою лепту в этот процесс внес и голливудский режиссер Джозеф Лео Манкевич. В 1950-м он снял одноименный фильм, который фактически реанимировал карьеру Бетт Дэвис и попутно завоевал 6 «Оскаров» (при рекордных 14 номинациях).

Успех картины был если не предрешен, то объясним: публику и критиков покорили узнаваемые типажи и театральный антураж – все участники событий имеют непосредственное отношение к Бродвею. Бонусом шли мелодраматические коллизии и тонкая, но очевидная сатира, выставляющая лицемерие богемы в истинном свете.

В постановке Романа Самгина все это сохранилось, а местами даже приумножилось. Производственная трагикомедия разворачивается на фоне экзотических интерьеров: барная стойка выполнена в виде зебры, вместо тумбочки – притаившийся тигр, а входную группу украшает изображение попугая. Да и главная дива – Марго Крэйн, которую с упоением играет Инга Оболдина, – блистает в постановке про Восток и перед восхищенной публикой предстает в оригинальных нарядах, яркими всполохами заполняющих пространство. Вот только в этих джунглях выживает не сильнейший, а тот, кто давно обзавелся нужными связями.

Важный урок только предстоит усвоить 20-летней Еве (Анастасия Акатова), которая правдами и неправдами добивается места при большой звезде. Начинает она в прямом смысле с низов, а именно с должности секретаря и обхаживания монтировщика сцены Харви (Анатолий Шалухин). Но целится выше и в двух зайцев сразу. Но если возлюбленный самой Марго Клемент (Олег Царев) решительно отвергает ее манипуляции, пока что наивные и оттого ужасно неловкие, то тщеславный драматург Лойд (Александр Овчинников) попадается в расставленный капкан. И наличие супруги Карэн (Татьяна Циренина), по совместительству лучшей подруги Марго, нисколько его не смущает.

Острохарактерными здесь можно назвать всех героев без исключения, при этом за 2,5 часа в каждом из них отыскивается неожиданная краска. Большинство тем, конечно, раскрывается через грандиозную фигуру Марго: может ли искусство действительно изменить жизнь? Даже спасти ее? Каково это – всегда выбирать карьеру вместо семьи и предавать себя, выставляя на публику идеальный образ, к которому ты уже не имеешь отношения?

Оболдина выводит свою героиню с житейской мудростью, сквозь которую прорываются искреннее смятение и усталость от необходимости вписываться в надоевшие, но востребованные роли не только на сцене. Ее Марго Крэйн все про себя знает: и про возраст, и про внешность, и про чужую лесть, которую она слушает так жадно, словно это единственная возможная компенсация за все тяготы профессии. И почти любую свою досаду мастерски прячет за живой подачей и прямолинейностью, заставляющей собеседника забыться и вступить с ней в перепалку, даже если та грозит совершенно чудовищными последствиями.

Признает она и чужой талант. Но только в том случае, если действительно его видит. В противном – сокрушает оппонента собственным авторитетом, решительно вносит правки и требует признания за деятельные старания. И здесь потенциальное обсуждение выходит на новый виток – а кто кому приносит успех?

Лойд, например, выведен обиженным творцом, о котором невысокого мнения даже собственная жена. Однако чем дальше, тем очевиднее, что для успешного драматурга он чересчур обделен красноречием. Зато обременен страстями – к хорошеньким женщинам и алкоголю (а пьяный отыгрыш у Овчинникова выходит блестяще). И разумеется, лишившись последней опоры – Карен в бездну предательства затягивает импульсивная обида, – он теряется от возмущения. А затем пускается во все тяжкие, хотя и с оглядкой – пугливой и жалкой.

Иная ситуация у Марго: цинизм Клемента – всего лишь поза. Любовь и поддержка с его стороны безусловны, хотя деловая жилка тоже дает о себе знать. Но это уже вопрос компромисса. Кстати, стихийной дипломатии в постановке отведена не одна уморительная сцена. Да и в целом все эти закулисные интриги и кризисы – в творчестве, жизни и браке – подаются в комедийной форме, которой совершенно не претит намеренная театральность.

В произведении очевидны время и место действия, накладывающие на восприятие определенный ностальгический флер и при этом позволяющие внести авторские ремарки. Ассоциаций тоже множество: от «Театра» Моэма, полного закулисных и любовных интриг, до «Сансет бульвара» Уайлдера, в котором цеховое забвение соседствовало с криминальной линией. «Все о Еве» обходится без откровенной чернухи, хотя частный детектив, откопавший нелицеприятные подробности, в сюжете возникает. Пусть и дистанционно. Зато очная ставка (и не одна!) предусмотрена с заносчивым кинокритиком Томпсоном (Александр Сеппиус), которого с ушлым репортером не дает спутать лишь щегольской костюм.

Томпсоном и его положением самонадеянная Ева тоже пытается воспользоваться, не осознавая, как смешно при этом выглядит. Стоит отметить, что играет Акатова филигранно, проявляя характер героини то стальными нотками в голосе и нежеланием сдавать позиции, то очаровательной наивностью. Впрочем, знай она неоспоримую истину – когда одни двери открываются, другие обязательно закрываются, – искрометного представления бы не вышло. Так что это тот самый случай, когда невежество – блаженство. И в первую очередь, конечно, для зрителя. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Экранизации игр ближайшего будущего

Еще недавно экранизации видеоигр считались рискованным аттракционом, но последние успехи изменили ситуацию. Анимационный блокбастер про братьев Марио собрал рекордные $1,36…

51 минута назад

«Сезон русских романов» стартовал в Театре имени Пушкина

В Театре имени Пушкина состоялся традиционный сбор труппы, где были объявлены планы на стартовавший сезон. Первая премьера уже состоялась: постановка…

3 часа назад

«Газета»: Как спасти печатное издание в мире ИИ и «тиктока»

Всякий раз, когда в Сети появлялись новости о продолжении/перезапуске/спин-оффе культового «Офиса», это всегда воспринималось как сомнительная идея. Попытка переизобрести ситком…

5 часов назад

Мастерская «12»: Возвращение домой

Новый сезон для «Мастерской «12» Никиты Михалкова» – одного из самых молодых и ярких театральных коллективов страны – ознаменовало открытие…

10 часов назад

«Отдел нераскрытых дел»: Скандинавский детектив, который прекрасно прижился на шотландской почве

Заносчивый следователь Карл Морк (Мэттью Гуд), почти случайно заглянувший на место преступления в компании напарника (Джейми Сивес), решает поучить уму-разуму…

1 день назад

«Три поросенка. Ой» – первый кукольный спектакль в Театре на Таганке

25 и 26 октября на Новой сцене Театра на Таганке состоится премьера спектакля «Три поросенка. Ой». Знакомая с детства история,…

1 день назад