В прошлом году исполнилось 25 лет «Форресту Гампу» — драмеди Роберта Земекиса стало триумфатором «Оскара» и, по мнению многих критиков, лучшим фильмом десятилетия. Однако со временем всеобщая любовь в Америке сменилась порицанием в СМИ.
История мальчика «с особенностями», который пережил критическое время американской истории прошлого века и к тому же преуспел, по замыслу создателей должна была остаться вневременной притчей о победе торжествующего духа над немощной плотью. Однако выяснилось, что старые штампы сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, не работают. Рассказываем, что смущает американскую прессу в «Форресте Гампе» сейчас.
Вся коллизия фильма возникает из того, что главный герой — не от мира сего. Нам прямо говорится, что у Форреста очень низкий IQ, поэтому зрители воспринимали героя как глуповатого от природы. При этом никакой диагноз Гампа не проговаривается, а фактически он сочетает в себе черты высокофункционального аутиста и человека с ДЦП (он вынужден носить на ногах железные скобы, которые в ключевой момент фильма магически отбрасываются). Короче говоря, Форрест стал собирательным образом блаженного дурачка. Такая подача стигматизирует людей с теми или иными особенностями, что сегодня выглядит неприемлемым.
Мать Форреста учит ребенка преодолевать трудности. Несмотря на специфические черты сына, она настаивает на его обучении в обычной школе, вступая ради этого в сексуальную связь с директором. Совсем юный Гамп становится свидетелем этой сцены и, видимо, понимает, что его место в классе «куплено». В то же время возможные последствия «материнской заботы» максимально сглажены, а неприязнь со стороны одноклассников обозначена лишь парой штрихов. Впрочем, как раз преследование школьных задир побуждает его научиться ходить без подпорок и даже бегать в знаменитой сцене «беги, Форрест, беги!». Так проявляется традиционалистское представление о закалке испытаниями, что неприемлемо в нынешних реалиях. В фильме издевательства сверстников делают героя сильнее, но в реальной жизни буллинг не приводит ни к чему хорошему, все наоборот.
Форрест всегда поступает так, как ему скажут. Практически все предложения со стороны принимаются им беспрекословно, включая членство в команде по бейсболу или пинг-понгу, службу в армии и последующее участие во вьетнамской войне. Далее следуют политические кампании и рекламные контракты — всюду Форрест оказывается идеальной боевой единицей, пареньком, не задающим вопросов и готовым бесплатно подписаться на что угодно. И самое главное, он преуспевает во всем. Спортивный чемпион, герой войны, наконец, мультимиллионер — успех приходит к герою благодаря бездумной исполнительности. Доведенное до крайности воплощение американской мечты тем больше раздражает публику, чем дальше эта мечта от обывателя в реальной жизни.
Взбудораженные актуальной политической повесткой зрители не готовы довольствоваться полутонами. С фабульной точки зрения фильм Земекиса просто упивается ценностями старой-доброй Америки. Жизненный уклад тихого алабамского домика подается как должное, а необычный ребенок хорош лишь поскольку он соответствует принятым нормам. Наиболее ярко это проявляется в намеренном противопоставлении судьбы Форреста и его возлюбленной, бунтарки Дженни. Хиппи, выступавшая против войны во Вьетнаме, богемная тусовщица позднее — она выглядит женщиной, бессмысленно потратившей жизнь, которую судьба в придачу наградила СПИДом за разгульную юность. Вообще, время американских перемен в 1970-е годы показано как враждебное, на контрасте с райским детством ранних 1960-х и успокоением 1980-х, когда к власти пришел президент Рейган. Фильм середины 1990-х, созданный во время максимального экономического благополучия «бумерской» Америки, утверждал святость неизменного порядка вещей и традиционных ценностей, символом которых стал простодушный добряк Гамп.
Как уже сказано, мать героя фактически продает себя ради блага семьи. С другой стороны, в обычной жизни она показана патриархальной домохозяйкой с предрассудками, неотъемлемыми от «житейской мудрости». Еще проблемнее образ Дженни, которую в детстве растлил отец, в результате чего она «закономерно» стала стриптизершей. Девушка ведет беспутную жизнь и лишена устремлений. Отказ выйти замуж за Гампа воспринимается как беда Дженни. Невинная в глазах героя, развратная в глазах мира — сильно изношенный образ роковой женщины. Сексуальная революция усилила важность расщепления образа мадонны-блудницы, заставив женщин, начиная с 70-х годов бороться с худшими аспектами обоих типажей. Тем более что в фильме нет альтернативной героини (мать Форреста на эту роль не подходит), или вообще другого значимого женского персонажа. Хуже только карикатурные проститутки, издевающиеся над Форрестом и его другом-калекой.
Утрированная сексуальная невинность героя помешала Земекису выстроить романтическую линию, которая так необходима хорошей голливудской истории. Сюжет требовал хотя бы некоторой откровенности в изображении интимных моментов, что конфликтовало с идеей об «особенностях» Форреста. Сексуальная жизнь саванта — скорее тема для артхаусного кино, нежели блокбастера от Paramount. В результате мы сперва наблюдаем героя в детстве, который узнает про связь матери с директором, в юности у него происходит неловкий петтинг с возлюбленной (в присутствии соседки по общежитию), и, наконец, еще через годы, Дженни как бы из жалости занимается с Форрестом сексом, чтобы наутро сбежать. А позже вернуться к нему с ребенком. Вскоре Дженни умирает от СПИДа, что порождает вопросы о здоровье новорожденного сына. Короче говоря, сегодня подобные, снятые на голубом глазу эпизоды, вызывают легкую оторопь.
Несмотря на вроде бы патриотически-консервативную подоплеку фильма, его исторический контекст весьма упрощен. Форрест Гамп как-то случайно участвует в ключевых для Америки событиях: новые на тот момент компьютерные технологии помогли поместить Тома Хэнкса в хроникальные кадры. Война, протесты, борьба за гражданские права — все это оставляет самого героя совершенно равнодушным. Как и встречи с чередой американских президентов или со знаменитостями: оказывается, именно маленький Форрест, танцующий на протезах, подсказал Элвису его движения на сцене, а Леннона Гамп натолкнул на сочинение великой песни «Imagine». И все это сегодня кажется несерьезным: драмы Америки оказались фоном простой и бесцельной жизни. «Форрест не делает заявления!», — пишут сегодня американские критики. Действительно, метафорой всего фильма можно считать эпизод, где Гамп оказывается на сцене хипповского митинга в Вашингтоне и должен толкнуть речь про Вьетнам, но какой-то старый вояка отрубил микрофон, поэтому из выступления не слышно ни слова. «Вот, что я могу сказать о войне во Вьетнаме», — невозмутимо резюмирует он. Когда герой отправляется на пробежку по Америке, за ним следуют «апостолы», убежденные, что его действия имеют политическую или философскую подоплеку. Но ничего подобного: парень просто бежит и просто устает, просто живет, а там, наверное, и просто умирает, без борьбы или идеи.
«История, увиденная глазами идиота, предстает идиотической», — в сердцах высказываются журналисты. Конечно, Форрест Гамп — не князь Мышкин. Однако здесь как раз можно увидеть политическую сатиру. Получается, что успеха в Америке может достигнуть только Иванушка-дурачок, а все ее марши, рекорды и войны не имеют смысла. И такой точки зрения «Форресту Гампу» сегодня не простят.
«Форрест Гамп» уже в прокате.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…