«Воскресение» по последнему роману Льва Толстого представили в Александринке в прошлом сезоне. Премьера Никиты Кобелева, главного режиссера театра, состоялась в январе на Новой сцене. А уже в мае постановка переехала на Основную, где Тихона Жизневского в главной роли заменил Виктор Шуралев. В этом сезоне Жизневский, разделавшись с долгосрочными съемками, вернулся в родные пенаты, и теперь в постановке задействованы два состава – до конца года они будут чередоваться.
Дамского угодника Митю, как его называют все вокруг, Тихон выводит праздным и скучающим аристократом, который даже общественный долг – участие в судебных заседаниях в качестве присяжного – берет на себя с большой неохотой. Нехлюдов, несмотря на возраст, ни с чем не сумел определиться: ни с профессией – службу давно забросил ради увлечения живописью, ни с любовью – необязательные интрижки он крутит сразу с двумя светскими дамами.
Очередное слушание воскрешает в его памяти события десятилетней давности: Нехлюдов узнает в обвиняемой в убийстве проститутке девушку, которую он соблазнил и оставил, сунув наутро ей в руки сторублевую купюру. Пока прокурор зачитывает выдержку из протокола о вскрытии – со страшными физиологическими подробностями, – перед глазами героя встают события той роковой ночи.
В «Воскресении» вообще все происходит везде и сразу: декорации, придуманные сценографом и костюмером Наной Абдрашитовой, представляют собой продольно разрезанный вагон, превращающийся то в зал заседаний, то в светскую гостиную, то в зарешеченную тюрьму, то в настоящий поезд. Сначала – в тот самый, за которым бежала Катюша Маслова (Мария Лопатина) в злополучную ночь, когда ее жизнь изменилась навсегда. Затем – в каторжный, арестантский, следующий многочисленными этапами в Сибирь. Кабины оборачиваются вокруг своей оси, съезжаются и разъезжаются. Русь, куда ж несешься ты?
Открываются двери, входят все новые люди – в постановку Кобелев включил героев «Крейцеровой сонаты» и «Отца Сергия» и даже «Записок сумасшедшего». Как будто мало страдальцев в одном лишь «Воскресении»!
Сложность машинерии оттеняют лаконичные, но броские костюмы. Акцент здесь, как и в романе Толстого, сделан на внутреннем, а не внешнем. И запечатанном порой так глубоко, что сразу и не поймешь первопричины.
Чем обусловлен интерес Нехлюдова к судьбе Масловой и столь резкая перемена в его характере? Искренним ли желанием получить прощение, которого он просит у нее, словно ребенок? Или уязвленным самолюбием, питаемым наивным и не выдерживающим никакой критики взглядом на жизнь? Митя давно вырос, но желаемого требует с характерным для маленького мальчика упорством и нетерпением. Мечтает он, несмотря на разнузданный образ жизни, о большой и чистой любви, а слезы воспринимает как обезболивающее для души, безотказно работающее только в детстве, когда кажется, что стоит только выплакаться как следует, и все непременно наладится.
Зритель ничего не знает про романтические идеалы его юности, но может догадаться о них – по вскользь брошенным словам, эмоциям, пластике. Тихон гуттаперчив и податлив – и когда жизнь наконец дает пощечину его герою, последствия этого удара видны невооруженным глазом (хотя в некоторые моменты на помощь приходят видеоинсталляции, и это становится отдушиной для дальних рядов: как показывает успешная кинокарьера Жизневского, крупные планы – его родная стихия).
Во-первых, он не способен узнать свою милую Катюшу в прожженной Масловой, которая курит, пьет и без зазора берет у него деньги. Во-вторых, она сама его не щадит, называя вещи своими именами: и себя открыто – продажной девкой, и его – негодяем, возжелавшим воспользоваться ею дважды. И в земном царстве, и в небесном. Слова об искуплении за чужой счет звучат даже чересчур резко, особенно с театральной сцены, но все же соразмерно совершенному поступку.
Чувствуя вину за судьбу другого, Нехлюдов не может не думать о крови на своих руках – не столько гуляки-купца, сколько собственного ребенка, сгинувшего в воспитательном доме. Но вот Маслова приоткрывает дверь в чуждый ему мир, и героя с головой затягивает в черную воронку. Митя мрачнеет лицом, и небрежная манерность слетает с него в мгновение ока. «Вам, кажется, нехорошо?» – вежливо интересуются у князя окружающие, пока земля уходит из-под его ног.
Перемена в мировоззрении, впрочем, только укрепляет его решительность. И здесь впору цитировать Фауста, жарко спорящего с Мефистофелем: «Меня убивают страдания этой единственной, а его успокаивает, что это участь тысяч».
Участь тысяч проговаривается артистами, которые за три часа успевают сменить по несколько ролей. В первом акте звучат пронзительные разговоры о тяготах женской доли. Во втором к ним добавляется мужская агония – в силу времени и обстоятельств накладывающая отпечаток и на их безвинных близких. Нехлюдов в эти моменты теряется, перестает быть главным героем, отстраняется от собственного горя, хотя определенно сопереживает чужому. Прозрев, он не в силах развидеть беды и несправедливости, и сложно сказать – это он проходит сквозь галерею людских тягот или они позволяют ему пройти сквозь себя.
К кому Нехлюдов точно прислушивается – так это к почившей матери, которая здесь выступает в качестве его внутреннего голоса. Ольга Белинская то призывает его сбежать за границу (в Рим через Стамбул!), то сетует на безразличие наследника к старому имению, на содержание которого у того нет ни времени, ни сил, ни желания. Митя беспокойно отмахивается, но в глубине души понимает, что избавиться от фантома не сможет. Единственный способ избежать очередной встречи – забыться сном. Тяжелым, мертвым, максимально далеким от понятия воскресения.
Если кто в спектакле и обретает шанс на новую жизнь, так это Катя – Маслова стараниями Нехлюдова вырывается с социального дна, откуда обычно нет выхода. Она не только примиряется с прошлым, но и демонстрирует куда большее великодушие, избавляясь от разъедающей душу ненависти, прощая своего обидчика и не желая портить ему жизнь. В этой сцене за преувеличенно грубыми и вульгарными чертами проступает все та же детская трогательность, которая наконец разрешает сомнения Мити. И одновременно разбивает его надежды.
Евангелие в этой версии не покидает рук английского миссионера, сломленный же Нехлюдов остается наедине со своими грустью и стыдом. А еще с миром, где так сильно привыкли к обману, что не верят в саму возможность счастья, совесть усыпляют всеми мыслимыми способами, а спасения ищут, уже шагнув в пропасть. С другой стороны, перерождение всегда выглядит как смерть. А о неопределенности судьбы человеческой писал и сам Толстой: «Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее».
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…