Кино

«Волчок»: Лубочный истерн о боях кулачных да дружбе мужской

Российская империя, рубеж XIX и XX веков. Юный дворянин Ваня (Марк-Малик Мурашкин) остается сиротой: когда-то его матушка отдала Богу душу, а теперь и батюшка за нею последовал. Не успел мальчик родича схоронить, как явился откуда ни возьмись дядя с темным прошлым (Даниил Воробьев), намеренный стать опекуном сиротки и продать фамильные виноградники на Кавказе. Для этого, правда, нужно письменное согласие Вани. Но Ваня давать его не желает. И пускается в бега, завербовав в телохранители помятого кулачных дел мастера по кличке Волчок (Евгений Ткачук). Странная парочка направляется в Нижний: там паренек планирует укрыться у папиного товарища (Сергей Маковецкий). А по пятам его спешат киллеры, так что легкого пути не предвидится.

Как бы мы ни ворчали на засилье сказок в отечественном прокате, свою кассу они собирают исправно, поэтому просто признаем: волшебные сюжеты с нами надолго. На первый взгляд, может показаться, что «Волчок» обитает примерно в тех же степях, – с его буколическим визуалом, четким разделением зла и добра, общей лубочностью, простонародным обаянием и пасторальной романтикой. Однако ни Кощея, ни Яги, ни болтливых зверей тут не найти, и за вдохновением режиссер Константин Смирнов («Жуки», «Телохранители») явно наведывался к другому колодцу. В котором отражаются славные советские истерны и приключенческая классика вроде «Индианы Джонса» и «Железной хватки». Да и рейтинг у «Волчка» не особенно детский и сказочный – 16+. Хотя кино, конечно, самое что ни на есть безобидное, с практически бескровными драками и героем сродни русским богатырям: неунывающим и неубиваемым.

Боец в разухабистом исполнении Ткачука – пламенный мотор фильма, спонсор разбитного шарма и юмора. По заветам бадди-муви сперва они с Ваней собачатся, как и положено антиподам: барчук требует еду из вагона-ресторана, ночевать собирается исключительно в отелях, кличет спутника сударем и настаивает, что дворянам драться не пристало. Спутник же учит тепличного вьюношу уму-разуму и на деле доказывает, что кулаком и добрым словом добиваются большего, чем просто… Ну, вы поняли. В процессе они обязательно сблизятся и станут друзьями, а напускная ершистость обоих окажется маской, за которой таится боль, у кого физическая, у кого духовная. Здесь без сюрпризов. Но «Волчок» и не пытается переписывать правила игры либо притворяться «нашим ответом» чему бы то ни было. Он нацепляет хулиганскую ухмылку, встает в стойку и честно развлекает, не забывая мимоходом напоминать о том, что страх надобно загонять в кулак, а победа над собственными тревогами равна победе над любым неприятелем.

В сущности, это чистый комикс, где Даниил Воробьев хищно играет скользкого мерзавца с моноклем, а другой мерзавец, еще более скользкий, но тщательно скрывающий гнусные намерения, до последнего прячется под овечьей шкурой, чтобы под занавес выйти из сумрака с элегантностью главного босса. Если похороны – то, разумеется, под дождем. Если кто замышляет недоброе – то, естественно, дядюшка, наследник Шрама из «Короля Льва» и Фрэнка из «Восставшего из ада». Если герой получает раны, не совместимые с жизнью, то в критический миг в нем непременно включится резервный источник питания, и он снова ринется в бой. Еще тут есть неотразимая охотница за головами (Юлия Хлынина), отряд колоритных антагонистов на втором плане (Кирилл Полухин со шрамом! Андрей Смоляков с сережкой!) и серия, собственно, рукопашных боев, где тоже припасен свой архивраг – устрашающей комплекции турок.

Чего в «Волчке» нет, так это полутонов, да они ему и не требуются – в отличие от недавнего «Франкенштейна». Злодеи злодействуют, герои геройствуют, а серую силу, ту самую охотницу за головами, тоже тянет на светлую сторону: к чему психологические тонкости, когда в нужный момент можно заставить кого-то обменяться смачными оплеухами, ввернуть пару неуклюжих, но приятных шуток про классовые различия и, главное, черпать без лимита природных красот, что разливаются в кадре на волнах Волги-матушки. Странствия по Поволжью с финальной остановкой в Нижнем придают «Волчку» размах, разудалую вольность, в которую отлично вписываются экшен-сцены с гонкой на бричках и погоней за поездом на аэроплане. С широтой русской души у фильма порядок, хотя не помешало бы погуще насыпать ярмарочного веселья, карнавального безумия, где как раз пригодился бы коварный персонаж Воробьева – развернуться по полной Даниилу, к несчастью, не дали.

Но в любом случае звоночек однозначно оптимистичный. Бодрое зрительское кино, не спекулирующее на избытых сюжетах и образах, а разрабатывающее самостоятельную идею в формате зрелищного роуд-бадди-муви, – ценный экземпляр, заслуживающий почтительного обращения. Не все ж одному Андрею Богатыреву реинкарнацией истерна заниматься, в самом-то деле. Достойный жанр совсем, было, приказал долго жить, но не перевелись еще энтузиасты, которые время от времени поднимают его с колен. И если бы однажды эта баллада с разбитыми костяшками обзавелась продолжением, все бы только выиграли. Можно было бы и новые боевые искусства освоить, и другие регионы покорить (даешь «Волчка» на Алтае!), и свежими лицами каст разукрасить, благо талантливыми артистами воистину земля русская полнится. А развлекательные, в меру воспитательные истории нынче – что котику сметанка: похвальное дело, как ни крути.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Ландыши. Такая нежная любовь» – лауреат премии «Креативные индустрии-2025»

В Зарядье прошла торжественная церемония награждения пятой Российской национальной премии в сфере креативных индустрий. В номинации «Импульс воздействия» победу одержал…

15 часов назад

«Голубая луна»: Барный стендап Итана Хоука, опьяненного красотой

1943 год. Полыхает Вторая мировая, а в элитном ресторане в Нью-Йорке яблоку негде упасть. Только что прогремела премьера мюзикла «Оклахома!»,…

16 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Самые ожидаемые фильмы декабря

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах перед Новым годом. «Шальная императрица» Три подружки смеха…

18 часов назад

«Идиоты»: Нереальность реального в МХТ имени Чехова

  На Малой сцене МХТ имени Чехова свою вторую режиссерскую работу представил Сергей Волков. Первая, тоже по Достоевскому, случилась двенадцать…

24 часа назад

Сериалы декабря, которые стоит увидеть

На ТВ и онлайн-платформах стартует зимний сезон. Какие новинки малых экранов заслуживают вашего внимания – в гиде «КиноРепортера» по самым…

2 дня назад

«Метод исключения» Пак Чхан-ука: Корейцы гибнут за бумагу

Крупный специалист в области производства бумаги теряет высокооплачиваемую должность вследствие сокращения на заводе, где он верой и правдой служил много…

2 дня назад