В этом году Летние балетные сезоны впервые в истории стартовали не с «Лебединого озера». Замена, впрочем, вышла уместной: постановка Андрея Петрова «Война и мир» в редакции Константина Иванова и в исполнении марийской балетной труппы справляется сразу с несколькими задачами. Удивить визуальными решениями. Поразить размахом. Напомнить о важных страницах истории. Наконец, подарить зрителю настоящий праздник искусства.
Четыре тома толстовской эпопеи уложились в два часа действия. При этом ключевые сцены остались на месте, а сверяться с либретто совершенно необязательно: здесь все понятно без слов. Более того, определенные метафоры словами и не выразить. Вот в Санкт-Петербурге веселятся с широко закрытыми глазами, пока над родным отечеством сгущаются тучи. Вот звучит единственный выстрел – и оглушительным он тоже оказывается из-за мирного времени, покой которого так грубо нарушает. А вот Наполеон танцует с самой Войной, с легкостью соблазнившей его на дальний поход.
Намеренную театральность подчеркивает антураж: место находится пышным балам и светским гостиным, императорским аудиенциям и жестоким боям. Продолжением анфилад становятся видеоинсталляции, однако все чаще тяжесть золотых потолков сменяет синева неба. Реальные декорации тоже присутствуют – французский император передвигается на санях с именным вензелем, а солдаты выкатывают из-за кулис пушку, при виде которой внутри все сжимается.
За красочность отвечают костюмы – нарядные платья-туники и мундиры всех цветов, блеск украшений и холодного оружия, которое офицеры обнажают, чтобы сразиться с врагом или эффектно открыть шампанское. Сабраж соседствует с деревенскими развлечениями, а вместе с попом на поле боя приходит мулла – чтобы помолиться за победу над общим врагом.
Картины постоянно сменяют друг друга. «Слишком быстро», – перешептываются в зале, но в этой стремительности заключены и быстротечность самой жизни, и исчерпывающие факты. Ощущение, что сама история России оживает на глазах, – с горестями и радостями, победами и поражениями, лютым холодом и жаром трескучего огня. Грандиозность постановки подчеркивает переработанная музыка Вячеслава Овчинникова, та самая, из бондарчуковской эпопеи, и хоровые вставки.
В исполнении артистов восхищают легкость и отточенность движений, сложные поддержки и безупречные «гран жете», «ассамбле»,«па де ша». Кажется, что в воздухе герои проводят больше времени, чем на земле, хотя припадать к ней в минуты отчаяния и тоски им тоже приходится.
И пожалуй, сильнее всех в галерее персонажей выделяются холодная и блистательная Элен Курагина (Светлана Сергеева) и Пьер Безухов (Артем Васильев), чьи трогательность и старательность мгновенно располагают к себе. Хотя, конечно, своих любимчиков каждый волен выбирать сам. В конце концов, все они оказываются частью мозаики, составляющей этот исторический балетный блокбастер.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…