Кино

Запретный плод: Кинематограф КНДР

Культура Северной Кореи и ее фильмы до сих пор остаются для многих белыми пятнами на карте, и их предпочитают просто игнорировать. А зря! «КиноРепортер» решил наконец пролить на них чуть больше света.

Кинематограф в Корее возник в 1920-х, когда страна изнывала под колониальным гнетом Японии. Техническое исполнение картин тех лет оставляло желать лучшего, истории не впечатляли, а любые попытки авторов протестовать подавлялись мощным аппаратом цензуры. Тем не менее порой появлялись ленты, отражавшие реальную жизнь людей – например, «Ариран» (1926), который в КНДР показали только в 2003-м.

Все изменилось после капитуляции Японии во Второй мировой. В 1948-м образовались Республика Корея (Южная) и Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная), и в обоих государствах сразу начал развиваться кинематограф. И конечно, он не мог не реагировать на продолжение политической борьбы, вылившейся в корейскую войну 1950–1953 годов. Так одной из главных тем северокорейского кино стала патриотическая, что подпитывалось мечтами о светлом социалистическом будущем.

Фото: Эрик Лаффорг/ТАСС

Именно поэтому в КНДР весьма активно снимались идеологически окрашенные картины, призывавшие к верности правящей Трудовой партии и вождю (этот кинематограф назывался чучхе – в честь доминирующей идеологии). В первую очередь Ким Ир Сену, который руководил страной в 1948–1994 годах.

Как и Владимир Ленин, он считал кино важнейшим из искусств, ездил на съемочные площадки и усиливал партийный контроль за созданием фильмов. В 1973-м Ким Ир Сен изложил свои соображения насчет революционной роли кинематографа в трактате «О киноискусстве», а в 1990-х и сам стал героем произведений с названиями вроде «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен будет жить вечно».

Его сын и преемник Ким Чен Ир тоже слыл завзятым синефилом и засиживался в собственном кинотеатре за просмотром не только национальных, но и западных картин – от «Звездных войн» до бондианы. Рядовым корейцам смотреть их запрещалось, хотя в 1990-х в стране расцвел черный рынок, на котором всплывали громкие новинки типа «Титаника».

Ким Чен Ир так страстно любил кинематограф, что в 1978-м даже похитил южнокорейского постановщика Син Сан-ока, дабы тот трудился на благо народа КНДР. Пусть и подневольно, но тот внес весомый вклад в расширение жанрового разнообразия местной продукции: Син Сан Ок снял патриотический фэнтези-эпик «Пульгасари» (1985) о монстре наподобие Годзиллы, который защищал мирных жителей от угнетателей. Боевик «Хон Гиль-дон» (1986) о бесстрашном воине, оберегавшем граждан от кровожадных японцев и подлых бандитов, – тоже его рук дело.

Творчество Син Сан-ока, который в итоге сбежал и успел поработать в США, убедило северокорейские власти, что кино должно не только развивать идеи революционного воспитания – еще ему надлежит оставаться развлекательным зрелищем. Недаром музыкальная мелодрама «Любовь, любовь, любовь моя» (1985) того же Син Сан-ока обрела такую популярность в народе.

Между прочим, именно там впервые в истории КНДР на экране изобразили поцелуй. Под любовью же подразумевались нежные чувства мужчины к женщине, а не классическая преданность партии. Кадры с героями картины зрители робко вешали рядом с портретами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а идеологические посылы с тех пор заворачивались в ленты широкого жанрового диапазона.

Романтическая комедия «На зеленом ковре» (2001) о праздничных гуляньях в честь юбилея Трудовой партии (по степени пропагандистского воздействия некоторые сравнивали фильм с творениями Лени Рифеншталь) даже побывала на Берлинском и Московском кинофестивалях. А «Товарищ Ким отправляется в полет» (2012) о девушке-шахтере, мечтающей стать акробаткой, гостил в Торонто.

Последний, кстати, стал первым опытом сотрудничества КНДР с западными кинематографистами (из Бельгии и Великобритании). «Северокорейская сторона отвечала за сценарий, актеров, команду и музыкальное сопровождение, а западные партнеры предоставили оборудование и взяли на себя ответственность за постпродакшен» – гласит заявление на сайте проекта.

Процветало в КНДР и кино для детей и юношества, что неудивительно, ведь прививать верность партии подрастающим поколениям нужно с пеленок. В «Дневнике школьницы» (2007) девочка-подросток пытается понять, почему папа вечно где-то пропадает, игнорируя домочадцев. И в результате осознает, что сию жертву он приносит ради великого будущего корейского народа.

Интересно, что в 2016-м эта картина в числе десятка прочих, ранее вышедших в кинотеатрах и на ТВ, была запрещена, так как отражала северокорейские реалии уж «слишком хорошо». А родителям-вредителям, показывающим детям «отмененные» ленты (прежде всего голливудские и южнокорейские), сейчас светит полгода в исправительном трудовом лагере.

Снимали в КНДР и шпионские триллеры вроде «Дело закрыто» (2011) о борьбе бравых корейских разведчиков с коварными японскими лазутчиками. И мультфильмы – долгоиграющий сериал «Бурундук и ежик» (1977–2012) с массой политических аллегорий повествовал об отстаивании лесными зверятами мирной жизни на Цветочном холме. И производственные драмы в широком ассортименте, герои которых – честные работяги, старательно выполняющие свой гражданский долг на заводе, в поле, в армии, конструкторском бюро…

С одной стороны, в таких наивных агитках нет ничего крамольного. Несколько существующих в КНДР компаний во главе с основанной в 1947-м Корейской киностудией защищают самобытность национального кино от зарубежных веяний, прославляют трудовые подвиги и вдохновляют жителей на служение обществу.

Кадр из мультсериала «Бурундук и Ежик»

С другой – истинный патриотизм проявляется в сравнении. В возможности выбирать. Когда не запрещено смотреть произведенные в чужой стране фильмы, но все равно предпочитаешь свое, родное, ибо искренне считаешь это единственно верным. У северокорейцев подобного выбора нет. И патриотизм многих из них зиждется на банальном страхе из-за карательных мер. Так, в прошлом году двоих подростков в возрасте 16 и 17 лет расстреляли за просмотр и распространение лент из Южной Кореи.

Нынешний лидер страны Ким Чен Ын активно ограждает свою вотчину от внешних влияний, к тому же его жена Ли Соль Чжу – певица, поэтому развитию музыкального искусства ее супруг уделяет куда больше внимания, нежели кинематографу.

Предпоследний игровой фильм КНДР, драма «История нашего дома», вышел в 2016 году. Затем в 2019-м сняли еще две документалки. И все затихло до 2022-го, когда в местном прокате появилась первая за 6 лет художественная картина «Один день, одна ночь» о женщине – ветеране войны, которая раскрыла антиправительственный заговор. Параллельно по ТВ продолжался сериал «Последний единорог» о звезде настольного тенниса Пак Юнг-суне.

Кадр из фильма «Хон Гиль-дон»

Информацию о происходящем в северокорейском кинематографе приходится черпать буквально по крупицам. И уж точно нигде не найти данных об успехах фильмов в прокате. Вдобавок заглох Пхеньянский международный кинофестиваль, в 2021-м отмененный из-за пандемии. А ведь в 2018-м сразу несколько его наград завоевал российский «Салют-7»!

Сейчас сложно поверить, что когда-то на этом фестивале презентовали «Мистера Бина», а по центральному телеканалу крутили спортивную мелодраму «Играй, как Бекхэм» с юной Кирой Найтли. Еще труднее предсказать, что ждет северокорейское кино в будущем. Ким Чен Ыну всего 39 лет, так что, вероятно, в ближайшие десятилетия кардинальных перемен не будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Олененок»: Стендап, абьюз и сталкинг в самом вирусном сериале весны

Парень по имени Донни Данн (Ричард Гэдд) – классический лузер. Ни девушки у него нет, ни приличной работы, ни собственной…

7 часов назад

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

23 часа назад

Театр наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Год…

1 день назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

1 день назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

1 день назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

1 день назад