Статьи

Vodka, balalaika, perestroika, rusploitation: 9 штампов о русских в кино

В «Амедиатеке» и на HBO показали мини-сериал «Чернобыль» — один самых аутентичных в плане картинки голливудских проектов о жизни в Советском Союзе. Однако обычно западные кинематографисты показывают Россию с помощью набора стереотипов. Ближайшим примером вероятно станет новый экшн Люка Бессона «Анна», рассказывающий о русской модели, ставшей шпионкой. Уже в его трейлере можно увидеть вечную зиму, меховые шапки и повсеместные гипсовые бюсты Ленина.

Такой — страной шапок-ушанок, водки и снега — Россия часто предстает в кино. Впору говорить о существовании отдельного подраздела эксплуатационного кино «русэксплуатейшн» — по аналогии с сексплуатейшнами, капитализирующими тему секса, или блэксплаутейшнами, живописующими жизнь афроамериканцев. Хотя поджанр и редко встречается в чистом виде (примером этого можно назвать клип Basement Jaxx — Take Me Back to Your House), его элементы легко обнаруживаются во многих фильмах. 

«КиноРепортер» вычленил главные штампы русэксплуатейшна, для чего перебрали весь урожай развесистой клюквы в голливудском кино — от «Красной жары» до «Красного воробья».

Вечная зима

Общеизвестно, что Россия — это полюс холода, зима здесь не прекращается никогда. По снегу, выпрыгнув из бани, бежит за преступником едва одетый капитан милиции Иван Данко (Арнольд Шварценеггер в «Красной жаре»). Когда агент Джейсон Борн (Мэтт Дэймон в «Превосходстве Борна») приезжает в Москву, также идет снег (хотя деревья на бульваре уже покрыты листвой). 

По колено в сугробах бредет за сенсационными снимками приехавший в СССР журналист Гарет Джонс (Джеймс Нортон из «Гарета Джонса»), по ним же бегает на тренировке бывшая балерина Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс из «Красного воробья»). Потом ее отправляют в Будапешт и наступит весна — приближение к Западу топит лед.

Мех

Этот пункт непосредственно связан с предыдущим: от пронизывающего холода героев может защитить только шуба — в нее, например, одевается на задание Анна из фильма Бессона. Если шубы нет, мехом оторочены лацканы или рукава пальто (например, у пианистки Марии Юдиной в исполнении Ольги Куриленко в «Смерти Сталина»). Мужчинам, как правило, шуба не полагается — им приходится довольствоваться меховыми шапками.

Суровость

Видимо, из-за плохого климата, русские люди очень суровы. Это справедливо как в отношении мужчин, например, капитана Данко, агента Ильи Курякина (Арми Хаммер в «Агентах А.Н.К.Л.») или тушащего окурок о язык бандита Николая (Вигго Мортенсен в «Пороке на экспорт»), так и женщин — Черная вдова (Скарлетт Йоханссон в «Мстителях») и Эвелин Солт (Анджелина Джоли в «Солт») тому подтверждение. Но такая суровость, которая подчеркивается немногословностью и прямотой, часто не мешает русским быть хорошими ребятами с добрым сердцем и даже чувством юмора (своеобразным).

Военная форма

Советскую, а затем российскую военную форму на экране носили несколько десятков голливудских звезд первой величины — если говорить только о фильмах, вышедших с 2010 года, это Том Круз и Саймон Пегг Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Джеймс Макэвой («Атомная блондинка»), Джейсон Айзекс («Смерть Сталина») Шарлотта Рэмплинг, Джереми Айронс и Дженнифер Лоуренс («Красный воробей»), а кроме них, бесчисленное множество безымянных статистов. Любовь к переодеваниям в российских военных в голливудском кино так сильна, что впору заподозрить его в фетишизме.

Кириллица

Россия — страна загадочная и сложная, со своим особым языком. Кириллица как символ этой непостижимости появляется во многих фильмах — но так, что русскому человеку надписи на ней не понять. Хрестоматийным примером является паспорт агента Борна на Фому Кинаева — его имя написали кириллицей, просто набрав английский вариант на русской раскладке клавиатуры.

Больше в Голливуде столь заметных промахов не совершали, и теперь развлекаются малым — реверсным написанием латинских букв, ведь с ними все сразу становится русским. Они появлялись еще в титрах «Красной жары» (из-за чего фамилия Шварценеггера становилась абсолютно нечитаемой), а затем были в «Смерти Сталина» (на афишах «А» превратили в «Д») и на постере «Анны» (где за этим хотя бы можно предположить художественный замысел).

Водка

 

Если национальную идею России уложить в одном слове, это будет водка. На вопрос, как в СССР справляются со стрессом, капитан Данко отвечает: «Водка». Будто подтверждая его тезис, ее в разных ситуациях пьют все русские герои — например, космонавт Лев Андропов в ушанке (Петер Стормаре в «Армагеддоне»), что не мешает ему исполнять свои обязанности на МКС. Разумеется, пить водку просто так нельзя — надо чокаться и поднимать тост «За здоровье», как делают и американцы русского происхождения Майкл Вронский (Роберт де Ниро) и Никанор Чеботаревич (Кристофер Уокен) в «Охотнике на оленей» Майкла Чимино — а там, глядишь, и Мэрил Стрип под «Катюшу» станцует.

Секс за отечество

Кроме водки и нефти, одним из главных идущих на экспорт (в том числе в мировое кино) ресурсов России являются красивые женщины. Анна, Доминика Егорова, Наташа Романофф и Наташа Чехова (она же Эвелин Солт) прекрасны и опасны.

Неудивительно, что одним из орудий борьбы с мировым злом для них становится соблазнение — бывших балерин Черную вдову и Доминику Егорову этому мастерству обучали, например, в специальных лагерях (не исключено, что в одном и том же). С помощью декадентского разврата журналистов заставляют писать в интересах СССР в «Гарете Джонсе» — вот уж где настоящий эксплуатейшн.

Дорого-богато (или очень бедно)

Местом действия большинства фильмов о России — даже если они снимаются за ее пределами — становятся дворцы с позолоченной лепниной, мрамором, бархатом и росписью. Такие барочные интерьеры можно увидеть в Большом театре, в котором выступает Доминика Егорова, или в гостинице «Националь», куда советские власти селят журналиста Гарета Джонса. Вместе с тем окружающая эти острова вычурности Россия — это покосившиеся избы или унылые типовые многоэтажки, грязь, разруха и бездорожье.

Коммунистическое прошлое (и настоящее)

Появление серпа и молота на афише «Красной жары», снимавшейся во время Перестройки, или в фильмах, действие которых происходит в СССР, неудивительно: красные стяги и портреты Ленина — слишком известный бренд, чтобы ими пренебрегать. Но советское прошлое не оставляет Россию и сегодня. Откровенно тоталитарные практики и риторика обрамляют сюжет «Красного воробья», бюсты Ленина можно увидеть и в трейлере «Анны» (на фото).

Сериал «Чернобыль» доступен в видеосервисе «Амедиатека».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад