Кино

Владимир Машков – о счастье, театре и схватке с самим собой

Его портрет украсил первую обложку «КиноРепортера» 5 лет назад. Тогда же, в 2018-м, он возглавил Театр Олега Табакова, что было одновременно неожиданным и многообещающим. В уходящем году у Владимира Машкова юбилей, но итоги подводить еще рано – у талантливого актера, режиссера и педагога еще масса планов. Однако о новых постановках всегда есть повод написать – театр под руководством Владимира Львовича регулярно балует зрителей громкими премьерами. К 60-летию народного артиста РФ собрали его мысли о себе, о жизни и профессии.

  • Аура, что я какой-то злой и суровый, меня преследовала всегда. Буйный я был в молодости. Так складывались обстоятельства: искал себя, хотел взять мир за грудки. Был достаточно эмоциональным парнем и на многие вещи реагировал очень остро. Так как я родом из Сибири, то всегда считал драку естественным решением в любом мужском конфликте – если уж на словах договориться не получается. Педагогам пришлось постепенно учить меня быть поспокойнее, за что я им очень благодарен. Сейчас всегда контролирую себя и думаю, стал от этого только счастливее.
  • Я считаю, что каждая пьеса и вообще литература прежде всего исследует природу страха. Любовь видоизменяется. Когда с нами вера, надежда и любовь – это лучший вариант развития событий. А обыденный – это страх: страх за любимого, страх потерять любовь. Большая часть жизни человеческой – это борьба со своими страхами, поэтому и большинство историй скорее об этом.
  • Я научился не бояться заранее. Как говорил мой дед: «У тебя перед смертью будет несколько секунд, когда ты сильно испугаешься, поэтому зачем делать это сейчас?» В нашей профессии приходится всегда таскать за собой чемодан неприятностей. Обычно люди стараются оставлять свои проблемы в прошлом, а актерам приходится их удерживать в себе. Потому что в кино приходиться умирать, веселиться, страдать и любить за другого человека. Это все непросто.

  • Меня вообще трудно напугать. От страхов я избавился еще в юности. В театральной среде мне комфортно – все люди адекватные, профессиональные, со многими работал, с некоторыми дружил. Даже не ожидал, что в театре мне будет так же хорошо, как и в кино.
  • В России зритель недоверчивый, он внимательно смотрит. Зато, если он доверился, если мы добрались до его души, тогда он отвечает любовью. Вижу иногда моменты, когда пробуждается что-то. Да, театр – это какая-то миссия. Миссия – воодушевлять.
  • На сцене нет дублей, артист должен здесь и сейчас органично действовать и верить в каждое свое психофизическое действие. Только так зритель сможет поверить в то, что происходит с героем, что он чувствует и как развивается в течение всего сюжета. Именно поэтому мы говорим о непрерывности существования артиста на сцене. Такое может быть только в русском психологическом театре.
  • Постоянный поиск ответа на вопрос, зачем тебе то, чем ты занимаешься, означает, что ты заряжен и вовлечен. Поэтому бросить все – да, хочется регулярно, заняться чем либо другим – нет.
  • Артисты – очень земные люди. Есть мнение, что они живут в каких-то особых мирах, витают в облаках. Но нет, это миф. Профессия актера – это марафон, а деятельность наша очень конкретна. Ты не можешь на сцене парить в небесах, потому что в этот момент у тебя в руках может оказаться настоящий нож, а рядом горло человека, твоего партнера. Артист – это жесткий контроль. Он, как властелин сцены, должен контролировать все процессы здесь и сейчас.
  • Что такое успех? Это побочное явление правильных действий.

  • Талант – это уникальный дар, его надо внимательно взращивать. Ведь волшебник не тот, кто может превращать свинец в золото, а тот, кто может разглядеть в человеческом теле душу и заставить ее расцвести.
  • В живом театре не может быть традиции. У живого нет традиций. Вы не можете сказать, сколько яблок должно быть на дереве традиционно. Девять? Сто? А может, ни одного? Театр – живое дело, это не кино, где я могу сказать: «Стоп, еще дубль». Каждый раз артисты должны находить живое общение с партнером. Каждый спектакль – открытие. Сделать открытие традицией? Это абсурд. Традиция у нас одна – живой театр.
  • Театр был задуман для того, чтобы быть с людьми в самые разные и в самые сложные моменты жизни. Когда нет места для каких-то чувств, кроме, допустим, страха, который парализует человека и не дает ему жить. Бесспорно, в театре можно получить маленький ключ к надежде, вере и, в итоге, – к любви.
  • Наша сцена не терпит любителя, она его раздавит. Мы определили качества профессионала, перечислю самые важные. Внимательность, ответственность, работоспособность, целеустремленность, обучаемость, предприимчивость, стрессоустойчивость, самоконтроль, предупредительность, любознательность, коммуникабельность, осведомленность, желание сотрудничать. Проверять себя на наличие этих качеств стоит любому профессионалу и любому профессиональному коллективу. Когда они есть, дело делается.
  • У меня нет рекомендаций людям, которые не любят воздух того места, где они родились, не любят звук русского слова, не любят нашу чувственность. Русские люди никогда не были подлыми. Могли быть убежденными в одной идее, могли заблуждаться. Но это было искренне. Есть и те, кто готов продать все на Родине, чтобы купить что-то «там». Все мечтают о гробах с карманами, но с собой ничего не унесешь. А война с лицемерием и злом всегда шла, идет и будет продолжаться.

  • Человек все время за что-то с кем-то борется. Но, наверное, одна из самых сильных битв идет у нас внутри. Схватка с самим собой, со своими чувствами, мыслями, желаниями или нежеланиями. Вокруг нас все божественным образом синтезировано, мы живем в постоянном взаимодействии с миром, с людьми, с обществом. Это схватка за жизнь.
  • Сам я с собой не спорю. И вообще не спорю. С годами у меня выработалось: если поступает какое-то предложение или происходит какое-то событие, я не принимаю это и не отвергаю. Я разбираюсь в этом внимательно. Не хватаюсь за шаблон, штамп, – нет, это не нужно! – а пытаюсь разобраться и рассмотреть чужую точку зрения.
  • Счастье – вещь мимолетная, поэтому нужно уметь ловить эти мгновения, и я смог этому научиться. Хорошо себя чувствую, только когда максимально внимателен к окружающему миру.
  • Для меня возраст – это прежде всего обретенный опыт. Хочется верить, что чем старше я становлюсь, тем мудрее. Да и глупо как-то переживать по поводу того, что ты изменить не в силах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад