Солнечное и на удивление теплое для середины осени утро. Всего шесть минут прогулочным шагом от нашей редакции — и вот мы уже на улице Чаплыгина у доходного дома братьев Грибовых, который в 1910–1912 годах построил архитектор Густав Гельрих. Уже много лет здание является не только памятником архитектуры, но и Меккой для любого театрала — здесь играет свои спектакли легендарная «Табакерка», сменившая недавно название на Театр Олега Табакова (ТОТ). В этом году его возглавил Владимир Машков, на встречу с которым мы и пришли.
***
Великий актер, режиссер и педагог Олег Табаков ушел от нас 12 марта и — хотя для близких это не было неожиданностью (он долго и тяжело болел) — так и не оставил пожелания насчет преемника. Впрочем, вдова Олега Павловича, актриса Марина Зудина, призналась, что испытала огромное облегчение, когда менее чем через месяц во главе театра и табаковской актерской школы встал Владимир Машков. По словам Зудиной, у учителя и ученика была очень человеческая, душевная связь.
Их встреча стала решающей в судьбе Машкова. В середине 80-х Табаков поверил в проблемного молодого провинциала, которого только что исключили за буйный нрав из Школы-студии МХАТ, и взял под крыло на свой курс. Кстати, в ту же мхатовскую школу будущую звезду взяли тоже не сразу: «На прослушивание я явился в весьма необычном виде: спортивный костюм, усы, длинные волосы, фикса, — с усмешкой вспоминает Владимир Львович. — Ну что поделать? Модно тогда так было в моем родном Новокузнецке. Девчонки были без ума…»
Это сейчас кажется, что более харизматичного артиста в стране назвать трудно, а тогда были самые разные мнения: «Один очень известный актер и режиссер, сидевший в комиссии, внимательно посмотрел на меня и сказал: „Молодой человек, вы никогда не будете сниматься в кино. У вас очень близко посажены глаза“. Я тогда просто обалдел», — продолжает Машков.
В труппу «Табакерки» Машков был принят в 1990 году, где первой большой ролью стал 70-летний Абрам Шварц в спектакле «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Позже были ставшие легендарными «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер», в которых вместе с ним блистали Евгений Миронов и Андрей Смоляков. Владимир буквально ворвался в московскую театральную и культурную жизнь — стремительно и, как оказалось, навсегда. Уже в 1996-м ему было присвоено звание заслуженного артиста РФ.
***
Проходим по уютным театральным коридорам. Владимир Львович уже «на посту» — работает в своем кабинете. Правда, своим это помещение для него еще в полной мере не стало: слишком много дел, чтобы заниматься перестановками мебели. Единственное, что появилось тут с появлением нового худрука, это спортивный тренажер. Нечасто встречаемый атрибут в резиденции начальника, но на фитнес-залы опять же нет времени.
Вот и сегодня, как всегда, день расписан практически поминутно — встречи, совещания, репетиции… А ведь Машков по-прежнему востребованный актер: только в начале октября вернулся из Ниццы, где снималась авантюрная комедия Романа Прыгунова «Миллиард», а до этого он был в Узбекистане на съемках сериала Карена Оганесяна «Медное солнце». В первом ему досталась роль банкира, во втором — дирижера военного оркестра.
«Добрый день, — приветствует нас как всегда с виду хмурый Машков. — Сейчас быстро сбегаю перекурить и приду». С этими словами жмет нам руки и выскакивает из кабинета. «Вот и поговорили…» — мелькает в голове. Но напрасно, тем более что у меня был шанс в этом убедиться — меньше года назад на съемках все того же «Медного солнца».
Это был пресс-тур в узбекский город Хива. Нескольких журналистов запустили в декорации кабинета дирижера Карякина, и было заметно, что коллеги слегка напряжены и даже напуганы, ожидая увидеть актера в плохом настроении с его фирменным «злым взглядом». Но Владимир Львович вошел с улыбкой, поприветствовал каждого и с удовольствием ответил на казалось бы в сотый раз заданные ему вопросы вроде «как вы готовились к роли?»
«Аура, что я какой-то злой и суровый, меня преследовала всегда, — с заметными паузами в словах говорит Машков. — Буйный я был в молодости. Так складывались обстоятельства: искал себя, хотел взять мир за грудки. Был достаточно эмоциональным парнем и на многие вещи реагировал очень остро. Драка всегда казалась естественным решением в любом мужском конфликте. Ну вот Олегу Палычу пришлось постепенно учить меня быть поспокойнее, за что я ему очень благодарен. Сейчас всегда контролирую себя и думаю, стал от этого только счастливее».
Слушая все это, невольно прихожу к мысли, что, так или иначе, бунтарство, неуемный дух, нежелание быть как все и сделали актера тем, кем он стал. Его внутренняя сила, рвущаяся наружу, помогала двигаться вперед, не видя препятствий (а потому и не страшась их), и наделила сыгранные им образы тем обаянием и харизмой, перед которыми было просто невозможно устоять.
***
Его кинокарьера началась с драмы Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994). Именно с нее пошла череда брутальных героев, самым ярким из которых, без сомнения, был Толян из «Вора» Павла Чухрая (1997). Фильм номинировался на «Оскара» и «Золотой глобус», и хотя так их и не получил, русского актера заметили. За какую-то пару лет вышли четыре голливудские постановки с его участием: «Танцы в «Голубой игуане», «Американская рапсодия», «15 минут славы» и «В тылу врага». Машкову довелось играть с такими звездами, как Роберт Де Ниро, Джин Хэкмен, Настасья Кински…
В военном экшене «В тылу врага» Владимир играл сербского снайпера Сашу и сделал это настолько эффектно, что именно его герой стал прообразом Нико Беллика, главного злодея в вошедшей в Книгу рекордов Гиннесса по объемам продаж игру GTA IV. Актер потом сокрушался, что ему не предложили озвучить Нико — он бы с удовольствием согласился.
Сейчас у Машкова около пятидесяти работ в кино и сериалах. Самыми знакомыми из последних стали его роли в «Экипаже» и «Движении вверх». Первый стал самым кассовым фильмом 2016 года, второй — 2018-го и кассовым рекордсменом за всю историю отечественного кинопроката. А что если не это является мерилом зрительской популярности?
Обе ленты сняты на «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», но с самим Никитой Сергеевичем Машкову пока поработать не довелось. «Конечно, я хотел бы сниматься у Михалкова. Покажите такого человека, который бы не хотел! Ведь он у нас один такой, наша гордость, наше национальное достояние! Тем более мой друг Гармаш не раз в красках рассказывал, как это здорово. Кстати, когда вышел мой фильм „Папа“, Никита Сергеевич его хвалил. Это было очень приятно».
«Папа» — пока последняя картина, снятая Машковым-режиссером. И безусловно, лучшая. Во многом потому, что стала для него очень личной. «Это было посвящение и моему отцу, и Олегу Табакову, и всем, кто может найти там себя или своих родных. Это картина о том, что родители — самые близкие люди на свете, любящие нас бескорыстно, просто так. И нужно просто отвечать им тем же, уметь просить прощения».
***
Владимир Львович, как я предполагал, возвращается с улыбкой, рассеивающей все опасения и, кажется, тучи, если бы они были. Он так же благодушен, как и в нашу прошлую встречу. Более того, вспомнил меня и спросил, довелось ли мне погулять по Хиве: «Там потрясающий рынок. Не побывать там — большое упущение».
На вопрос, не боится ли он ответственности за детище Табакова, Машков ожидаемо ответил: «Меня вообще трудно напугать. От страхов я избавился еще в юности. В театральной среде мне комфортно — все люди адекватные, профессиональные, со многими работал, с некоторыми дружил. Даже не ожидал, что в театре мне будет так же хорошо, как и в кино. У меня огромные планы, наступают интересные времена».
Говоря о планах ТОТ на ближайшую перспективу, Владимир Львович отметил, что лично у него нет амбиций актера и режиссера. У коллектива есть виртуальный план лет на пять. Но как получится на самом деле — одному Богу известно. По мнению артиста, мир театра хрупок. Спектакль, сыгранный вчера, сегодня уже никуда не годится. Должно быть постоянное движение вперед, новые открытия. А помогать обновляться призвана школа.
«Мы, как отражение нашего учителя, зеркало, как отражение лучших качеств своих, — должны двигаться дальше. Цель у нас одна — успех. Как бы просто это ни звучало. Это и есть сверхзадача», — резюмировал Машков.
Упоминаю юбилей — 27 ноября Владимиру Львовичу исполнится 55. Красивая цифра… Он отвечает, что не испытывает по этому поводу каких-то особых чувств. «Для меня возраст — это прежде всего обретенный опыт. Хочется верить, что чем старше я становлюсь, тем мудрее. Да и глупо как-то переживать по поводу того, что ты изменить не в силах».
Нашему гостеприимному хозяину уже не в первый раз напоминают о том, что время вышло и его ждут на совещании. Мы понимаем — пора прощаться. «А вы в театре-то у нас уже бывали? — по-дружески положив руку мне на плечо, спрашивает Машков. — Обязательно приходите! Не пожалеете». Вот уж не сомневаюсь!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…