Это был год Владимира Машкова. 2018-й начался с триумфального шествия по экранам фильма «Движение вверх», где актер сыграл тренера баскетбольной сборной страны. Весной только и разговоров было, что о назначении его на пост худрука Театра Олега Табакова. Ну, а конец осени ознаменовал 55-летний юбилей Владимира Львовича. Чтобы узнать, с каким настроением он его встретит, «Кинорепортер» отправился к Машкову в гости.
Солнечное и на удивление теплое для середины осени утро. Всего шесть минут прогулочным шагом от нашей редакции — и вот мы уже на улице Чаплыгина у доходного дома братьев Грибовых, который в 1910–1912 годах построил архитектор Густав Гельрих. Уже много лет здание является не только памятником архитектуры, но и Меккой для любого театрала — здесь играет свои спектакли легендарная «Табакерка», сменившая недавно название на Театр Олега Табакова (ТОТ). В этом году его возглавил Владимир Машков, на встречу с которым мы и пришли.
***
Великий актер, режиссер и педагог Олег Табаков ушел от нас 12 марта и — хотя для близких это не было неожиданностью (он долго и тяжело болел) — так и не оставил пожелания насчет преемника. Впрочем, вдова Олега Павловича, актриса Марина Зудина, призналась, что испытала огромное облегчение, когда менее чем через месяц во главе театра и табаковской актерской школы встал Владимир Машков. По словам Зудиной, у учителя и ученика была очень человеческая, душевная связь.
Их встреча стала решающей в судьбе Машкова. В середине 80-х Табаков поверил в проблемного молодого провинциала, которого только что исключили за буйный нрав из Школы-студии МХАТ, и взял под крыло на свой курс. Кстати, в ту же мхатовскую школу будущую звезду взяли тоже не сразу: «На прослушивание я явился в весьма необычном виде: спортивный костюм, усы, длинные волосы, фикса, — с усмешкой вспоминает Владимир Львович. — Ну что поделать? Модно тогда так было в моем родном Новокузнецке. Девчонки были без ума…»
Это сейчас кажется, что более харизматичного артиста в стране назвать трудно, а тогда были самые разные мнения: «Один очень известный актер и режиссер, сидевший в комиссии, внимательно посмотрел на меня и сказал: „Молодой человек, вы никогда не будете сниматься в кино. У вас очень близко посажены глаза“. Я тогда просто обалдел», — продолжает Машков.
В труппу «Табакерки» Машков был принят в 1990 году, где первой большой ролью стал 70-летний Абрам Шварц в спектакле «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Позже были ставшие легендарными «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер», в которых вместе с ним блистали Евгений Миронов и Андрей Смоляков. Владимир буквально ворвался в московскую театральную и культурную жизнь — стремительно и, как оказалось, навсегда. Уже в 1996-м ему было присвоено звание заслуженного артиста РФ.
***
Проходим по уютным театральным коридорам. Владимир Львович уже «на посту» — работает в своем кабинете. Правда, своим это помещение для него еще в полной мере не стало: слишком много дел, чтобы заниматься перестановками мебели. Единственное, что появилось тут с появлением нового худрука, это спортивный тренажер. Нечасто встречаемый атрибут в резиденции начальника, но на фитнес-залы опять же нет времени.
Вот и сегодня, как всегда, день расписан практически поминутно — встречи, совещания, репетиции… А ведь Машков по-прежнему востребованный актер: только в начале октября вернулся из Ниццы, где снималась авантюрная комедия Романа Прыгунова «Миллиард», а до этого он был в Узбекистане на съемках сериала Карена Оганесяна «Медное солнце». В первом ему досталась роль банкира, во втором — дирижера военного оркестра.
«Добрый день, — приветствует нас как всегда с виду хмурый Машков. — Сейчас быстро сбегаю перекурить и приду». С этими словами жмет нам руки и выскакивает из кабинета. «Вот и поговорили…» — мелькает в голове. Но напрасно, тем более что у меня был шанс в этом убедиться — меньше года назад на съемках все того же «Медного солнца».
Это был пресс-тур в узбекский город Хива. Нескольких журналистов запустили в декорации кабинета дирижера Карякина, и было заметно, что коллеги слегка напряжены и даже напуганы, ожидая увидеть актера в плохом настроении с его фирменным «злым взглядом». Но Владимир Львович вошел с улыбкой, поприветствовал каждого и с удовольствием ответил на казалось бы в сотый раз заданные ему вопросы вроде «как вы готовились к роли?»
«Аура, что я какой-то злой и суровый, меня преследовала всегда, — с заметными паузами в словах говорит Машков. — Буйный я был в молодости. Так складывались обстоятельства: искал себя, хотел взять мир за грудки. Был достаточно эмоциональным парнем и на многие вещи реагировал очень остро. Драка всегда казалась естественным решением в любом мужском конфликте. Ну вот Олегу Палычу пришлось постепенно учить меня быть поспокойнее, за что я ему очень благодарен. Сейчас всегда контролирую себя и думаю, стал от этого только счастливее».
Слушая все это, невольно прихожу к мысли, что, так или иначе, бунтарство, неуемный дух, нежелание быть как все и сделали актера тем, кем он стал. Его внутренняя сила, рвущаяся наружу, помогала двигаться вперед, не видя препятствий (а потому и не страшась их), и наделила сыгранные им образы тем обаянием и харизмой, перед которыми было просто невозможно устоять.
***
Его кинокарьера началась с драмы Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994). Именно с нее пошла череда брутальных героев, самым ярким из которых, без сомнения, был Толян из «Вора» Павла Чухрая (1997). Фильм номинировался на «Оскара» и «Золотой глобус», и хотя так их и не получил, русского актера заметили. За какую-то пару лет вышли четыре голливудские постановки с его участием: «Танцы в «Голубой игуане», «Американская рапсодия», «15 минут славы» и «В тылу врага». Машкову довелось играть с такими звездами, как Роберт Де Ниро, Джин Хэкмен, Настасья Кински…
В военном экшене «В тылу врага» Владимир играл сербского снайпера Сашу и сделал это настолько эффектно, что именно его герой стал прообразом Нико Беллика, главного злодея в вошедшей в Книгу рекордов Гиннесса по объемам продаж игру GTA IV. Актер потом сокрушался, что ему не предложили озвучить Нико — он бы с удовольствием согласился.
Сейчас у Машкова около пятидесяти работ в кино и сериалах. Самыми знакомыми из последних стали его роли в «Экипаже» и «Движении вверх». Первый стал самым кассовым фильмом 2016 года, второй — 2018-го и кассовым рекордсменом за всю историю отечественного кинопроката. А что если не это является мерилом зрительской популярности?
Обе ленты сняты на «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», но с самим Никитой Сергеевичем Машкову пока поработать не довелось. «Конечно, я хотел бы сниматься у Михалкова. Покажите такого человека, который бы не хотел! Ведь он у нас один такой, наша гордость, наше национальное достояние! Тем более мой друг Гармаш не раз в красках рассказывал, как это здорово. Кстати, когда вышел мой фильм „Папа“, Никита Сергеевич его хвалил. Это было очень приятно».
«Папа» — пока последняя картина, снятая Машковым-режиссером. И безусловно, лучшая. Во многом потому, что стала для него очень личной. «Это было посвящение и моему отцу, и Олегу Табакову, и всем, кто может найти там себя или своих родных. Это картина о том, что родители — самые близкие люди на свете, любящие нас бескорыстно, просто так. И нужно просто отвечать им тем же, уметь просить прощения».
***
Владимир Львович, как я предполагал, возвращается с улыбкой, рассеивающей все опасения и, кажется, тучи, если бы они были. Он так же благодушен, как и в нашу прошлую встречу. Более того, вспомнил меня и спросил, довелось ли мне погулять по Хиве: «Там потрясающий рынок. Не побывать там — большое упущение».
На вопрос, не боится ли он ответственности за детище Табакова, Машков ожидаемо ответил: «Меня вообще трудно напугать. От страхов я избавился еще в юности. В театральной среде мне комфортно — все люди адекватные, профессиональные, со многими работал, с некоторыми дружил. Даже не ожидал, что в театре мне будет так же хорошо, как и в кино. У меня огромные планы, наступают интересные времена».
Говоря о планах ТОТ на ближайшую перспективу, Владимир Львович отметил, что лично у него нет амбиций актера и режиссера. У коллектива есть виртуальный план лет на пять. Но как получится на самом деле — одному Богу известно. По мнению артиста, мир театра хрупок. Спектакль, сыгранный вчера, сегодня уже никуда не годится. Должно быть постоянное движение вперед, новые открытия. А помогать обновляться призвана школа.
«Мы, как отражение нашего учителя, зеркало, как отражение лучших качеств своих, — должны двигаться дальше. Цель у нас одна — успех. Как бы просто это ни звучало. Это и есть сверхзадача», — резюмировал Машков.
Упоминаю юбилей — 27 ноября Владимиру Львовичу исполнится 55. Красивая цифра… Он отвечает, что не испытывает по этому поводу каких-то особых чувств. «Для меня возраст — это прежде всего обретенный опыт. Хочется верить, что чем старше я становлюсь, тем мудрее. Да и глупо как-то переживать по поводу того, что ты изменить не в силах».
Нашему гостеприимному хозяину уже не в первый раз напоминают о том, что время вышло и его ждут на совещании. Мы понимаем — пора прощаться. «А вы в театре-то у нас уже бывали? — по-дружески положив руку мне на плечо, спрашивает Машков. — Обязательно приходите! Не пожалеете». Вот уж не сомневаюсь!
Комментарии