Маленький городок в Оклахоме шокирован зверским убийством 11-летнего мальчика: душегуб изнасиловал ребенка и зубами вырвал ему горло. Полиция быстро определяется с главным подозреваемым — все свидетели указывают на тренера школьной бейсбольной команды Терри Мейтленда (Джейсон Бейтман). При этом охваченный гневом детектив Ральф Андерсон (Бен Мендельсон) так жаждет возмездия, что даже не удосуживается проверить алиби Терри. А зря — оно у Мейтленда железное: в момент убийства Терри (кстати, парень с безупречной репутацией) был в другом городе в окружении десятков свидетелей. Правда, на теле жертвы обнаружены отпечатки пальцев и ДНК Мейтленда, и это ставит следствие в тупик, но разбираться с этой загадкой придется уже после смерти Терри — на пути в суд его, не дожидаясь вердикта, убьет старший брат убитого мальчика. Дело закрыто, но Ральфу не дает покоя физическое раздвоение личности Мейтленда, и детектив вместе с группой неравнодушных людей начинает собственное расследование, которое топчется на месте, пока к нему не подключается частная сыщица Холли Гибни (Синтия Эриво) — женщина проницательная и готовая рассмотреть любые, даже сверхъестественные версии произошедшего. Холли оказывается права: у Терри был мистический доппельгангер-убийца, и это не единственный подобный случай за последние месяцы. «КиноРепортер» внимательно изучил новое детище канала НВО и составил пять причин, по которым вы обязательно должны посмотреть очередную экранизацию Стивена Кинга.
Да, роман «Чужак» — это старый добрый Стивен Кинг времен «Сияния», с хорошо знакомыми месседжами и в той же отличной писательской форме. Поначалу Кинг позиционирует «Чужака» как спин-офф детективной трилогии о Билле Ходжесе (роман связан с «Мистером Мерседесом» и его сиквелами, а также героиней по имени Холли Гибни, о которой мы поговорим чуть позже): добрая половина книги — что-то среднее между детективом в духе Гришема и сценарием хичкоковского триллера. Но во второй половине романа в повествование вторгается мистическое зло — так же, как четыре десятилетия тому назад оно вторглось в жизнь семьи Торренс. Доппельгангер в «Чужаке» убивает детей, но на деле выкашивает целые семьи: потрясенные родственники жертв тоже умирают — кто-то от вызванных ужасом инфарктов и инсультов, а кто-то, будучи не в силах пережить горечь утраты, совершает самоубийство . У этого кошмара — потусторонняя, иррациональная природа: Кинг продолжает настаивать на том, что сверхъестественное зло существует на самом деле, а не является плодом воображения опасных психотиков. Детектив Ральф Андерсон — угрюмый материалист, которому трудно принять эту извращенную реальность, но Холли Гибни силой авторской воли Кинга убеждает отчаянно сопротивляющегося копа в том, что бабайка существует. Со Стэнли Кубриком, чью экранизацию «Сияния» Кинг на дух не переносит, этот номер не прошел.
Телеверсией «Чужака» занимался ветеран Ричард Прайс — соавтор культовой «Прослушки» и недавней «Двойки», а также сценарист «Цвета денег» Мартина Скорсезе. Результатом остался доволен сам Кинг — писатель присоединился к похвалам большинства американских критиков (на Rotten Tomatoes у «Чужака» 82% положительных рецензий). Прайсу не просто удалось сохранить тревожную и гнетущую атмосферу романа, но и сделать сериал еще более мрачным, изменив ряд нюансов и подкорректировав кое-какие обстоятельства. Самым важным отличием сценария от первоисточника стал образ Ральфа Андерсона: в книге его сын-подросток Дерек, который тоже играл в команде Мейтленда, находится в летнем лагере, а в сериале его год как нет в живых. Андерсон — безутешный отец ребенка, умершего от рака, и телеверсия «Чужака» превращается в мрачную, осязаемую историю о скорби, способной как отдалить родителей друг от друга, так и сблизить их на веки вечные. Вдобавок Прайс практически избавился от акцентов Кинга на детективной природе повествования: тут нет ни намеков на классические истории Агаты Кристи и Артура Конана Дойла, ни аллюзий на современные триллеры с лихо закрученным сюжетом (Кинг, например, сделал эпизодическим героем первой половины романа известного писателя Харлана Кобена — автора детектива «Незнакомец», который, кстати, в этом году тоже был экранизирован в формате сериала).
Кажется, кабельщики из HBO нашли новую золотую жилу. «Чужак», конечно, не «Игра престолов», однако недавних расхваленных «Хранителей» и третий сезон «Настоящего детектива» он по количеству зрителей обошел. Перед финальным эпизодом, вышедшим в эфир 8 марта, аудитория экранизации романа Кинга составляла 9 миллионов зрителей — на миллион больше, чем у третьего «Настоящего детектива» и на два миллиона больше, чем у «Хранителей». С такими показателями можно быть уверенными в том, что одним сезоном дело не ограничится. Правда, многое будет зависеть от оперативности Кинга.
Еще одна крутая перемена связана с образом Холли Гибни — частной сыщицы, унаследовавшей детективное агентство Билла Ходжеса. Молодая героиня, чьи симпатичные странности (что-то вроде синдрома Аспергера вкупе с необычайной проницательностью, граничащей со сверхъестественным даром), пережила крутую метаморфозу — поменяла цвет кожи. В «Мистере Мерседесе» Холли сыграла белая актриса Джастин Люпе, а в «Чужаке» — Синтия Эриво, единственная из афроамериканцев в актерских номинациях на «Оскар-2020». Звезда байопика «Гарриет» справилась с ролью великолепно (во второй половине сезона героиня выходит на первый план, оставляя в тени других персонажей), но все, что мы раньше знали о Холли Гибни, придется забыть — сыщице придумали другой бэкграунд, сделав ее более яркой и сильной личностью. Кстати, Кинг планирует целый цикл романов с Холли Гибни в качестве главной героини (судя по всему, это будут мистические детективы), так что не исключено, что Синтия Эриво вернется к этому эффектному образу еще раз.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ! Можно, конечно, счесть подобное заявление спекулятивным, но отделаться от ощущения переклички с нынешней суровой реальностью практически невозможно. Чтобы в очередной раз сменить личину, став точной копией другого человека, Чужаку достаточно слегка оцарапать жертву — он передается будто вирус. И, трансформировавшись, убивает тоже как вирус: как уже было сказано выше, лишая жизни ребенка, агрессор уничтожает и всех старших членов семьи. В «Чужаке» параллель с вирусными инфекциями проводит Холли Гибни, а в одной из сцен мы видим кладбище, где покоятся жертвы «испанки». Кинг, похоже, вновь продемонстрировал (как это было недавно и в «Мистере Мерседесе» с «автомобильным терактом»), что знает о жуткой изнанке реальности куда больше, чем все остальные.
Сериал доступен на «Амедиатеке».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…