Пожилая богатая дама завещает все свое немалое имущество двум взрослым дочерям, отягощенным проблемами на личном фронте, и юному внуку, вечно залипающему в телефон. Но с одним условием. Они должны все втроем сообща разыскать участников ее любимого музыкального коллектива, который, правда, давным-давно распался, и организовать его реюнион. Причем управиться необходимо в короткие сроки – до ближайшего Нового года. Потому что времени у нее в обрез по причине смертельного недуга.
Феномен советских вокально-инструментальных ансамблей, расцвет которого пришелся на 1970-е, до сих пор почему-то не был ни толком изучен, ни должным образом осмыслен. Сериал «ВИА «Васильки» – одна из первых (наряду с «За полчаса до весны» – байопиком легендарного ВИА «Песняры») сознательных, вдумчивых попыток это сделать.
В своей работе авторы избирают комплексный подход, подступаясь к предмету с противоположных сторон для более полного анализа. В первую очередь формулируют два основополагающих вопроса: что собой представляли так называемые советские ВИА в момент активной фазы своего существования и что они представляют собой теперь, когда эта фаза минула. И далее используют их как отправные точки в исследованиях.
Поискам ответа на второй вопрос посвящен основной сюжет, в котором представители младших поколений предпринимают шаги к эмоциональному сближению и укреплению взаимопонимания со старшим поколением через знакомство с живыми культурными артефактами давно ушедшей эпохи. Тогда как ответ на первый должен, по идее, содержаться в излагаемой параллельно истории становления типичного советского ВИА, действие которой разворачивается в разгар 1970-х годов.
Итого сериал состоит из приблизительно равных по объему, но различных по жанровой принадлежности частей. Наполовину – музыкальный байопик о вымышленной группе, наполовину – семейное роуд-муви. Обе части функционируют автономно, но связаны между собой на уровне надсюжетном, вместе с тем располагаясь на удаленных отрезках общей темпоральной прямой, то есть одна часть является как бы отложенным продолжением и завершением другой. Кроме того, имеет место редкий случай «метавернической» связи, при которой два разных Верника играют две разных версии одного и того же персонажа.
В той части, которая является музыкальным байопиком, мы наблюдаем за процессом основания, развития и неминуемого распада синтетического эрзаца советского ВИА. Для этого в лабораторных условиях создается имитация советской системы, довольно грубая, но в рамках конкретного эксперимента достаточно релевантная. В имитацию помещаются подопытные субъекты, также синтетические, с параметрами, заранее подобранными таким образом, чтобы вступить в драматургическую реакцию, требуемую для выделения иллюстративного материала.
Как следствие, на примере эрзаца и происходящих с ним трансформаций мы можем видеть, как все эти «Песняры», «Веселые ребята», «Пламя», «Самоцветы» и так далее, прославлявшие в своих одинаковых шлягерах Советский Союз и целомудренную любовь мелодичным сладостным многоголосием, появились и куда потом делись. А именно: были порождены совокупностью культурных, социальных и экономических обстоятельств, в общепринятой историографии определяемой как эпоха развитого застоя, там же и остались. Поскольку указанная совокупность сама по себе была не чем иным, как искусственно созданными лабораторными условиями.
Во второй части, решенной в жанре семейного роуд-муви, осуществляется эксперимент по воссозданию того же эрзаца уже в условиях, приближенных к естественным современным, путем принудительной десегрегации вышеупомянутых подопытных субъектов, ранее взаимно разлученных в силу как внутренних разногласий, так и внешних воздействий. Что сопряжено с разного рода трудностями, обусловленными в том числе опять-таки драматургически.
В конечном счете оба эксперимента приводят к единому однозначному выводу: ввиду того, что советские ВИА были суть теми же эрзацами западных рок-групп (обладая тем не менее некоторой любопытной с научной точки зрения самобытностью), объективная культурная ценность их творчества представляется весьма сомнительной.
Что авторы сериала убедительно демонстрируют среди прочего при помощи специально сгенерированных и в характерной манере исполненных квазишлягеров вроде «БАМ нужен нам» и «Посети ты Апатиты», которые точно и иронично репрезентуют соответствующий реальный контент, вместе с тем указывая на то, что такой контент уже в момент возникновения не отвечал актуальным запросам.
С другой стороны, утверждается наличие несомненной сентиментальной ценности творчества советских ВИА. Это оказывается критически важным и более весомым, чем подверженная высокой волатильностью ценность культурная, в случае, когда нарушены коммуникации между поколениями, что грозит утерей исторической памяти.
В такой ситуации творчество советских ВИА – благодаря как раз его оторванности от какого-либо актуального контекста и направленности не вовне, а в самое себя, – может действовать как консолидирующий фактор, оказывая на слушателя одинаково благоприятный эффект вне зависимости от его возраста, гендера или социального положения.
Недавно два уважаемых артиста отметили юбилеи: Чарли Ханнэму стукнуло 45, Рону Перлману – 75. Что объединяет этих колоритных мужчин? Одни…
Инфантильный воришка Эдди (Билл Скарсгард) болтается по Лос-Анджелесу, перебиваясь инспекцией чужих кошельков и машин на наличие мелочовки, на которую можно…
По сравнению с пугающей бесконечностью космоса океан кажется более привычной средой. Но и в его глубинах, если верить легендам, обитает…
Когда по книге снимают кино, это называется экранизация. Бывает же, что, наоборот, тот или иной кинематографический опус конвертируют в опус…
Космос, манящая даль… Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы…
25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками…