Фото: Мария Ямпольская
В Театре на Таганке – свежая премьера: спектакль «Веселые ребята», поставленный по одноименному сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса. Режиссер Денис Азаров за основу взял фильм Григория Александрова, снятый в 1934 году. Тогда картина стала настоящим прорывом: ее с удовольствием смотрели как в СССР, так и за границей. Например, в США она шла под названием «Москва смеется».
Сегодня «Веселые ребята» – классика советской комедии. Денис Азаров решил о ней напомнить современному зрителю, который уже успел отвыкнуть от по-настоящему добрых и светлых историй. Если в фильме главная составляющая все-таки музыка (оно и понятно – 1934 год стал окончательным переходом от немого кино к звуковому в СССР) с лишь намеченной любовной линией между героями Леонида Утесова и Любови Орловой, то в спектакле любовь поставлена на первое место. Музыка же преподнесена как яркое обрамление этого чувства, подчеркивающее душевное состояние Анюты и Кости.
Итак, Костя Потехин (Павел Комаров), пастух, играющий на дудочке, влюбляется в девушку из богатой семьи Лену (Марфа Кольцова). Она же, мечтающая лишь о том, чтобы петь в Большом театре, путает его с итальянским маэстро Фраскини (Павел Левкин) и приглашает на званый ужин. Костя, конечно же, захватывает с собой свое стадо, что и приводит к комичным ситуациям и разоблачению.
Лена разгневана, Костя страдает, и домработница Анюта (Дарья Авратинская), давно и тайно влюбленная в Костю, мучается от неразделенной любви. Конечно же – внимание, спойлер! – в финале, после череды еще более комичных встрясок, наступает всеобщий хеппи-энд. Но по-другому и быть не могло: комедия «Веселые ребята» не могла закончиться как-то иначе – только счастье и радость.
Сценическая интерпретация Азарова – это глубокая стилизация под советский фильм, не лишенная обаяния современности. Складывается полное ощущение, что пришел в старый кинотеатр. Спектакль даже начинается с титров и шутки, что популярные зарубежные артисты в постановке не участвуют.
Занятный ход придумал и художник Алексей Трегубов для сценографии декораций. Вдохновившись операторской работой Владимира Нильсена, который важные сцены фильма снимал одним кадром, чтобы не было видно монтажных склеек, он сделал видеопанораму пейзажа, нарисованного вручную в стиле карандашного рисунка. Она безостановочно двигается, сменяя одну локацию на другую. Сцены будто меняются сами собой и происходит это так естественно и незаметно, словно на киноэкране. Эффект усиливается использованием стробоскопа и поясняющими титрами-ремарками.
Запоминается и стадо Кости – актеры, одетые в ростовые костюмы коров, коз и гусей с большими головами, придают спектаклю особенный колорит. Так же, как Месяц (Иван Коряковский) и Часы (Александра Хованская) привносят в действие нотку сюрреализма, появляясь, чтобы напомнить героям: хватит заниматься ерундой, ведь время идет, а вы все еще не вместе. В фильме эти персонажи тоже были – в виде анимированных рисунков, что уже само по себе новаторство для того времени.
И конечно же, равнодушным не оставляет сцена драки музыкантов. В фильме «Веселые ребята» Александрова для этого кульминационного момента впервые в советском кино снимали дублеров, чтобы сделать его как можно более реалистичным. Актерам спектакля в этом помогали постановщик драки Вячеслав Рыбаков и хореограф Анна Закусова. Сцена получилась живая, эмоциональная и смешная. Не обошлось и без знаменитого: «Мы ре-те-пи-ти… мы… ре-те-пе-ти-ро-ва-ли…»
Спектакль получился динамичным, танцевальным и очень музыкальным. В исполнении артистов и джаз-оркестра звучат все золотые хиты из фильма, включая задорно-частушечный «Разгорелся наш утюг», щемящее «Сердце» и, конечно, «Марш веселых ребят» на слова Василия Лебедева-Кумача — тот самый, где «нам песня строить и жить помогает». Композиция стала мощным финальным аккордом спектакля, сопровождающим масштабное шествие сменяющихся эпох и профессий, как символ того, что музыка действительно объединяет во все времена. Так же, как и любовь.
Товарищи дачники, держитесь! До осени остался последний забег по грядкам и всего с десяток кабачков, которые надо раздать всем нуждающимся.…
Представляем свежую подборку самых ожидаемых премьер. Здесь и смешная учительница с советскими привычками, и мрачная драма о братской ненависти, и…
Японский психологический триллер «Выход 8» снят по мотивам одноименной видеоигры. Суть ее проста: пользователь попадает в безлюдный коридор токийского…
Иногда сценарии лежат в ящиках годами, пока до них не доходят руки. История «Диспетчера» как раз такая. Проект, который назывался…
Сегодня исполняется 85 лет Винсу МакМэну. Возможно, его имя вам незнакомо, но вы наверняка хотя бы раз сталкивались с делом…
Сергей Сельянов учился на строителя – на факультет Тульского политеха он поступил специально, чтобы снимать кино на любительской киностудии при…