Погружение в советскую эпоху на максималках в Театре на Таганке.
В Театре на Таганке – свежая премьера: спектакль «Веселые ребята», поставленный по одноименному сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса. Режиссер Денис Азаров за основу взял фильм Григория Александрова, снятый в 1934 году. Тогда картина стала настоящим прорывом: ее с удовольствием смотрели как в СССР, так и за границей. Например, в США она шла под названием «Москва смеется».
Сегодня «Веселые ребята» – классика советской комедии. Денис Азаров решил о ней напомнить современному зрителю, который уже успел отвыкнуть от по-настоящему добрых и светлых историй. Если в фильме главная составляющая все-таки музыка (оно и понятно – 1934 год стал окончательным переходом от немого кино к звуковому в СССР) с лишь намеченной любовной линией между героями Леонида Утесова и Любови Орловой, то в спектакле любовь поставлена на первое место. Музыка же преподнесена как яркое обрамление этого чувства, подчеркивающее душевное состояние Анюты и Кости.
Итак, Костя Потехин (Павел Комаров), пастух, играющий на дудочке, влюбляется в девушку из богатой семьи Лену (Марфа Кольцова). Она же, мечтающая лишь о том, чтобы петь в Большом театре, путает его с итальянским маэстро Фраскини (Павел Левкин) и приглашает на званый ужин. Костя, конечно же, захватывает с собой свое стадо, что и приводит к комичным ситуациям и разоблачению.
Лена разгневана, Костя страдает, и домработница Анюта (Дарья Авратинская), давно и тайно влюбленная в Костю, мучается от неразделенной любви. Конечно же – внимание, спойлер! – в финале, после череды еще более комичных встрясок, наступает всеобщий хеппи-энд. Но по-другому и быть не могло: комедия «Веселые ребята» не могла закончиться как-то иначе – только счастье и радость.
Сценическая интерпретация Азарова – это глубокая стилизация под советский фильм, не лишенная обаяния современности. Складывается полное ощущение, что пришел в старый кинотеатр. Спектакль даже начинается с титров и шутки, что популярные зарубежные артисты в постановке не участвуют.
Занятный ход придумал и художник Алексей Трегубов для сценографии декораций. Вдохновившись операторской работой Владимира Нильсена, который важные сцены фильма снимал одним кадром, чтобы не было видно монтажных склеек, он сделал видеопанораму пейзажа, нарисованного вручную в стиле карандашного рисунка. Она безостановочно двигается, сменяя одну локацию на другую. Сцены будто меняются сами собой и происходит это так естественно и незаметно, словно на киноэкране. Эффект усиливается использованием стробоскопа и поясняющими титрами-ремарками.
Запоминается и стадо Кости – актеры, одетые в ростовые костюмы коров, коз и гусей с большими головами, придают спектаклю особенный колорит. Так же, как Месяц (Иван Коряковский) и Часы (Александра Хованская) привносят в действие нотку сюрреализма, появляясь, чтобы напомнить героям: хватит заниматься ерундой, ведь время идет, а вы все еще не вместе. В фильме эти персонажи тоже были – в виде анимированных рисунков, что уже само по себе новаторство для того времени.
И конечно же, равнодушным не оставляет сцена драки музыкантов. В фильме «Веселые ребята» Александрова для этого кульминационного момента впервые в советском кино снимали дублеров, чтобы сделать его как можно более реалистичным. Актерам спектакля в этом помогали постановщик драки Вячеслав Рыбаков и хореограф Анна Закусова. Сцена получилась живая, эмоциональная и смешная. Не обошлось и без знаменитого: «Мы ре-те-пи-ти… мы… ре-те-пе-ти-ро-ва-ли…»
Спектакль получился динамичным, танцевальным и очень музыкальным. В исполнении артистов и джаз-оркестра звучат все золотые хиты из фильма, включая задорно-частушечный «Разгорелся наш утюг», щемящее «Сердце» и, конечно, «Марш веселых ребят» на слова Василия Лебедева-Кумача — тот самый, где «нам песня строить и жить помогает». Композиция стала мощным финальным аккордом спектакля, сопровождающим масштабное шествие сменяющихся эпох и профессий, как символ того, что музыка действительно объединяет во все времена. Так же, как и любовь.
Комментарии