К 95-летию великой русской актрисы.
Воительница, былинная дева-богатырь, удалая некрасовская женщина, которая и коня на скаку… и в горящую избу… Не то чтобы сил с избытком, да просто рядом не находится сильных. Опоры нет, вот и приходится все брать в свои руки. Когда думаешь о Нонне Мордюковой, на ум приходит образ древнегреческой кариатиды, статуи-колонны, сильной женщины, не познавшей роскоши побыть слабой. В ее фильмографии нет блеклых и проходных ролей, каждое ее появление на экране захватывает внимание и сердца зрителей. Народная и родная Ноябрина (имя, данное при рождении) стала недосягаемым образцом естественности и природной неподдельности. Одна из планет названа в память о ней, и свет ее звезды не угасает на экранах по сей день.
Ульяна Громова, «Молодая гвардия» (1948)
Дебютная роль краснодонской подпольщицы в фильме Сергея Герасимова, снятом по роману Александра Фадеева, принесла актрисе всенародную известность, знакомство с Вячеславом Тихоновым, ее будущим мужем, и Сталинскую премию. Актриса вспоминала, что деньги от награды отослала домой в станицу, чтобы поддержать родителей и пятерых братьев и сестер. Себе же купила шляпку фасона «амазонка» для верховой езды. Смеялась, что для полноты образа ей недоставало только хлыста и лошади.
Саша Потапова, «Простая история» (1960)
Роль женщины, потерявшей на войне мужа, которой выпало стать председателем колхоза, была написана специально для Нонны Мордюковой. Самоотверженность, прямота, бескомпромиссность и неумение жить только для себя – буквально списаны с нее. Удивительно, как в пору торжества коммунистической идеологии фильму удалось обойтись без плакатности и пафоса, сохранив задушевность и человечную интонацию. Сегодня в героине этой совсем не простой истории просматриваются черты этакой феминистки поневоле, а ставшее крылатым «Хороший ты мужик, но не орел» с той поры хранится в женском арсенале.
Клавдия Вавилова, «Комиссар» (1967)
Opus magnum актрисы, принесший ей мировую славу и статус одной из десяти лучших актрис XX века по версии Британской энциклопедии. Фильм пролежал на «полке» более 20 лет, а режиссер Александр Аскольдов был лишен возможности работать, получив ярлык профнепригодности. Время разменяло это клеймо на бессмертие и россыпь мировых наград. В основе сценария – рассказ Василия Гроссмана о комиссаре Красной армии, в разгар Гражданской войны застигнутой неожиданной беременностью и нашедшей приют в доме многодетной еврейской семьи. На киноэкране этот сюжет обрел поистине библейские масштабы, а Нонна Мордюкова достигла высочайшей трагедийной высоты.
Варвара Плющ, «Бриллиантовая рука» (1968)
Актерский диапазон актрисы сродни размаху ее души, потому в ее кинолетописи органично переплетены роли женщин трудной судьбы с комическими, гротесковыми героинями. Одна из них – неутомимая Варвара, любящая во все совать свой нос, – искрометный, острохарактерный персонаж, которому готова суфлировать вся страна, ведь все ее реплики разошлись на цитаты: от «Наши люди в булочную на такси не ездят!» до «Скромненько, но со вкусом!» Этакий Швондер в юбке образца 1960-х и предшественница Ивана Васильевича Бунши, сменившего профессию на царскую, Мордюкова в роли управдома буквально владычествует в кадре. Ее фраза «Вам предоставлена отдельная квартира, там и гуляйте» в нынешнюю пору коронавирусной несвободы перемещений оказалась как никогда актуальной.
Федосья Угрюмова, «Русское поле» (1971)
«Кого ни встретите, все мои» – так героиня этой драмы отвечает на вопрос, много ли у нее детей. Точно так же говорила о своих ролях-детях Нонна Мордюкова. Главная роль в «Русском поле» стала особенной для актрисы не столько потому, что она была признана за нее лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», сколько потому, что в кадре ей довелось сыграть с сыном Владимиром Тихоновым. По сюжету, его персонаж погибает. Кто мог подумать, что экранное горе актрисы окажется пророческим…
Мария Коновалова, «Родня» (1981)
Одна из ярчайших танцевальных сцен отечественного кино, предшественница культового дуэта из «Криминального чтива», – танец тещи и зятя в исполнении Нонны Мордюковой и Юрия Богатырева в родном и роднящем фильме Никиты Михалкова. Смычка и стычка города и деревни, матери и дочери, драмы и эксцентрической комедии – все здесь заверчено как в лихом танце. В роли «простой русской женщины», приехавшей навестить дочь и внучку, Мордюковой удается явить целый каскад оттенков – от грубоватой вульгарности до детской наивности и щемящей чеховской тоски.
Полина, «Мама» (1999)
Фильм вдохновлен событиями 1988 года, когда семья Овечкиных, известная как ансамбль «Семь Симеонов», совершила попытку захвата самолета. Но не только поэтому фильм «Мама» можно считать основанным на реальных событиях. Подлинность его в том, что этот последний художественный фильм с участием актрисы в своем названии заключил то, кем была и остается Нонна Мордюкова для многих поколений отечественного кино. Непримиримая и всепрощающая – Мама.
Комментарии