Обычный усатый мужик предпенсионного возраста по имени Игорь проживает в городе на перефирии, зарабатывает починкой обуви, а в свободное время пишет от руки в тетрадке мемуары и предается грезам. Однажды он загорается мечтой увидеть Красное море и для осуществления оной решает заняться животноводством прямо у себя в гараже. Но его проекты не встречают понимания со стороны родных и разбиваются о жестокую действительность.
Несколько лет назад Виталий Суслин покорил фестивальную публику фильмом «Голова. Два уха» – душераздирающей экранизацией правдивой истории про обманутого мошенниками обезоруживающе простодушного деревенского парня. Где тот же парень исполнил роль самого себя. Относительно громкий успех конвертировался в сиквел под названием «Папье-Маше», отчасти решенный в постмодернистском ключе. Но и на этом Виталий Суслин не остановился, продолжив и далее гнуть свою линию. И согнул в итоге «Верблюжью дугу».
В фильме «Верблюжья дуга» он уже не так агрессивно давит на жалость. По крайней мере, с главным героем, которого на этот раз играет профессиональный актер (Александр Карнаушкин), ничего, на первый взгляд, вопиюще несправедливого не происходит. Вернее, происходит, конечно. Речь ведь снова идет о трагедии маленького человека. Но на этот раз о трагедии несколько иного рода – сугубо личной, интимной, имплицитной.
То есть вроде бы все неплохо у сапожника Игоря. Как у всех. Жена, взрослый сын, квартира, работа, елка сборная пластмассовая. А счастья нет. Потому что, как было замечено выше, нет понимания. Сын не понимает, зачем нужны мемуары, жена не понимает, зачем нужна живая елка вместо пластмассовой, и никто не понимает, зачем нужны хрюшки в гараже (хрюшки, кажется, тоже не понимают). Как следствие – перманентное состояние фрустрации. Из которого сапожник Игорь находит единственный выход, ведущий в пространство сновидений, где он проживает вечное беззаботное лето с сачком в руке и в компании молодой мамы.
В свою очередь, Виталий Суслин, столь старательно, скрупулезно препарируя перед нами своего нового маленького человека, тем самым как бы демонстрирует, что мы внутри такие же уязвимые и несчастные. Иными словами, препарирует заодно и нас. Глядите, говорит, все мы в той или иной степени сапожник Игорь, все мы одиноки, как бы этого ни отрицали про себя. Бьет, стало быть, прямо по самому по больному. Пробивая психологическую броню любой толщины и прочности. Но не в силу садистских наклонностей, а ради пробуждения глубокого сострадания к человеку – того, что лежит в основе гуманизма.
Кому-то, вероятно, может показаться, что подобного рода кино сейчас не актуально. Потому как проблемы таких вот ничем с виду не примечательных людей на повестке дня если и стоят, то последними пунктами. Но нет: как раз сегодня нам особенно не хватает сострадания и гуманизма. Потому особенно важно к человеку присматриваться, прислушиваться. И к обычному человеку прежде всего, поскольку именно он во все времена составляет большинство, являя собой основу, поддерживающую общество в целом. А не эти все…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…