Статьи

Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной

Верс — элитный воин расы Крии, которая после долгих тренировок наконец-то отправляется на важное задание. Ей предстоит столкнуться с враждебной расой скруллов, а затем очутиться на Земле, познать собственные силы, познакомиться с молодым еще Ником Фьюри и вспомнить давно потерянное прошлое и собственное имя.

«Капитан Марвел» – фильм по-настоящему важный для киновселенной Marvel по нескольким причинам. Во-первых, впервые главную роль играет женщина (не в рамках актерского ансамбля, а сольно). Во-вторых, героиня является своеобразным мостиком к грядущему финалу всей эпопеи. Фильм призван позатыкать отдельные сюжетные дыры, лаконично ввести сильного женского персонажа и дать задел на нечто большее, открывая своего рода новую веху во всей киновселенной. Тем обиднее, что Marvel явно заигрались, выдав достаточно скучного персонажа за откровение. Что именно не так и почему стоит смотреть на конкурентов в лице DC – вопрос достойный внимания, и на нем хотелось бы остановиться подробнее.

Краткий экскурс в историю комиксов тут не помешает. DC стартовали в конце 30-х годов прошлого века и долгое время морально оставались примерно там же: простые сюжеты, идеальные персонажи и подход к героям как к богам. Да, они несли что-то доброе и вечное в массы со своих страниц (иногда даже излишне заигрываясь со своим всесилием), но при этом нередко чувствовалась их оторванность от реальности. Иногда это называют «проблемой Супермена»: пришелец Кал-Эл настолько могуч и не похож на людей, что совершенно не вызывает никакой эмпатии. Он всегда добр, весел, нацелен на справедливость и готов раздать тумаков различным злодеям – от Лекса Лютора до космических вторженцев вроде знакомого по «Бэтмену против Супермена» Думсдея.

Проще говоря, Супермен – скорее функция, чем герой.

Корни этой проблемы уходят в историю его появления: он явился как попытка оградить людей от ужасов Великой Депрессии, повальной механизации труда и прочих неприятных для простых граждан вещей. Как ни смешно, но по своей сути Супермен был социалистическим героем: он боролся за права людей, в нем было сильным чувство долга и в целом он соответствовал образу героя как символа социалистического строя. Символ должен быть простым, но важным, близким к идеалу, поэтому с каждым разом он становился все сильнее и сталкивался со все более глобалными трудностями. Идеалу трудно симпатизировать, что и является главной проблемой Супермена.

Герои же Marvel чаще всего «цепляют» как раз своей человечностью: та же «Фантастическая четверка», один из первых комиксов обновленного издательства Marvel, цепляла именно своим свежим подходом: герои были человечны. Они ругались, мирились и ссорились, сталкивались с бытовыми проблемами. Появившийся позже Человек-Паук и вовсе был вынужден вести двойную жизнь и переживал из-за прыщей и отношений с девчонками – что для комиксов было совсем уж в новинку. Таким героям хотелось сопереживать. На таких героях держалась и киновселенная: тот же Тони Старк, Железный Человек, имеет ряд проблем со здоровьем и находится в крайне неопределенных отношениях с подружкой-секретарем Пеппер Поттс. Капитан Америка хоть и является символом, но не отличается чрезмерными возможностями (плюс с трудом способен найти себе место в новом мире). Даже Тор, являющийся богом, и тот постоянно переживает из-за брата Локи и периодически проигрывает в битвах с ним же – лишь для того, чтобы вновь подняться и столкнуться с новыми проблемами.

Капитан Марвел же в свою очередь как раз и является эдаким Суперменом вселенной: будучи сильным персонажем (речь не про проработку, а про боевой потенциал — мощные потоки энергии из рук, полет, способность дышать в открытом космосе, поглощать энергию, ломать сталь голыми руками и многое другое; серьезно, иногда кажется, что Кэрол вообще что угодно может сделать), она решает почти все проблемы не особо запариваясь, чаще всего просто черпая силы из будто бы бесконечного источника. Бонусом к этому идет модная нынче повестка о женских правах, проходящая через весь фильм тонкой красной линией: Кэрол Дэнверс проходит через самоопределение и отказ от требований «приютившей» ее расы крии, в одной из сцен буквально разрывая оковы общества. В попытках максимально точно угодить в тренд и создать сильную героиню Marvel слишком сильно перегибают палку: Кэрол становится символом, пустышкой, наделенной массой положительных черт. Функцией, следить за которой не так уж и интересно.

По-настоящему интересные герои рождаются из противоречий: Капитан Америка следует четкому внутреннему компасу, который иногда дает сбой — что прекрасно видно в фильме «Первый Мститель: Противостояние». «Сбои» же Капитана Марвел – исключительно внешние: ей точно известно, что она права, и менять по необходимости точку зрения ей не трудно. У идеалов не должно быть моральных дилемм. На фоне наметившегося не так давно тренда с «авторскими» фильмами вселенной вроде «Тора: Рагнарек» и дилогии «Стражи Галактики» «Капитан Марвел» кажется эдаким шагом назад: обратно к слишком уж стандартной супергероике, лишенной изюминки.

Более того, появление такого героя, ранее не встречавшегося в киновселенной, кажется эдаким «богом из машины»: на первый взгляд все смотрится так, словно продюсеры кинофраншизы попросту бросают спасательный круг в ту кашу, которую сами же и заварили. Все это не очень-то хорошо работает на образ – но при этом работает на актуальную тему: именно сильная женщина, судя по всему, и спасет вселенную. Возможно, не в одиночку, но сам факт не пройдет незамеченным.

А жаль. Сама по себе Кэрол обладает большим потенциалом, интересной собственной историей и вполне могла бы составить компанию (а то и конкуренцию) Стражам Галактики, ведь, по сути, про космическую жизнь киновселенной все еще известно немного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад